Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

урок в 11 классе"Коллектив"
Тема урока: Коллектив.

Автор: Коновалова Н.В. педагог-психолог школы-гимназии №6 г.Семей
Цель: рассмотреть этапы формирования коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «коллектив».
2. Проанализировать и проранжировать этапы формирования коллектива.
3. Развивать умения практического анализа этапов формирования коллектива.
Ход урока.
Приветствие.
Побуждение. Чтение притчи «Пророк и большие ложки»
Обсуждение:
• Что хотел показать пророк вопрошавшему?
• В чем разница ада и рая?
• О чем будем говорить на нашем уроке?
Ребята в группах знакомятся с разными пословицами, определениями и выска-зываниями о коллективе. Затем каждая группа дает свое определение коллектива и аргументирует свое мнение.
Так как коллектив формируется и развивается в общем деле, то предлагается каждой группе построить «Вавилонскую башню». Строительство башни нужно провести без каких-либо скрепляющих средств, то есть только из тридцати листов бумаги (А4). На строительство каждой группе отводится 7 минут. По истечении времени сравнивается высота башен и отмечается самая высокая башня.
Обсуждение:
• Как шло строительство?
• Чья была идея?
• Как распределились роли?
• Что помогло в работе?
• Что помешало в достижении цели?
Большинству из нас хоте¬лось бы житъ, и работать среди людей, которые нас понимают, могут помочь и поддержать в трудную минуту, являются единомыш-лен¬никами, т. е. быть членами сплоченного коллектива. Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
Психолог А. Н. Лутошкин описал пять этапов (или уровней) развития кол-лектива, использовав для характеристики каждого уровня яркие обра¬зы-символы: «Песчаная россыпь», «Мягкая гли¬на», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горя¬щий факел». Они отражают психологические осо¬бенности каждой группы, ее сплоченность, взаимо¬отношения между ее членами.
Опираясь на образы-символы, выделенные Лутошкиным, каждой группе предлагается проанализировать смысл названий этапов формирования коллекти-ва, подумать каковы психологические особенности каждого этапа и проранжиро-вать их. Далее вниманию детей предлагается трактовка образов-символов, пред-ложенная Лутошкиным.
Ребятам предлагается подумать, какие этапы формирования коллектива прошли группы при строительстве «Вавилонской башни».
Итог урока. Настоящий коллектив – тот, где люди сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим плохо; тот что, объединяет лю-дей для решения совместных задач.
Рефлексия урока:
• Сегодня на уроке я…
• Значимым для меня было…

Приложение к уроку.
1. Коллектив — это сложный субъект «о многих головах», имеющий собст-венный «организм», а значит, подчиняющийся определенным и четким законам развития и жизнедеятельности. Всегда находясь в динамике, живой «организм» нуждается в «ске¬лете». Поэтому будем считать коллектив саморегулирующейся системой с ориентацией на поиск прочной опоры в чем-то или ком-то. (М.Ф.Шевченко)
2. «...Коллектив — это свободная группа трудящихся, объединенных еди-ной целью, единым действием, организованная, снабженная органами управле-ния, дис¬циплины и ответственности, коллектив — это социальный организм в здоровом че¬ловеческом обществе». (А.С.Макаренко)
3. «Я убежден, — говорил А. С. Макаренко, — что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом долж¬на быть поставлена общая коллективная цель, — не перед отдельным клас-сом, а обязательно перед целой школой»
4. «Коллектив (от лат. собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в про¬цессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития». (Краткий психологический словарь)
5. Коллектив (от лат. собирательный) — группа людей, объединенных об-щими делами, общей работой. (Словарь иностранных слов)
6. Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отно¬шения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективно-стью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.
Сверхаддитивный эффект возникает в малой группе при ее приближении по уров¬ню развития к коллективу вследствие более четкого распре¬деления обязанно-стей, координации действий и установле¬ния хороших деловых и личных взаимо-отношений между ее членами. (Р.С.Немов)
7. Коллектив — высокоразвитая малая группа, отношения в которой строят-ся на высоконравственной основе. (Р.С.Немов)
8. Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой, общими интере-сами. (С.И.Ожегов)
9. В одиночку не одолеешь и кочку, артельно — и через гору впору.
10. Все за одного — один за всех.
11. Один в поле не воин.
12. Один и камень не сдвинешь, а артельно и гору поднимешь.
13. Рядом сидели, да разные песни пели.
«Пророк и длинные лож¬ки».
Один правоверный пришел к пророку. Его очень волновало, что такое рай и ад, потому что он хотел жить праведно. «Где ад и где рай?» - с этим вопросом правоверный обратился к пророку, но тот не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными пере¬улками во дворец.
Через железные врата они прошли в большой зал. Народу там было види-мо-невидимо, бедные и богатые, в лох¬мотьях и в одеяниях, украшенных драго-ценными камнями. По¬среди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп. От варе¬ва шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. Спутник пророка поразил¬ся, когда увидел у них в руке по ложке, величиной с него самого. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная руч-ка. Осталь¬ная часть черенка ложки, содержимое которой могло бы насытить лю-бого человека, была железной и от супа нестерпимо горячей.
С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хо-тел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охвачен-ные жад¬ностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасыва¬лись друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это — ад!».
Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. По¬сле долгих странствий по темным переходам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие пророк и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки оку-наемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими лож¬ками, чтобы каждый мог спокойно есть. Как только на-сыщался один, его место занимал другой. Пророк сказал своему спутнику: «А вот это — рай!».
Этапы формирования коллектива.
1 – й уровень— «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на на-шем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчи¬нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Бывает так и в человеческих группах. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. В одном случае люди не стре¬мятся пойти друг другу навстречу, а в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитет¬ного центра, вокруг которого происходило бы объединение, спло¬чение людей, где бы каждый чувствовал, что он другому нужен, и сам нуждался бы во внимании других. По-этому такая стадия разви¬тия коллектива — «песчаная россыпь» — не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2– й уровень — «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — мате¬риал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить раз-ные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть и классный руково-дитель, и авторитетный ученик) этот материал превращается в прекрасное изде-лие. Но если не приложить усилий, то он может так и остаться простым куском глины.
На этой ступени развития коллектива отношения в основном доб¬рожелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. На-стоящего, хорошего организатора нет или просто ему трудно, так как некому под-держать его.
3– й уровень — «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцаю¬щий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверен¬ность в том, что курс вы-бран правильно. Важно только быть внима¬тельным, не потерять световые вспыш-ки из виду. На этом этапе кол¬лектив тоже подает каждому сигналы «так держать? и каждому го¬тов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание тру-дить¬ся сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Встречающиеся трудности часто прекращают деятельность груп¬пы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предло¬жения по улучшению дел не толь-ко у себя в классе, но и в школе. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех.
4– й уровень — «Алый парус». Алый парус — символ устремленно¬сти впе-ред, неуспокоенности, дружеской верности, долга. У боль¬шинства членов класса проявляется чувство гордости за коллектив; все переживают, когда кого-то по-стигнет неудача. Группа живо ин¬тересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, и иногда ее чле¬ны приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа явля¬ется сплоченной, она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда ей хватает мужества признать свои ошибки сразу, отстаивать свои интере-сы, но это положение может быть исправлено.
5– й уровень — «Горящий факел». Горящий факел — это живое пла¬мя, го-рючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответ¬ственность.
Настоящий коллектив — тот, где люди сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим плохо; тот, что объ¬единяет людей для решения со-вместных задач.

«Алый парус»

«Горящий факел»

«Мягкая глина»

«Песчаная россыпь»

«Мерцающий маяк»

Категория: Школьный психолог | Добавил: kvi-1966 (2009-02-23) | Автор: Валентина E
Просмотров: 2899 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 3:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru