Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Владимир Леви. ДНЕВНИК ЗВЕРЯ. Окончание

  В глубине мозга есть особая, генетически заложенная система, запускающая и осуществляющая инстинктивную агрессивную реакцию, оборону и нападение. Древнейшая биопсихопрограмма, несравненно древней человека и человечества.
      Там, где эта программа скрывается, - в подсознании - гнездятся и наши зависимости. Там они переходят из восприятия в действие, подчиняя нас своему слепому автоматизму - в том случае, если нет между восприятием и действием промежуточного звена, пропускного пункта: нового, сознательно выработанного отношения к жизни. Новой системы автоматизмов. Новой программы, переведенной из сознания в подсознание.
      Всего два слова вмещают в себя суть вышесказанного: Осмысление и Самонастрой. А если одним общим словом - то само-пере-программирование. Длинновато, зато по-современному понятно.
      Теперь - мои вам пожелания.
      1. ОСМЫСЛЕНИЕ. Размышления о реально необходимом месте и пропорции гнева в жизни.
      Если однажды сосредоточиться и спросить себя: есть ли из вероятных событий жизни что-то действительно достойное моего гнева? - то ответ человека реалистичного, земного, практического, скорее всего, будет: да, есть. Но - немногое.
      Только настоящее, несомненное зло, злодейство. Только то, что действительно угрожает жизни, здоровью и благополучию моему, моих близких и других людей. Насилие, обман, нарушение прав, хищничество, зверство, жестокость, цинизм, преступное равнодушие, опасная глупость, наглое хамство... В жизни этого, конечно, более чем хватает. Но все же это лишь часть жизни, переменная по значению. В обыденной жизни с активным злом вплотную сталкиваешься, слава Богу, не так уж часто. (Есть, правда, жизненные ситуации и профессии, сталкивающие со злом с повышенной частотой, даже с постоянством: милиционеры, следователи, психиатры, военнослужащие спецчастей и т.д. Этот вынужденный зверотренинг не все выдерживают. Пример был только что... В этом же ряду, с другой стороны, - журналисты, правозащитники...)
      А когда сталкиваешься и гневаешься, справедливо гневаешься - всегда еще и вопрос: а нужен ли, а полезен ли гнев для борьбы со злом? Гнев даже праведный - больше помогает или больше вредит?
      Ответ: да, иногда гнев нужен. В чрезвычайных ситуациях, в борьбе с сильным врагом дает силу, могучую энергетику. Может производить должное впечатление на тех, кому адресован, внушать страх, пресекать безобразия и побуждать поступать как следует. Да, гнев праведный помогает в борьбе со злом - если только не мешает спокойно думать, ясно видеть и правильно действовать. Если употребляется по назначению и соразмерно. Если подчинен направляющей силе ума.
      Но в том и беда, что силы ума для управления гневом, как правило, недостает. Гнев и дитя недоумия, и родитель. В подавляющем большинстве жизненных случаев неуправляемый гнев, безумный зверь-гнев и оказывается злом, наибольшим злом. Не стоит и доказывать, убеждаемся на каждом шагу. И мой гнев вносит в копилку зла личного и мирового свою лепту - как говорил некий старичок о своей пенсии, "маленькую, но хорошую"... Если ума достаточно, гнев не нужен.
      Возвращайтесь к этим размышлениям снова и снова, пополняйте их свежими примерами из своей и окружающей жизни. Постепенно мысли ваши, собравшись и упорядочившись, обретут силу действия, и зверь-гнев окажется на цепи, в строгом ошейнике.
      2. ШКАЛА: сознательное распределение гнева.
      Размышление и самонастрой (примерный):
      Отныне я начинаю распределять силу своего гнева по собственному закону. По выстроенной иерархии. По уму.
      Я понимаю, что гнев мой не сразу сообразуется с моим умом, а будет еще некоторое время выплескиваться стихийно. Вполне вероятно даже, что и всегда, до конца дней, он будет, как море, штормить иногда, и бури будут случаться изредка, а то и цунами... Я буду постоянно общаться со своим гневом, буду терпеливо им заниматься, работать с ним. Я построю на пути своих гневных штормов и бурь надежные волнорезы и отмели. Я выдрессирую своего зверя. Я верю, что мы с ним поймем друг друга, и все образуется...
      Вот то главное, что достойно моего гнева.
      (Небольшой список явлений, событий, ситуаций, людей...)
      Вот те редкие случаи, когда нужно и можно открыто гнев проявлять.
      (Список...).
      Вот что недостойно моего гнева.
      (Большой список явлений, событий, ситуаций, людей, существ...).
      Вот когда гневаться - глупо, идиотично.
      (Громадный список...)
      ......
      Пополнять списки постепенно. Перечитывать с утра и перед сном, днем заглядывать... Прорабатывать разными способами - игро-ролевыми, о которых я уже рассказывал в книгах ("Искусство быть Собой", "Искусство быть Другим", "Ближе к телу", "Комическая атака") и с помощью нижеследующего.
      3. ОСВОБОЖДЕНИЕ. Самонастрой, направленный на снижение подсознательной тревожности и судорожного стремления контролировать события жизненного потока.
      Выработка реалистичного подхода к стихийности повседневной жизни, ко всяческим отклонениям от заданности; ко всевозможным случайностям, к издержкам суеты и налогам энтропии, к неизбежным ошибкам и глупостям, как своим, так и чужим, к разным погодам судьбы...
      Агрессия, раздражительность, злость, ярость, гнев - входят в эти разные погоды, и еще как. Неотъемлемо. Что ж - вы реалистично даете и себе и другим право на раздражительность и агрессивность, право на злость, на гнев. Вы понимаете, что от вас это зависит не полностью. Гнев чужой - практически не зависит, разве что изредка или при очень продвинутом искусстве общения... Зато ваш собственный гнев в немалой мере зависит от вас - в неполной тоже, но и в немалой, а главное - в увеличиваемой.
      Утверждения для самонастроя:
      я свободен - все свободны,
      я ошибаюсь - все ошибаются,
      я бываю тупым (глупым, злым ...) - все бывают тупыми (дураками, козлами...),
      я смешон - все смешны,
      я имею право и гневаться, и не гневаться - все имеют такое право,
      свободен - свободны...
      Дополните эти утверждения любыми своими. Конкретизируйте. Вчувствуйтесь и усвойте. Повторяйте, варьируйте. Постепенно настрой этот войдет в подсознание и сделает вас существенно иным человеком. Вам станет легче, интереснее и приятнее жить.
      4. ГНЕВ И Я: ВЗАИМОЛЮБОВЬ. Самонастрой, направленный на установление мирных, дружеских, бережных отношений между вами и вашим гневом.
Сосредоточенно и глубоко, с любой долей сопутствующего юмора и иронии, вчувствуйтесь в следующие утверждения. Примите их как свои, у-свойте. Повторяйте как можно чаще. Пусть они залягут вам в подсознание.
Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГНЕВ.
Мой гнев разумен. Мой гнев благороден. Мой гнев прекрасен.
Я ценю свой гнев высоко.
Я гневом своим до чрезвычайности дорожу.
Я расходую свой гнев бережно и экономно.
Я пускаю свой гнев в ход только в самых необходимых случаях. В самых крайних.
Я слишком люблю свой гнев, чтобы позволять ему растрачиваться на пустяки.
Все меньше и меньше остается на свете достойного моего гнева.
МОЙ ГНЕВ ЛЮБИТ МЕНЯ.
Мой гнев меня понимает, ценит и бережет.
Все реже и реже старается гнев мой тревожить меня.
Уверенный в своей правоте и разумности, сохраняет невозмутимость.
Зная великую силу свою, спокоен.
Мой гнев
как лев,
питаясь Божьим млеком,
себя преодолев -
стал человеком.
      5. ВЫРАЖАЛИЩЕ: ролевой аутотренинг - актерская работа с чувством, проявлением и выражением гнева.
      Выделите себе время - хотя бы три раза в неделю по полчаса найти всегда можно! - для творческих репетиций гнева искусственного.
      Суть и смысл: сознательное воспроизведение любого напряженного эмоционального состояния, вживание и изображение (пусть даже только внешнее, без переживания или только с тенью переживания) - во-первых, дает этому состоянию выход, разрядку, освобождает, облегчает душу.
      А во-вторых и в главных - проторяет путь к сознательному владению этим состоянием в жизни - в условиях его ЕСТЕСТВЕННОГО возникновения. Строит между сознанием и подсознанием мост. Лестницу между верхами и низами души. Выстраивает внутренний пропускной пункт для гнева и других негативных реакций.
      Для выполнения большинства тренинго-ролевых действий этого ряда требуется уединение, а для некоторых (крик, мат) - строгое уединение. Но кое-какие (танцы, например) можно производить и открыто, в присутствии своих ближних, домашних, а если духу хватит, даже при посторонних, не боясь показаться им сумасшедшим, это уже будет подвиг оценочной независимости.
      В начале каждого занятия постарайтесь вспомнить и воспроизвести снова во всех деталях и полноте любую типичную сцену своего гнева по конкретному поводу, можно самую недавнюю, свежую, по горячим следам...
      Вспомнили. Чувство гнева снова возникло, хотя бы следовым, отдаленным намеком?.. Если да - хорошо, если нет - неважно, тоже годится. Удерживайте в себе это воспоминание-состояние и начинайте его творчески обрабатывать -
      ПО-РАЗНОМУ выражать.
      - Выражайте свой гнев криком. Кричите, орите всячески. В том числе шепотом, это круче всего и возможно не только в уединении.
      - (Строго наедине с собой!) Выражайте свой гнев творческим матом. Квалифицированные консультации можно получить за любым углом, у любого пивного ларька. Применяйте с разбором и с индивидуальными вариациями. Строго уединенно!
      - Выражайте свой гнев натуральными звуками. Гав-гав-гав, ме-ме-ме, бе-бе-бе, му-му-му, кукареку, мяу-мяу, уа-уа... Звуки пуканья замечательно помогают, их можно воспроизводить, сильно дуя сквозь сжатые губы себе в руку. Превосходно работает искусственное чихание. Как КОМИЧЕСКАЯ АТАКА (см. далее) вполне применимо и эффективно в общении, особенно в домашних сварах.
      - Выражайте свой гнев боевыми движениями. Изображайте боксера, фехтовальщика, каратиста, борца, реслингиста... Изображайте стрелка, лучника... Изображайте бомбиста-летчика... Изображайте робота-терминатора, монстра... Фантазируйте действиями, не стесняйтесь. В КОМИЧЕСКИХ АТАКАХ все это применять тоже можно (разумеется, бесконтактно).
      - Выражайте свой гнев танцами. Танцем можно выразить все: и любовь, и ненависть, и гнев, и презрение, и печаль, и радость, и нежность, и благоговение, и иронию, и восторг, и глубокомыслие... Пять минут танца - и любой гнев снимется как рукой. Применимо универсально.
      - Выражайте свой гнев молчанием. Молчанием именно гнев и выражается в жизни всего сильнее. Молчанием, излучающим волны гнева, испепеляющим... Учитесь у сильных. Включайте воображение. В жизни часто приходится гневное молчание применять невольно. Нота Бене! - Ради сохранения душевного и физического равновесия и здоровья - после гневного молчания необходимо активное движение или активное расслабление.
      Особый прием быстрого ослабления гнева: пауза с незаметными отвлекающими движениями. Некий старинный автор рекомендовал приучить себя к следующему действию: как только ощущаете начало раздражения, озлобления, гнева - сразу прижимать язык к нёбу и медленно проводить им вдоль нёба назад-вперед не менее десяти раз подряд. Потом можно продолжать общение. Я лично несколько раз пробовал это делать. Действительно, помогает: во-первых, дает время на размышление и некоторое остывание, а во-вторых, может быть, еще тем, что рекомендованное движение языка блокирует внутреннюю речь, через которую осуществляется движение гнева к выходу, "рвота гнева".
      - Выражайте свой гнев смехом. После энергоемкого испепеляющего молчания хорошо расслабляет. Смейтесь громко, смейтесь тихо, смейтесь высоко, смейтесь низко и смейтесь средне. Смейтесь на хахаха, хохохо, хихихи, хехехе, хухуху и так далее. Вспоминайте, сочиняйте делайте, вытворяйте что-нибудь смешное.
      - Выражайте свой гнев пением. Прием входит в арсенал КОМИЧЕСКОЙ АТАКИ. Особенно хорошо действуют оперные арии и советские песни. Попробуйте ради опыта пропеть на мотив известной арии из "Евгения Онегина" "Паду ли я стрелой пронзенный..." слова типа "Ты гад, ты сволочь, ты подонок!.." - и оцените эффект. Или на мотив "Широка страна моя родная..." - "Сколько раз просил вас - не сорите" или "Уберите сапоги с прохода"... Таким же манером переозвучьте реплики из самой недавней перепалки. И совершенно замечательно будет, если у вас получится широко запеть в разгаре перепалки ближайшей, которая только еще намечается. Конфликт немедленно закончится всеобщими ликующими объятиями. Лучше только заблаговременно отключить телефоны, чтобы кто-нибудь впопыхах не набрал номер скорой психпомощи...
      Кстати, без шуток: припомните и пронаблюдайте, как действует на ваши настроения разная музыка. И есть ли такая музыка (с большой вероятностью - есть), которая ваш гнев притормаживает, умеряет или совсем снимает. Грех не воспользоваться. Сильный въедливый шум подогревает и провоцирует раздражительность (многие семейные скандалы проходят под победные трели соседской электродрели), а тишина действует умиротворяюще и целительно. Наушники и беруши - дельные средства.
      - Выражайте свой гнев цирком. Понятно, тоже из средств КОМИЧЕСКОЙ АТАКИ. Пройдитесь туда-сюда походкой разгневанного Чарли Чаплина. Пожонглируйте воображаемой табуреткой, можно и не воображаемой, но лучше это делать где-нибудь во дворе, а не у себя на кухне. В воображении и изображающими жестами, пантомимой - поукрощайте взбесившегося циркового осла (помните чаплинский "Цирк"? Там такой осел появляется и укрощает Чаплина). Походите по воображаемому канату, одновременно кидаясь в воображаемых зрителей яйцами и перемножая в уме трехзначное число на трехзначное, скажем, сто сорок три на триста пятьдесят восемь. Представьте свой гнев в виде акробатической пирамиды: акробаты-гневливцы взбираются друг на дружку, их человек пять-шесть, верхний уже под потолком, стоит на голове... Пирамида качается, пирамида рушится... Пускай теперь гнев ваш попрыгает на батуте, вверх-вниз, вверх-вниз...
      - Выражайте свой гнев битьем спецпосуды (для обеспеченных), рваньем спецбумаги (для менее обеспеченных) или литьем спецводы (для кризисников).
      - Воздерживайтесь от питья спецнапитков (для всех).
      НОВО-Я: освоение новых ролей (образов, ролеобразов) в общении.
      Есть в обыденном жизненном общении поведенчески-ролевые ниши, которые, в отличие от фальшивых приспособительных ролей "тихой овечки", или "хорошего парня", "проповедника" или "жилетки", не прячут присущую человеку агрессивность, не вытесняют, не запихивают в подвал подсознания - а позволяют гневу и прочему негативу выражаться открыто. Но!!! - обработанно, безопасно, интересно и даже красиво.
      Вот, к примеру, всем знакомые ролеобразы:
      Иронист. Поведение и высказывания в основном ироничны - трудно понять, всерьез или в шутку. Вместо осуждения или недовольства - иронические комплименты, иронические похвалы, что действует подчас убийственно-метко, и вместе с тем исключает конфликты. Ролеобраз требует упорного вживания и освоения, зато результаты блестящи. Хорошо помогает подражание живым публичным примерам. Подражать можно телеведущему Алексею Пивоварову, журналистам Леониду Радзиховскому, Виктору Шендеровичу...
      Шуточный наездун. Близко к предыдущему. Всегда петушится, всех как бы задирает, ко всем ни с того ни с сего придирается, указывает на недостатки, учит и распекает, насмешничает, поддевает, ехидничает - но очевидно, что беззлобно, по-доброму - такой вот человек, солененький с перчиком. Всерьез таких особо не принимают - что-то вроде шута, но по-крупному верят и могут ценить и любить.
      Пародист. При любом удобном и даже неудобном случае кого-нибудь или что-нибудь карикатурно-узнаваемо изображает: манерами, интонациями, походкой, стилем поведения... Нужна для этого, конечно, некоторая расположенность, доля природной одаренности, но всего больше решимость и детская непосредственность, ведь каждый из нас в детстве был гениальным пародистом.
      Мне посчастливилось некоторое время работать с начальницей-пародисткой, известной психиатриссой А. Г. А. Это был сплошной праздник и удовольствие, хотя человек она была далеко не легкий, очень гневлива, амбициозна и взбалмошна. Своими пародийными импровизациями замечательно выпускала пар...
      Эксцентрик. (Чудак, Дергунчик. Подвид: Хохотунчик.) Описание излишне, такие попадаются всегда и повсюду в пропорции один-два-три к одной-двум-трем сотням скучно-приличных, нудно-нормальных людей. Агрессия, проявляемая такими людьми, всегда уморительно комична, и дает эмоциональную разрядку как им самим, так окружающим.
      Очень Активный Доктор-в-миру. (Подвиды: Колдун-Шаман-Экстрасенс, Всеучитель...) Таких видим вокруг много, в большом разнообразии - от бездипломных до титулованных, от адекватных до чокнутых, от полезных, приятных и безобидных до страшненьких и опасных. У немалого числа из-под обличия всеобщего заботника и благодетеля проглядывает трансформированная агрессивность и властность. Это не обязательно плохо, может быть и приемлемо, если сочетается с пониманием людей, совестливостью и добротой. Почему бы нет? Если можешь помогать другим - помогай заодно и себе.
      Освоение этих и уймы подобных служебных образов, овладение ими (не все время быть в образе, разумеется, а только когда хочется, а хотеться должно по уму - вовремя, предваряюще, интуитивно, по ситуации!) - требует одного общего условия: ослабления своей оценочной зависимости. Смелости - быть не таким, как все, нестандартным. Особенным, странным и всевозможным. Нарушать ожидания, импровизировать, выказывать некоторое веселое шутовство, иногда даже кого-то шокировать. Отличаться от самого себя. Быть свободным.
      7. "КОМИЧЕСКАЯ АТАКА". Игро-ролевая и жизненно-поведенческая программа (по мотивам моей одноименной, только что вышедшей книги).
      Пускай и задним числом, "задним умом" - плодотворно и увлекательно находить способы комического, юморного и парадоксального реагирования на всевозможные жизненные досады, как мелкие, так и покрупнее, и как можно крупнее.
      Войдите в это творческое занятие, сделайте своим увлечением, своей фишкой - и придет время плодов: подсознание перестроится. Вы почувствуете себя человеком уверенным, свободным, разнообразным. Человеком, отлично вооруженным.
      Примеры возможных реакций на конкретные ситуации, вами описанные.
      Нарочито медлительному пешеходу на "зебре", высунувшись из окошка:
      - Парень, устал, да? Ложись на зебру, поспи, мы подождем... Одной пробкой больше, одной меньше...
      Жене, по поводу бутылки, пролившейся в багажнике:
       - Милая, почему в багажнике так мало воды? Я как раз хотел устроить в нем небольшой аквариум. Рыбок запустить... Рекомендуют врачи: успокаивает нервы в дороге.
      Брату и племяннику, шумящим перед телевизором:
      - Ребята, вам телевизор мешает? Извините, пожалуйста, мы его сейчас вырубим или вообще выкинем на фиг, только вот передачу досмотрим... Вы, пожалуйста, погромче разговаривайте, это полезно для здоровья. А мы с отцом вам не мешаем?.. Мы в шкаф можем залезть, там и телевизор смотреть. (Одновременно можно ласково взять обоих за плечи, приобнять, и, притопывая-прихлопывая, повлечь, повести в другую комнату.) Вы у нас такие предупредительные, такие заботливые, такие понимающие... А ну кыш отсюда! (С ласковой улыбкой, с веселым смехом!)
      Провокатору гнева: наглецу, хаму, наездуну, крикуну - ответно, на выбор и вариации:
      - Что с вами случилось, почему вы сегодня так мало хамите? У вас кризис, вам плохо? Вы сегодня так вежливы, вам требуется лечение. Вызываю скорую помощь...
      - Не слышу вас, погромче, пожалуйста. Почему вы так тихо говорите?.. Вы простудились, у вас горло болит?
      - Нет-нет, на роль хама вы не годитесь, слабенько, очень слабенько и неубедительно, как говорил Станиславский, не верю... Попробуйте еще раз, побольше искренности, экспрессии... Где полет фантазии? Повторяйте за мной, с моей интонацией: сам ты хам, сам скотина, козел! Энергичней ругайтесь матом, смелее, больше изобретательности, больше творческого вдохновения!.. Ага, вот теперь убедительнее, молодец, хорошо. Еще раз повторите. Еще немножко поднапрячься, и я поверю. Я главный режиссер Театра Конфликтологии, пожалуй, я все-таки возьму вас на роль хама. Но надо еще поработать над собой, хорошенько порепетировать...
      Коротко любому хаму:
      - Браво! Бис! Го-ооол! Шай-бу!
      Или вовсе без слов захлопать в ладоши, изображая бурный восторг...
      Вот и еще пожелание к "Дневнику гнева". После каждой записи очередного гневного эпизода оставляйте свободную страницу, или ведите записи только на одних левых (или правых) страницах, а на другой стороне ведите параллельную рубрику, которую можно назвать "Задний ум". На страницах этих, сразу после каждого записанного гневного эпизода или попозже, записывайте приходящие вам в голову варианты разумного, безгневного или минимально-гневного решения ситуаций - вашего ОПТИМАЛЬНОГО поведения и соответственного состояния. А лучше - несколько вариантов, и если хотя бы в одном из них поучаствует юмор - совсем хорошо.
      Обещаю вам: когда таких эпизодов и их ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, выработанных вами, накопится больше пятидесяти, произойдет чудо: задний ум начнет превращаться в передний...
      ***
      Мой ответ Юрию на сем не закончился, но на сегодня пока хватит, друзья. Скоро последует продолжение. Отвечу и маме агрессивного ребенка.
      Я буду признателен тем из вас, кто откликнется на этот выпуск рассылки своими мыслями, опытом и творческими предложениями по укрощению зверя, как в себе, так и в других. Вот адрес для обратной связи: toroboan2008@yandex.ru.
      Как обычно, спасибо всем тем, кто нам помогает, хочет помочь и поможет.

 
Всего светлого и до новых встреч!
 
автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru
 
каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2009-04-30)
Просмотров: 1171 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru