Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Нетрадиционный урок как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках истории и права.
История является одним из наиболее важных предметов учебного плана в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Курс истории наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества, в нем отражены все этапы культурного развития общества.
Для изучения и осмысления целого ряда проблем и понятий необходим определенный уровень социальной, возрастной и психологической зрелости.
Традиционная подача учебного материала приводит к тому, что учащиеся теряют интерес к изучаемому предмету. Они перегружены новыми понятиями, не успевают осмыслить их и научиться использовать.
Можно еще назвать несколько причин, снижения положительной мотивации учащихся: снижение уровня жизни населения и падение интереса к учению (в дальнейшем платное обучение); снижение уровня материального обеспечения учебного процесса. Данные проблемы подтолкнули учителя к поиску новых форм и методов работы.
Проблема активизации познавательной деятельности школьников не нова для педагогической науки. Особую значимость данная проблема приобретает в связи с проведением ЕНТ. От учеников сегодня требуется знание обширного фактического материала по всемирной и отечественной истории. Но не исключено, что в будущем экзаменационные задания будут предъявлять более высокие требования: умение грамотно излагать изученный материал в виде текста эссе, выполнять ряд разнотипных, различных по уровню сложности познавательных заданий. Возможно, в дальнейшем произойдёт постепенный переход к письменным вступительным испытаниям по истории. Ввиду перегруженности программ на уроках истории у учителя не всегда достаточно времени на закрепление материала и организацию применения знаний. Поэтому элементы нетрадиционных технологий должны помочь решить проблему дефицита времени и активизации познавательной активности учащихся.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Наиболее актуальными в современный период являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
На уроках истории и права я не отдаю предпочтение какой-либо инновационной технологии в целом, а использую отдельные элементы разных технологий, которые соответствуют особенности изучаемого материала и реальным возможностям учебного процесса. Стараюсь строить урок таким образом, чтобы дать ученику возможность не просто разобраться в предмете, но и проявить себя в роли социально активной личности. Это возможно только в процессе взаимного творчества учителя с учащимися, для которого характерны совместные целеполагание, деятельность и подведение итогов.
Держу в своей педагогической копилке и часто использую метод «мозгового штурма», который позволяет не только вовлечь всех учащихся в урок, но и помогает разрешить поставленный вопрос, а также формирует у детей нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Для того чтобы выступление было корректным, мы выработали ряд правил:
1) на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;
2) выступление нельзя сразу критиковать, оценивать;
3) все ответы фиксируются на доске для всеобщего обозрения;
4) дальше идет анализ записанной на доске информации;
5) последний этап: совместный отбор наиболее рациональных решений
В процессе обсуждения различных тем и вопросов у ребят часто возникают спорные ситуации и альтернативные предложения по проблеме. Для того чтобы дети учились слушать и слышать друг друга, относились с уважением к мнению оппонента, логично и лаконично высказывали свои мысли, пробовала провести урок в форме дебатов, но оказалось, что такой урок очень сложен и продолжителен. Поэтому мы упростили его по структуре и ограничили время обсуждения. Назвали такую форму «Дуэль мнений». Между собой ребята называют такой урок мини-дебаты. Структура урока такова: класс делится на две группы, каждой группе на предыдущем занятии дается задание найти и отобрать аргументы «за» или «против», согласно заданной теме. Примерные темы мини-дебатов: «Человек имеет право на эвтаназию» или «Война — двигатель прогресса общества». От групп выбираются по три спикера, которые, по мнению всех участников, смогут выражать и отстаивать идеи команды. Они будут вести «дуэль» фактов и доказательств. Остальные учащиеся могут дополнять спикеров своих команд новыми аргументами или, в порядке установленного регламента, задавать вопросы противоположной команде. В конце урока все ученики принимают участие в обсуждении услышанного и оценивают аргументированность выступлений спикеров.
Такая форма урока расширяет кругозор, позволяет ребятам учиться выстраивать цепочку доказательств, самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения, быть критичным к себе и терпимым к своим оппонентам.
Использую на своих уроках ролевые игры. Эти методики позволяют детям не только проявлять свои, в том числе скрытые, таланты, но и учат лучше ориентироваться в окружающем мире, быть самостоятельными, уважать друг друга. Особенно ярко подобные элементы прослеживаются на уроках «Правоведения» в 10 классе и «Человек. Общество. Право.» в 9 классе. Например, «Показать элемент процесса выборов» или «Разыграть разговор работодателя с несовершеннолетним претендентом на вакансию и разработать текст трудового договора». Ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие варианты наиболее приемлемы в реальной жизни. Далее мы обсуждаем увиденное, делаем замечания, выводы. В заключение ребята решают, какая группа наиболее ярко и убедительно показала сцену, а также разрабатывают правила успешного общения. В процессе ролевой игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему дается, пытается найти оптимальную модель поведения в сложившейся ситуации. Поэтому любая игровая ситуация должна быть оценена и проанализирована. Ребятам необходимо понять, чему они научились во время игры, какие ошибки были допущены. Такая методика подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по приобретению новых знаний, навыков.
Нередко работу на уроке строю по принципу малых групп. Такая работа позволяет всем учащимся включаться в процесс урока, высказывать свое мнение, быть услышанными. Ученики могут решать конкретные задачи. Роли внутри группы ребята распределяют самостоятельно, т.е. кто-то работает с источниками, документами, кто-то записывает, а кто-то выступает. Так же микрогруппа может работать над решением проблемного задания.
В целях наиболее эффективного изучения тем курса всемирной и отечественной истории, применяю познавательные задания. При составлении которых, в основном использую документальные источники, новейшие публикации зарубежных и отечественных авторов, статьи российских историков. Примером может служить комплекс заданий по теме «Вторая Мировая война». Поскольку многие факты, связанные с военными действиями на советско-германском фронте и другими событиями из жизни страны тех лет, известны учащимся из курса основной школы, при организации учебной деятельности старшеклассников важно делать акцент не просто на извлечение из текстов дополнительной информации, но и на их всестороннем анализе, комментировании, критическом разборе, личностных оценочных суждениях, словом, на самостоятельной творческой работе.
С этой целью предлагаются задания разного типа и уровня сложности. Представляется, что их использование на занятиях различных форм (уроках-дискуссиях, уроках-беседах, уроках-семинарах, уроках-зачетах, уроках творческих поисков и т.п.) позволит не только актуализировать знания учащихся по данной теме, но и привить вкус к рассуждениям, самостоятельному поиску объяснений фактов и процессов.
Задания могут быть использованы как при работе в классе, так и в качестве домашних заданий (при условии, что учащиеся будут иметь экземпляры текстов для подготовки кратких сообщений, написания эссе). Для этого в отдельных заданиях приводится значительный по объему материал. Кроме того, учащиеся могут обратиться к дополнительной литературе.
В связи с актуальностью создания методик по подготовке к ЕНТ, пробую внедрить проектную деятельность, интегрированную с информатикой. Учащиеся создают электронные экскурсии, электронные учебники по разделам учебного модуля. Особенно удаются творческие проверочные работы в виде электронных кроссвордов, текстов с ошибками, тестов.
Сам принцип в инновационной педагогике актуален своим личностно-ориентированным подходом, т.е. потенциальной возможностью создания разного –рядом. И чем больше будет этого разного, тем лучше. Появится больше возможностей для выбора. Но на фоне инновации нельзя исключать классические подходы, так как каждый урок не может и не должен быть нетрадиционным.
К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями.
Несомненна мысль, что зарождающееся тысячелетие нуждается в личностях, имеющих не просто минимальный набор знаний, умений и навыков. Поэтому роль педагога, всегда признаваемая и ценимая очень высоко, в современных условиях наполняется новым содержанием. На мой взгляд, если человек и способен чему-либо научить другого, то имеет смысл учить не вещам и системам их взаимодействия, не универсальным методикам и приемам обработки материалов и информации, но самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу.
Категория: История | Добавил: Белочка (2010-02-15) | Автор: Чехранова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 4394 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru