Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Хозяйство и быт сакских племён.
СКО Жамбылский район с.Пресновка
Пресновская средняя школа-гимназия им. И.П.Шухова
учитель истории Науменко Елена Васильевна <br /><br /> Тема: Хозяйство и быт сакских племён.
Цель: углубление знаний о племени саков.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с хозяйством и бытом сакских племен.
Развивающие: развивать умение работать с опорным конспектом и исторической картой; научить анализировать, обобщать исторический материал, делать выводы.
Воспитательная: прививать любовь к истории наших предков, родной земле.
Форма урока: урок традиционный.
Оборудование: карта, документ «Геродот о массагетах», раздаточный материал.
Ход урока:
1. Вводномотивационный момент:
1. постановка целей и задач
2. домашнее задание составить рассказ: «Один день сакского племени», используя материал сегодняшнего урока, параграфа и иллюстраций к нему.
2. Повторение изученного материала:
Ваша задача на уроке активно работать, а для учета вашей работы на уроке, будет служить «лист активности». Если ученик ответил правильно, то напротив его фамилии ставим «+», если ответ не точный, то «+» в кружочке, если отвечал, но неверно, то в «-» Итак удачи!
Беседа:
1. Кто такие саки? /саки это древние племена, которые в 1тыс. до н.э. проживали на территории Казахстана, Центральной Азии и Восточного Туркестана. Они освоили берега рек Сырдарьи (Яксарт), Амударьи (Оксус, Оксис), Иртыша, Ишима, Нуры и больших рек Жетысу/.
2. На какие группы делились сакские племена? Перечислите их названия.
По ходу названия вывесить на доску:
1) саки П Р Д Р ЙЯ - заморские саки
2) саки Т ГР ХА ДА - носившие высокие головные уборы
3) саки ХА МАВ РГА - изготовлявшие напиток
а) Северное Причесноморье, Восточная часть Приаралья, низовья сырдарьи, Амударьи;
б) средняя часть р.Сырдарьи, на Тянь - Шане, в Жетысу;
в) в Бактрии: по берегам рек Амударьи и Магриб.
Ой, что это? Буквы растерялись? А все ли мы знаем, как правильно написать названия этих сакских групп? Это мы сейчас проверим.
Задание: Вставить пропущенные буквы (1человек)
3. От слияния, каких слов произошло слово «казах» и что оно означает? («кас»- настоящий, «сак»- настоящий сак).
4. Вспомните, какие антропологические признаки саков вы знаете? (округлая форма черепа, тонкие кости, нос с горбинкой, глубокие глазницы).
Задание: Итак, мы знаем, как правильно написать названия этих племен, а теперь знаем ли мы их места расселения? Сейчас выясним. Из предложенных «мест расселения племен» нужно выбрать соответствующий для каждой группы(1чел.)
5. О сакских племенах имеется немало фактических данных дошедших до нас в рукописях авторов того времени. Какие исторические источники вам известны? (запись персидских царей Кира и Дария I, священная книга «Авеста», греческие ученые Геродот, Страбол, Птолемей).
6. Что говорят древнегреческие историки о саках? (храбрые воины, смелых прославляли, вождей уважали, особо относились к захоронениям.)
Задание: Покажите на карте, где расселялись эти племена. Обозначьте эти места условными обозначениями.
7. Какие захоронения саков вам известны? (Бесшатырское, Иссыкское захоронения)
8. Как они выглядят и что в них найдено?
Игра «Светофор» Вам задаю вопрос и называю 3 варианта ответа разного цвета. Вы должны поднять сигнальную карточку, которая соответствует правильному цвету.
1. Какая группа саков населяла Жетысу?
К. тиграхауда Ж. хаумаварга З. парадарайя
2. Бессатырские захоронения находятся на берегу реки?
К. Чу Ж. Или З.Сырдарья
3. Наука, которая по останкам человека определяет возраст, происхождение, расу:
К. этнография Ж. биография З. антропология
4. Как в персидских письменных источниках называют саков?
К. азиатские скифы Ж. туры на быстрых конях З. настоящие саки
5. Заморские саки это?
К. парадарайя Ж тиграхауда З. хаумаварга
6. «Золотой человек» найден в:
К. Бессатырском захоронении Ж. Иссыкском кургане З. Берельский курган
7. «Могучие мужи» так называли саков в:
К. персидской лит-ре Ж. русских источниках З. древнегреческих источниках
Итак, ребята я убедилась , что вы многое знаете о сакских племенах, а сейчас закрепим то, что мы уже знаем. (просмотр видеофильма)
3. Изучение нового материала:
«Мозговой штурм» - а) какие занятия людей вы знаете? (учитель записывает на доске)
б) из предложенных занятий выбираются те, которыми занимались саки.
в) заполняется схема: см. изображения <br /><br /> Вопросы и задания к схеме:
скотоводство
1. Какие виды скотоводства вам известны? (записать в схему).
2. Сообщение учащихся о кочевом, полукочевом, оседлом скотоводстве. (3 ученика рассказывают и показывают по карте, где и каким видом скотоводства занимались саки).
3. Какие виды животных вы знаете? Предположите, каких животных выращивали саки, (записать в схему).
4. Каково значение этих животных?
(лошадь- молоко/кумыс/, мясо, кожа, средство передвижения;
овца- молоко, мясо, кожа, шерсть;
верблюд- молоко/шубат/, шерсть, кожа, вьючное животное;
корова- молоко, мясо, кожа).
земледелие
5. Предположите, могли ли саки заниматься земледелием? Ареал занятия?
6. Почему в Южном Казахстане развито земледелие?
7. Что выращивали саки?
ремесло
8. Прочтите документ «Геродот о массагетах». Найдите подтверждение того, что у саков было развито ремесло.
Закрепление:
а) Работа в группах: «Все работы хороши, а моя работа лучше»
1 группа – земледельцы
2 группа – ремесленники
3 группа – скотоводы
/каждая группа должна доказать, что их работа самая важная и необходимая/
б) Решение тестовых заданий /самостоятельно каждый ученик/ например:
1. Проведите соответствие :
1.Саки-парадарайя а) средняя часть реки Сырдарьи, Тянь-Шань, Жетысу
2.Саки-тиграхау б)восточная часть Приаралья, низовья Сырдарьи, Амударьи
3.Саки-хаумаварга в) по берегам рек Амударьи и Мургаб
2. Ответьте на вопросы тестов:
1) Почему саки занимались кочевым скотоводством
а) другого не умели б) следовали за скотом в поисках богатых пастбищ
в) не было постоянных жилищ
2) Кто сказал о саках : «каждый сак живет под деревом»
а) Геродот б) Птолемей в) Киндский
3) В жизни саков особое значение имели:
а) лошади б) коровы в) свиньи
4) Из молока верблюдов делали:
а) кумыс б) айран в) шубат
5) Вместе с вождем хоронили:
а) коня б) близких родственников в) слуг
6) Возле города Талгар близ Алматы жили племена , которые занимались:
а) скотоводством б) земледелием в) ремеслом
7) Некоторые поселения превращались:
а) большие города б) центры торговли в) малые города.
Оценки за урок. Напоминание о Д/З. Рефлексия.(нарисуйте то, как вы себя чувствуете)
Категория: История | Добавил: Багира))) (2014-01-26) | Автор: Науменко Елена Васильевна E
Просмотров: 2750 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru