Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Образование Золотой Орды
Урок № 28
Предмет: история Казахстана
7 Класс

Тема: Образование Золотой Орды.
Цель:
1. познакомить учащихся с историей образования Золотой Орды, узнать о причинах усиления и в последствии ослабления государства;
2. формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, высказывать свою точку зрения;
3. повысить интерес учащихся к истории, воспитание стремления к изучению исторического прошлого.
Оборудование: учебник, карточки-задания, тесты.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:
1. Орг.момент
2. Опрос домашнего задания. Карточки – по три вопроса.
Карточка 1
1.Чингисхан родился на берегах реки?
а) Онон б) Орхон в) Керулен г) Енисей
2.Как вы представляете основателя Монгольской империи Чингис-хана?
3. В Монгольской империи было 86 административный туменов (да/нет)
Карточка 2
1. Курултай, на котором Темучин был провозглашен ханом, состоялся в?
а) 1201г. б) 1202г. в) 1205г. г) 1206г.
2.Что вы знаете о курултае военной знати, на котором Чингис-хан был избран ханом?
3. Курултай – это учредительное собрание (да/нет)
Карточка 3
1.Термин, который не относится к военно-административному делению в Монгольском государстве?
а) ясы б) жонгар в) барунгар г) кул
2. Расскажите об общественном строе империи?
3. Большая часть территории Казахстана вошла в улус Джучи (да/нет)
Карточка 4
1. Курултай созывался?
а) зимой б) весной в) летом г) осенью
2.Что такое «Яса»?
3. Все присырдарьинские города оказались под властью монголов в 1207- 1208 гг. (да/нет)
Карточка 5
1. Сын Чингисхана, в улус которого не вошли земли Казахстана?
а) Угэдэй б) Джучи в) Тулуй г) Чагатай
2. Расскажите о завоевании монголами соседних стран?
3. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на 3 военно-административных улуса (да/нет)
Карточка 6
1. Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия появились у монголов после покорения?
а) Китая б) Индии в) Ирана г) Караханидов
2. В какое время монголы стали завоевывать территорию Казахстана?
3. Завоевание монголами Казахстана не оказало разрушительного влияния на культуру и развитие народа (да/нет)
Карточка 7
1. Большая часть земель Казахстана от Иртыша до Волги, северная часть Семиречье, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак достались вошлив состав какого улуса?
а) Чагатая б) Тулуя в) Джучи г) Угэдэя
2. Какие города оказали монголам ожесточенное сопротивление?
3. В детские годы основателя Монгольской империи звали Чингис-хан (да/нет)
Карточка 8
1. Подчинил себе енисейских кыргызов в 1207-1208 гг?
а) Чингисхан б) Джучи в) Чагатай г) Тулуй
2. Какие последствия для Казахстана имело монгольское нашествие?
3. На курултае в 1206 году была создана Монгольская империя, во главе с вождем Чингис-ханом (да/нет)
Карточка 9
1. Поводом для начала похода на земли Казахстана послужило событие?
а) джут в собственно Монголии б) ослабление власти хорезмшаха Мухаммада
в) гибель хана Джучи г) «Отрарская катастрофа»
2. В состав каких монгольских улусов вошли земли Казахстана?
3. После длительной осады города Отрар монголы отступили (да/нет)
Карточка10
1. Назовите, какое событие произошло в 1227 году?
а) поход в Китай б) смерть Чингисхана
в) покорение Ирана г) отправил торговый караван в Отрар.
2. Расскажите о разделении Монгольской империи между сыновьями Чингис-хана?
3. Города Узгенд и Баршикент тоже были захвачены завоевателями (да/нет)
Карточка 11
1. Год создания Монгольской империи Чингисхана?
а) 1115 в) 1206 с) 1207 д) 1208
2. Расскажите о взаимоотношениях между улусами сыновей Чингис-хана?
3. В одном из помещений дома в Отраре найдены черепа 30 жителей (да/нет)
Карточка 12
1. На какое количество административных владений - туменов была разделена Монгольская империя?
А) 59 в) 80 с) 95 д) 55
2.Расскажите о последствиях монгольского нашествия?
3. город Ашнас оказывал сопротивление монголам 15 дней.

3. Изучение новой темы
План:
- Образование Золотой Орды
- Усиление Золотой Орды
- Ослабление Золотой Орды
- Общественный строй

Вступительное слово учителя:

После смерти Чингис-хана империя распалась на несколько государств. Преемником Джучи стал его сын Бату. Он захватил множество земель и основал в низовьях Волги новое монгольское государство Золотая Орда. Название «Золотая орда», по всей видимости, связано с огромной территорией, ролью и значением его среди других стран, а также могуществом. Столицей Золотой Орды стал г.Сарай-Бату. Золотая орда была многоэтническим государством. Она считалась собственностью ханского рода Джучидов. Наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. Здесь сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами.
При Бату улус Джучи делится на 2 части – правое и левое. Во главе правого стоял сам Бату, во главе левого – старший сын Джучи – Орда Еджен. Наибольшего могущества Золотая орда достигла в первой половине 14 века при Узбек хане. В 1312 году Узбек хан объявил государственной религией Золотой Орды ислам.
Со второй половины 14 века государство стали ослаблять центробежные силы, а к сер. 14 века в нескольких улусах утвердлись свои ханы, и Золотая Орда перестала существовать. В это же время улусы Чагатая и Угедея были ликвидированы, а их земли розданы сторонникам великого хана Мунке (сына Тулуя, младшего сына Чингис-хана).

Самостоятельное заполнение таблицы

Усиление и ослабление Золотой Орды

Усиление Золотой Орды Ослабление Золотой Орды
Дата Событие Дата Событие

Изучение государственного управления по таблице


ХАН

Военная власть Гражданская власть
Командующий туменами, тысячами,сотнями и тд.д. Везири
Беки Малики
Баскаки Даруги

4. Закрепление
Закрепление изученного материла, в процессе заполнения обобщающей таблицы

ЗОЛОТАЯ ОРДА (середина 13 – середина 14 века)

Территория
Знаменитые ханы Достижения фактической и юридической самостоятельности Одно из крупнейших государств, создано на месте улуса Жошы. Восточный Дешт-и-Кыпчак, Хорезм, Западная Сибирь, от Иртыша до Днестра.
Бату-хан (1227 - 1255) – основатель государства
Берке-хан (1257-1266) – Золотая Орда стала самостоятельным государством не только фактически, но и юридически
Менгу Темир хан (1226-1280) – стал чеканить собственну монету, в 1271 году предпринял поход против Византии
Узбек-хан (1312-1342) – объявил ислам государственной религией. Открыл в столице государства медресе.
Жанибек – хан (1342-1357) – Золотая Орда достигла наибольшего могущества.
Период расцвета
Столица Сарай Бату (вблизи Астрахани)
Сарай Берке (вблизи Волгограда)
Племена и народности Многочисленные племена и народности, различавшиеся между собой и обладавшие своеобразной культурой и обычаями: кыпчаки, найманы, кереиты, уаки, коныраты и др. Монголы ьыли в меньшинстве, кыпчаки в большинстве.
Общественный строй Был аналогичен системе улусов потомков Чингис-хана. Государство состояло из улусов, а улусу подразделялись на более мелкие владения.
Система управления Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами.
Правитель – хан, во главе дивана (орган власти, ведавший финансами) стоял визирь, в городах и подчиненных улусах сбором налогов и дани занимались даруги и баскаки, армией и дипломатическими делами ведал беклербек.
Язык Кыпчакский
Причины распада - борьба народов, входивших в состав государства
- междоусобная борьба за власть
- в 1389, 1391, 1395 опустошительные набеги эмира Тимура
- народности полиэтнического государства не смогли жить в согласии и взаимопонимании.

5. Рефлексия
Что узнал нового?
Что осталось непонятным?
Что хочу узнать?
Какая из форм работы наиболее понравилась?

6. Дом.задание
п/ф – 23 читать, отвечать на воп.1-8 устно, тесты 1-3 в тетради.
Категория: История | Добавил: Vox (2014-01-16) | Автор: Марал Жантимирова
Просмотров: 3073 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-06-28, 1:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru