Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок в 8 классе, Русско-казахские связи в XVIII веке. Учитель Ратникова Татьяна Александровна
8 класс, история Казахстана. Учитель Ратникова Татьяна Александровна г.Караганда, КГУ "Гимназия №9"
Тема: Казахско-русские отношения в начале XVIII в.
Цели: изучить формирование казахско-русских взаимоотношений в начале XVIII века. Развивать умение анализировать исторические источники. Воспитывать толерантность.
Средства обучения: документы эпохи, карты опроса, учебник, дополнительная литература.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. организационный момент
2. минутка самопознания.
3. изучение нового материала
4. работа с документами.
5. закрепление
6. итоги урока
7. д\з
8. рефлексия.

Изучение нового материала.
1. Активизация связей Казахского ханства и Русского государства.
2. строительство царским правительством линии военных укреплений
3. дипломатические представители России в Казахстане.
4. приграничные конфликты России и Младшего жуза.

1. начало российско-казахских контактов – 16 век. Торговые связи с Россией (купцы Строгановы). Чиновники ошибочно называли казахов киргизами. Казахам не стали возвращать название т.к. казаки созвучны.
Причины активизации взаимоотношений:
Казахи: торговля, военный союз против джунгар.
Россия: Казахстан-плацдарм для продвижения в Среднюю Азию, Индию, Афганистан; рынок сбыта фабрично-заводской продукции; из Казахстана полезные ископаемые, сырье; новое податное население.
1716 г. Каип хан обратился к России с просьбой о помощи в борьбе с джунгарами. Попытки предпринимал и хан Младшего жуза Абулхаир. Однако, Россия занята войной со Швецией.
2. Российская казна, разоренная войной со Швецией, требовала новых вложений. Дипломаты, прибывавшие из Казахстана, докладывали о несметных богатствах наших земель. Первый Сибирский губернатор М.П. Гагарин предложил Петру план строительства линии военных укреплений от Тобольска до Еркети. В июле 1715 г. была отправлена военная экспедиция под рук. Подполковника И.Д. Бухгольца (2800 человек). в октябре заложена Ямышевская крепость. Джунгары начали осаду данной крепости, захватили караван с продовольствием. Бухгольц вынужден вернуться назад.
С/Р: Составьте хронологическую ленту времени по параграфу учебника.
1716 г. – Ямышевская и Омская крепость
1717 г. – Железинская, Колбасинская
1718 г. – Семипалатинская
1720 г. – Усть-Каменогорская, Черноярская и Коряковская. Между ними форпосты и редуты.
Н.Коншин: «задачей Иртышской крепости было охранять правобережные земли от джунгар, а вскоре потом – от киргиз».
3. 1716 г. Посольство Никиты Белоусова, 1717 г. Федора Жилина, 1718 г. Борис Брянцев.
1719 г. посольства Колмакова, Урусова, Сомова. 1722 г. посольство Унковского.
4. причины конфликтов в приграничных регионах:
1. борьба за пастбища.
2. взаимные угоны скота.
3. несогласие казахов с строительством военных крепостей.
4. казахи участвовали в башкирских восстаниях.
1723 – 1724 гг. Войска Абулхаира заняли территорию от Жаика до Волги.
В конце XVII в. Россия продолжала свою завоевательную политику. В 50-х годах XVI в. были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства. Таким образом, юго-восточные границы России подошли вплотную к землям казахских ханств. В конце XVI в. на русско-казахской границе было начато строительство русских городов, крепостей, форпостов, казачьих станиц, редутов и маяков. Некоторые военные сооружения были построены непосредственно на территории Казахстана. В 1620 г. был заложен Яицкий городок (Уральск), в 1645 г. Гурьев (г. Атырау).
Казахский хан Тауке посылает в 90-х гг. несколько посольств в Россию. Основные задачи, которые ставились перед посланниками - добиться прекращения набегов уральских казаков и башкир и заключить торговые соглашения с русскими купцами. Однако русская сторона, не видевшая выгоды в сближении с казахами, затянула переговоры, арестовав ханских послов, что заставило Тауке хана сдержанно относиться к перспективам казахско-русского союза.
В 1694 г. Тауке хан вновь послал в Москву с письмом к Петру I, в котором выражал надежду на упрочение торговых отношений. Петр I сразу же оценил значение Казахского ханства во внешней политике России: "Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть".
Русское правительство сразу же начало практическое осуществление задачи присоединения Казахстана: в 1714 г. в Восточный Казахстан направляется экспедиция полковника Бухгольца, главной целью было строительство крепостей в долине Ертиса. В 1716г. была заложена крепость Омская, 1917 г. - Железинская, 1719г.-Семипалатинская, а в 1720 г. - Усть-Каменогорская. В то же время экспедиция Бековича-Черкасского исследовала восточное побережье Каспийского моря и составила карту Приаралья. Петр I поручает сенатскому копиисту И. Кириллову и переводчику Коллегии иностранных дел МаметуТевкелеву разработать проект приведения казахов в Российское подданство. При этом он инструктировал Тевкелева, что если "оная орда в точное подданство не пожелает, то стараться несмотря на великие издержки хотя бы до миллиона издержать, но только чтоб одним листом под протекцию Российской империи быть обязались...". Однако смерть Петра I помешала осуществлению этого проекта в жизнь. Казахская сторона в начале XVIII в. направляет несколько посольств в Россию с требованием прекратить набеги русских подданных - казаков, башкир, калмыков на казахские кочевья и предложением заключить военный союз против Жонгарии. Русское правительство, с одной стороны, обещало казахам помощь, с другой, предписывало сибирской администрации не ссориться с жонгарами и даже пытаться наладить с ними торговые отношения.
Работа с схемами:
1 вариант
XVI – XVII вв.
  ♞♘
купцы_________

начало XVIII века

 
1716 Каип

⌂⌂⌂⌂⌂¬¬¬¬¬¬____________
⌂_____,⌂_____,⌂______,

2 вариант
форпост_____________
редут________________
1 треть XVIII века

посольства
________________________________________________________
Цель: торговать
изучить
подчинить

конфликты
________________________________________________________

Свои обязательства перед казахскими ханами царское правительство не выполнило. Казахи не получили военной помощи против жонгар. Город Оренбург, построенный по просьбе хана Абулхаира, стал опорой царской администрации в процессе колонизации казахских степей. Северо-западные границы Казахстана стали еще более беспокойными. Казачьи атаманы, считая эти земли собственностью России, стали строить крепости и другие военные сооружения, не вникая в интересы коренного населения.
Таким образом, принятие протектората северо-западной частью Казахстана принесло казахам колониальный гнет. С этим процессом связано нарушение традиционной хозяйственной системы, которое серьезно подрывало производительные силы. В результате колонизаторских действий России начинается обнищание рядовых казахских общинников. Военная угроза со стороны Жонгарии не была ликвидирована. В 1741 г. жонгарские отряды вновь напали на казахские земли. Борьба султанских группировок продолжалась. В 1748 г. Абулхаир был убит султаном Бараком, недовольным его прорусской политикой. Его сын и преемник Нуралы хан (1748-1786) пытался повлиять на Средний жуз, а также на Хиву, но не имела успеха. Казахи, отказавшиеся признать русский протекторат, избрали ханом в Младшем жузе Батыра (1748-1785).
Краткая историческая справка о казахско-русских взаимоотношениях до нач. XVIII в. Геостратегическое и экономическое содержание интересов Русского государства в отношении Казахстана к нач. XVIII в. в общем контексте проблемы «Россия - Восток». Казахско-русские отношения в перв. четв. XVIII в. Переговоры хана Каипа с русской администрацией, их содержание и результаты.
5. закрепление.
1. что побуждало казахов идти на сближение с Россией?
2. какие цели преследовал царизм в Казахстане?
3. Когда и для чего началось строительство линии военных укреплений по правому берегу Иртыша?
4. с какой целью были организованы дипломатические миссии в Казахскую степь?
6. Д\З § 5, дополнительный материал, пословицы и поговорки.
7. Рефлексия. Что узнал на уроке? Что понравилось? Что осталось не понятно?
Категория: История | Добавил: Tatyana5253 (2015-01-26) | Автор: Русско-казахские связи урок в 8 кла E
Просмотров: 2489 | Комментарии: 1 | Теги: 8 класс, Русско-казахские связи, история Казахстана | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 1:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru