Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

"Использование активных методов обучения на уроках истории"
В последнее время вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией образования в Казахстане.
Как сказано в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. Современные требования, предъявляемые к качеству среднего образования, обуславливают необходимость формирования современной национальной модели образования и ее интеграции в мировое образовательное пространство».
Таким образом, одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Что такое ключевые компетенции?
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
В концепции 12-летнего общего образования в РК определяются общие ожидания от формируемой в новых условиях жизни общества личности: креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования выделены в виде следующих ключевых компетенций выпускника:
• Ценностно-ориентационная компетенция;
• Культурологическая;
• Учебно-познавательная;
• Коммуникативная;
• Информационно-технологическая;
• Компетенция личностного развития.
• Социально-трудовая;
Таким образом, основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Я считаю, что если систематически на уроках и во внеурочной работе применять активные и интерактивные методы обучения, то это будет способствовать формированию у учащихся ключевых образовательных компетенций, поэтому данный вопрос стал моей методической темой.
Цель: Исследование влияния активных методов обучения на развитие ключевых компетенций учащихся.
Задачи:
1. Определение спектра предметных компетенций применительно к общественным наукам;
2. Выбор методов, с помощью которых будет проходить формирование определенных компетенций в образовательном процессе;
3. Разработка заданий к выбранным методам обучения;
4. Апробация выбранных методов;
5. Использование активных методов обучения в учебном процессе.
Главная проблема для меня состояла в том, чтобы определить спектр предметных компетенций, необходимых для реализации главной образовательной проблемы

Ценностно-ориентационная Культуроло
гическая
Учебно-познавате
льная Коммуника
тивная Информаци
онно-технологи
ческая Социально-трудовая компетенция
Компетенция личностного саморазвития

патриотизм
гражданская позиция
толерантность изучение общечелове
ческой культуры
повышение уровня культуры анализ
сравнение
умозаклю
чение
выделение главного монолог
диалог
дискуссия работа с программами
Word PowerPoint Paint Актив Студио
знание законов и нормативных актов
Анализ ситуаций Интеллектуал
ное
развитие
изучение исторических личностей и воспитание на их примерах

Следующая задача, которая стояла передо мной – это выбрать методы, приемы, технологии, с помощью которых будет проходить формирование определенных компетенций в образовательном процессе. Естественно, что современные учителя применяют огромный спектр различных технологий и методов, но не подлежит сомнению факт, что наиболее значимых результатов они добиваются, применяя активные методы обучения.
Цель их применения – эффективное управление классом, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.
В своей работе я применяю следующие активные и интерактивные методы:
• Творческие задания
• Проблемные вопросы
• Работа в малых группах
• Обучающие игры
• Виртуальные экскурсии
• Интеллектуальные разминки
В зависимости от целей урока используется тот или иной метод. Во всех классах на уроках и на внеклассных мероприятиях активно использую обучающие игры, которые способствуют развитию компетенций. В своей педагогической деятельности обучающие игры использую на протяжении 10 лет – с тех пор как познакомилась с блочно-модульной технологией, разработанной М. М. Жанпеисовой. В практике работы использую такие игры как: «Счастливый случай», «Дотошный ученик», «Эстафета», «Узнай личность», «Опорные сигналы». Данные игры в той или иной степени способствуют развитию ключевых компетенций ученика.

Игра «Опорные сигналы » позволяет учащимся с помощью знаков, рисунков раскрыть содержание темы, развивает мышление учащихся.
Рассмотрим на примере игры «Узнай личность» развитие ключевых компетенций. Игра заключается в том, что учащиеся по предложенному описанию определяют историческую личность. Другой вариант – учащимся по группам раздаются портреты исторических личностей. За определенное время они должны дать историческому деятелю характеристику. Если сопоставить это задание с теми компетенциями, которые я планирую формировать – то здесь наблюдается выход на ценностно-ориентационную компетенцию (патриотизм), на коммуникативную компетенцию (работа в группах), учебно-познавательную, компетенцию личностного саморазвития (пример исторической личности), информационно-коммуникативную компетенцию (показ слайдов с изображением исторических деятелей). Активно использую эту игру на внеклассных мероприятиях в рамках предметных недель. Игра «Турнир ораторов» также способствует развитию речи учащихся, их умению выступать перед публикой. Игру «Аукцион» применяю перед проведением среза знаний. Обучающая игра может занимать весь урок - «Счастливый случай», «КВН».
Во всех классах при изучении темы «Культура» провожу виртуальные экскурсии. В 7 классах при изучении темы «Развитие архитектуры и строительства» учащиеся заранее подготовили презентации об архитектурных памятниках средневековья (мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби) и выступили на уроке в качестве экскурсоводов. Учащиеся –не пассивные слушатели, они должны после «экскурсии» оценить работу экскурсоводов или написать эссе об увиденном. Использование такого метода способствует развитию ценностно-ориентационной компетенции (патриотизм – программа «Культурное наследие»), культурологической компетенции (изучение достижений культуры, повышение уровня культуры, расширение кругозора), учебно-познавательной компетенции (рефлексия), информационно-технологической компетенции (презентация), компетенция личностного саморазвития (ответственность экскурсоводов за результат своего труда).
Для развития коммуникативной и учебно-познавательной компетенции интересны задания типа «Продолжи предложение», «Исправь ошибки», «Расставь правильно слова», «Составь кроссворд»
«Продолжи предложение»
7 класс
«Хан Тауекел»
1. С момента возведения на ханский трон Тауекел всячески расширял территорию ханства …
2. Затяжная война между династией Шайбанидов и Казахским ханством нанесла…
3. Длительные войны казахских ханов с узбеками завершились присоединением

«Исправь ошибки»
7 класс
«Экономическое положение казахского ханства в XVI-XVII вв»
На зимние пастбища кочевые аулы откочевывали ранней осенью. Весенняя перекочевка в день не превышала 10-15 километров. Осенью проводили стрижку коз, лошадей, овец. На кузеу проходили празднества, справлялись свадьбы, устраивались поминки. Обычно аулы начинали готовиться в конце ноября, после выпадения снега. Жетысу и Южный Казахстан с древнейшихвремен были регионами развитой земледельческой культуры.
«Расставь правильно слова»
7 класс
«Этнополитические процессы в Казахстане»
1. племен гуннов впервые с населения черты у появляются Казахстана монголоидные территорию вторжением на
2. нашествие в монгольское начале процесс казахской XIII века нарушило формирования народности
3. население Могулистана в могулами письменных называли источниках

«Определи последовательность»
7 класс
«Ханство Абулхаира»
1. Сражение войск Абулхаира с войсками потомков Тока-Тимура в …….
2. Покорение южных районов Белой Орды, присырдарьинских земель и Каратау…….
3. Завоевание города Орда-Базар и превращение его в столицу ханства…..
4. завоевание городов Сыгнак, Сузак, Аккорган, Узгенд……..

5. Захват города Самарканд…….

Большим подспорьем для учителя являются рабочие тетради, составленные с учетом компетентностного подхода. Активно использую их в в практике работы. Такие тетради имеются практически у всех учащихся, что позволяет работать на более высоком уровне. Задания представлены различного уровня сложности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Задания интересны, познавательны - разгадывание кроссвордов, головоломок, исторических уравнений, чайнвордов.
В практике своей работы активно использую проблемный метод. Проблемный вопрос – это самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Проблемный вопрос – это: 1) предложение или обращение, требующее ответа или объяснения; 2) проблема, задача, требующая решения.
6 класс
Тема : «Казахстан в эпоху раннего железа»
1. Можно ли утверждать, что железо лучше бронзы?
2. Поступок, проступок или подвиг совершил сакский воин Ширак?
3. Почему курганы имеют разную высоту?
4. По каким признакам археологи, раскопавшие Иссыкский курган, пришли к выводу, что это захоронение сакского царя?
5. Существуют ли отличия в археологических памятниках Берельского периода Восточно-Казахстанской области и Тасмолинской культуры Центрального Казахстана?
6. «Саки-могущественные племена». Подтвердите или опровергните данное утверждение.

8 класс
Тема : «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в 18 веке»
1. Нуждался ли Казахстан в помощи России в первой четверти XVIII века?
2. Был ли нужен Казахстан России?
3. Можно ли обвинять Россию в геноциде казахского народа?
4. Как гостья или хозяйка повела себя Россия в Казахстане?
5. Можно ли было жить в мире и дружбе с Россией без принятия российского подданства?
Применяя активные формы, методы на уроках в своей педагогической деятельности, я вижу положительный результат взаимодействия с учащимися, так как предоставляю каждому школьнику оптимальные возможности в личностном становлении.
Творческие задания
На уроках стараюсь уделять внимание развитию творческих способностей учащихся. Один из видов работ – исторические сочинения.
1. «Я - кочевник»
2. «Один день земледельца»
3. «Один день казахской семьи в годы коллективизации»
4. «Мой край»
5. «Как война ворвалась в мою семью»
6 «Письмо с фронта»
Отрывки из сочинений на тему «Как война ворвалась в мою семью»:
1.«Страшное слово «война». Оно несет в себе зловещий смысл: смерть, разрушения, голод, миллионы искалеченных судеб. Она ворвалась в дома казахстанцев и унесла тысячи человеческих жизней»
2. «Мой прадед погиб в 1942 году под Сталинградом»
3. «Мой дед по материнской линии служил в действующей армии стрелком – радистом на бомбардировщике»
4. «Я по праву могу гордиться своими предками, так как если бы не они, на свете не было бы многих из нас»
5. «Великая Отечественная война всегда будет в памяти людей…»
Война. Казахстан.
Страшная, беспощадная. Красивый, молодой.
Уничтожает, разрушает, убивает. Строится, развивается,
Пусть она не повторится ! Казахстан любимый край!
Смерть ! Родина!
При использовании активных методов обучения опираюсь на новые педагогические технологии – модульно-блочную технологию Жанпеисовой, активно использую стратегии критического мышления, ИКТ.
Целенаправленное и систематическое использование активных методов на уроках способствует развитию интереса учащихся к предмету история. Активное использование их на протяжении трех лет способствовало повышению качества знаний учащихся.
Результаты обученности за 3 года:

Работа по данному направлению является хорошей базой для подготовки учащихся к олимпиадам.
Результаты городских олимпиад
уч. год ФИ ученика предмет класс Занятое место
2011-2012 Нукушева Гаухар история РК 5 I
2012-2013 Нукушева Гаухар история РК 6 II
2013-2014 Нукушева Гаухар история РК 7 II
Методическую тему, над которой я работаю, считаю актуальной. В дальнейшем планирую продумать критерии отслеживания эффективности своей работы по методической теме. Активные и интерактивные методы работы могут быть использованы на уроках и по другим учебным дисциплинам. Данные методы способствуют развитию мыслительной деятельности каждого ребенка, а также - более качественной подготовке учащихся к научно-практической деятельности, олимпиадам различного уровня.

Источник: http://М. Жанпеисова. Модульная технология обучения как средство развития ученика
Категория: История | Добавил: Ленчик9476 (2015-01-18) | Автор: Елена E
Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru