Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Вещественные исторические источники
И.Д. БОГДАНОВА,
учитель истории высшей категории Новомихайловской СШ.
Мамлютский район, Северо-Казахстанская область.

Рассказы по истории Казахстана 5 класс.
Тема: «Вещественные исторические источники».
Цель – формирование творчески мыслящей личности.
Задачи урока:
1. Образовательная – знать понятия «вещественный исторический источник», археология, археолог, этнология, этнография и их роль в изучении истории.
2. Развивающая – уметь творчески воспринимать информацию, получать удовлетворении от творческого процесса; работать с любой информацией: анализировать, обрабатывать и представлять практической работе.
3. Воспитательная – воспитывать интерес к истории и рациональной организации умственного труда.
Тип урока: комбинированный, форма: урок – исследование
Средства обучения:
1. Параграф 4 – текст иллюстрации, дополнительный материал.
2. Рабочие тетради
3. Фотографии из личного архива
4. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»
МО: словесный, аналитический, частично – поисковый, сравнительный, обобщающий.
ФОПД: парная, фронтальная, индивидуальная, групповая.
Модульный процесс урока.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – исследование. «Вещественные исторические источники». Вы побываете в роли ученых исследователей.
I. Модуль диагностики, знания учащихся по домашнему заданию.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
2. В это же время провожу диагностику и коррекцию знаний учащихся по вопросам фронтально:
- Дать определение истории как науки.
- Какие значения слова источник вы знаете?
- Дать определение «исторический источник».
- Назовите виды исторических источников.
- Что мы называем письменным историческим источником.
- Виды письменных исторических источников.
- О каком виде исторических источников идет речь в стихотворении А.С. Пушкина?
Еще одно, последнее сказание –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Обобщение: Из письменных источников мы черпаем исторические сведения о жизни людей.
II. Мотивационный модуль
Письменность появилась сравнительно недавно 5 тыс. лет назад, тогда как человек более двух миллионов лет. Как же ученые узнают о жизни людей в до письменную эпоху. Выскажите свою точку зрения, употребляя слова я думаю, я считаю.
Обобщение: Правильно ребята. Жизнь людей на земле не проходит бесследно. Ученые говорят: «Покажите нам кости древнего человека, и мы скажем, каким он был. Покажите нам вещи древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел делать».
III. Модуль усвоения новых знаний
Далее в соответствии с учебником разбираются термины «веществен-но исторические источники», «археология», «археолог». Иллюстрируется фото из личного архива об археологической экспедиции. Для конкретизации разбирается задача: представьте себе, в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежит диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз. Какие выводы о занятиях живших в поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным и какой второстепенным? Далее работа с понятиями этнография, этнология по тексту учебника 5 кл. стр. 16-17.
И вот сейчас ребята вы побываете в роли ученых - исследователей. Перед вами предметы быта крестьян к. XIX - нач. XX века, основавших наше село. Исследовав эти предметы вы должны составить рассказ о жизни, хозяйственной деятельности, быте крестьян – переселенцев. Рассказ будете составлять по цепочке. Начинать рассказ будет первая пара с письменного источника об образовании села Новомихайловка. Молодцы ребята. Вы хорошо поработали как ученые и составили интересный рассказ.
IV. Модуль закрепления новых знаний.
В Италии был город Помпеи, который был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувий 2000 лет назад (показ картины К. Брюллова «Последний день Помпеи). Ученые археологи в XX веке раскопали его. Предположите с какой целью они это сделали.
Сейчас я зачитаю стихотворение, а вы определите о каком историческом источнике идет речь.
Археологи ликуя,
Открывают этот слой,
Храм, дворец и мастерскую между пеплом и золой.
V. Модуль информации о домашнем задании и его выполнении.
Параграф 4. Знать новые термины.
Творческое задание.
1. Записать со слов старших, какие интересные обычаи и традиции сохранились с давних времен в нашем селе.
2. Принести старинную вещь и рассказать для чего она была нужна?
Категория: История | Добавил: bogdanova_irina (2014-01-19) | Автор: Ирина E
Просмотров: 2907 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-09-07, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru