Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
И.Д. БОГДАНОВА, учитель истории высшей категории Новомихайловской СШ. Мамлютский район, Северо-Казахстанская область. Рассказы по истории Казахстана 5 класс. Тема: «Вещественные исторические источники». Цель – формирование творчески мыслящей личности. Задачи урока: 1. Образовательная – знать понятия «вещественный исторический источник», археология, археолог, этнология, этнография и их роль в изучении истории. 2. Развивающая – уметь творчески воспринимать информацию, получать удовлетворении от творческого процесса; работать с любой информацией: анализировать, обрабатывать и представлять практической работе. 3. Воспитательная – воспитывать интерес к истории и рациональной организации умственного труда. Тип урока: комбинированный, форма: урок – исследование Средства обучения: 1. Параграф 4 – текст иллюстрации, дополнительный материал. 2. Рабочие тетради 3. Фотографии из личного архива 4. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» МО: словесный, аналитический, частично – поисковый, сравнительный, обобщающий. ФОПД: парная, фронтальная, индивидуальная, групповая. Модульный процесс урока. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – исследование. «Вещественные исторические источники». Вы побываете в роли ученых исследователей. I. Модуль диагностики, знания учащихся по домашнему заданию. 1. Индивидуальная работа по карточкам. 2. В это же время провожу диагностику и коррекцию знаний учащихся по вопросам фронтально: - Дать определение истории как науки. - Какие значения слова источник вы знаете? - Дать определение «исторический источник». - Назовите виды исторических источников. - Что мы называем письменным историческим источником. - Виды письменных исторических источников. - О каком виде исторических источников идет речь в стихотворении А.С. Пушкина? Еще одно, последнее сказание – И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил. Обобщение: Из письменных источников мы черпаем исторические сведения о жизни людей. II. Мотивационный модуль Письменность появилась сравнительно недавно 5 тыс. лет назад, тогда как человек более двух миллионов лет. Как же ученые узнают о жизни людей в до письменную эпоху. Выскажите свою точку зрения, употребляя слова я думаю, я считаю. Обобщение: Правильно ребята. Жизнь людей на земле не проходит бесследно. Ученые говорят: «Покажите нам кости древнего человека, и мы скажем, каким он был. Покажите нам вещи древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел делать». III. Модуль усвоения новых знаний Далее в соответствии с учебником разбираются термины «веществен-но исторические источники», «археология», «археолог». Иллюстрируется фото из личного архива об археологической экспедиции. Для конкретизации разбирается задача: представьте себе, в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежит диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз. Какие выводы о занятиях живших в поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным и какой второстепенным? Далее работа с понятиями этнография, этнология по тексту учебника 5 кл. стр. 16-17. И вот сейчас ребята вы побываете в роли ученых - исследователей. Перед вами предметы быта крестьян к. XIX - нач. XX века, основавших наше село. Исследовав эти предметы вы должны составить рассказ о жизни, хозяйственной деятельности, быте крестьян – переселенцев. Рассказ будете составлять по цепочке. Начинать рассказ будет первая пара с письменного источника об образовании села Новомихайловка. Молодцы ребята. Вы хорошо поработали как ученые и составили интересный рассказ. IV. Модуль закрепления новых знаний. В Италии был город Помпеи, который был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувий 2000 лет назад (показ картины К. Брюллова «Последний день Помпеи). Ученые археологи в XX веке раскопали его. Предположите с какой целью они это сделали. Сейчас я зачитаю стихотворение, а вы определите о каком историческом источнике идет речь. Археологи ликуя, Открывают этот слой, Храм, дворец и мастерскую между пеплом и золой. V. Модуль информации о домашнем задании и его выполнении. Параграф 4. Знать новые термины. Творческое задание. 1. Записать со слов старших, какие интересные обычаи и традиции сохранились с давних времен в нашем селе. 2. Принести старинную вещь и рассказать для чего она была нужна? | |
Просмотров: 2947 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|