Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок в 8 классе, Русско-казахские связи в XVIII веке. Учитель Ратникова Татьяна Александровна
8 класс, история Казахстана. Учитель Ратникова Татьяна Александровна г.Караганда, КГУ "Гимназия №9"
Тема: Казахско-русские отношения в начале XVIII в.
Цели: изучить формирование казахско-русских взаимоотношений в начале XVIII века. Развивать умение анализировать исторические источники. Воспитывать толерантность.
Средства обучения: документы эпохи, карты опроса, учебник, дополнительная литература.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. организационный момент
2. минутка самопознания.
3. изучение нового материала
4. работа с документами.
5. закрепление
6. итоги урока
7. д\з
8. рефлексия.

Изучение нового материала.
1. Активизация связей Казахского ханства и Русского государства.
2. строительство царским правительством линии военных укреплений
3. дипломатические представители России в Казахстане.
4. приграничные конфликты России и Младшего жуза.

1. начало российско-казахских контактов – 16 век. Торговые связи с Россией (купцы Строгановы). Чиновники ошибочно называли казахов киргизами. Казахам не стали возвращать название т.к. казаки созвучны.
Причины активизации взаимоотношений:
Казахи: торговля, военный союз против джунгар.
Россия: Казахстан-плацдарм для продвижения в Среднюю Азию, Индию, Афганистан; рынок сбыта фабрично-заводской продукции; из Казахстана полезные ископаемые, сырье; новое податное население.
1716 г. Каип хан обратился к России с просьбой о помощи в борьбе с джунгарами. Попытки предпринимал и хан Младшего жуза Абулхаир. Однако, Россия занята войной со Швецией.
2. Российская казна, разоренная войной со Швецией, требовала новых вложений. Дипломаты, прибывавшие из Казахстана, докладывали о несметных богатствах наших земель. Первый Сибирский губернатор М.П. Гагарин предложил Петру план строительства линии военных укреплений от Тобольска до Еркети. В июле 1715 г. была отправлена военная экспедиция под рук. Подполковника И.Д. Бухгольца (2800 человек). в октябре заложена Ямышевская крепость. Джунгары начали осаду данной крепости, захватили караван с продовольствием. Бухгольц вынужден вернуться назад.
С/Р: Составьте хронологическую ленту времени по параграфу учебника.
1716 г. – Ямышевская и Омская крепость
1717 г. – Железинская, Колбасинская
1718 г. – Семипалатинская
1720 г. – Усть-Каменогорская, Черноярская и Коряковская. Между ними форпосты и редуты.
Н.Коншин: «задачей Иртышской крепости было охранять правобережные земли от джунгар, а вскоре потом – от киргиз».
3. 1716 г. Посольство Никиты Белоусова, 1717 г. Федора Жилина, 1718 г. Борис Брянцев.
1719 г. посольства Колмакова, Урусова, Сомова. 1722 г. посольство Унковского.
4. причины конфликтов в приграничных регионах:
1. борьба за пастбища.
2. взаимные угоны скота.
3. несогласие казахов с строительством военных крепостей.
4. казахи участвовали в башкирских восстаниях.
1723 – 1724 гг. Войска Абулхаира заняли территорию от Жаика до Волги.
В конце XVII в. Россия продолжала свою завоевательную политику. В 50-х годах XVI в. были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства. Таким образом, юго-восточные границы России подошли вплотную к землям казахских ханств. В конце XVI в. на русско-казахской границе было начато строительство русских городов, крепостей, форпостов, казачьих станиц, редутов и маяков. Некоторые военные сооружения были построены непосредственно на территории Казахстана. В 1620 г. был заложен Яицкий городок (Уральск), в 1645 г. Гурьев (г. Атырау).
Казахский хан Тауке посылает в 90-х гг. несколько посольств в Россию. Основные задачи, которые ставились перед посланниками - добиться прекращения набегов уральских казаков и башкир и заключить торговые соглашения с русскими купцами. Однако русская сторона, не видевшая выгоды в сближении с казахами, затянула переговоры, арестовав ханских послов, что заставило Тауке хана сдержанно относиться к перспективам казахско-русского союза.
В 1694 г. Тауке хан вновь послал в Москву с письмом к Петру I, в котором выражал надежду на упрочение торговых отношений. Петр I сразу же оценил значение Казахского ханства во внешней политике России: "Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть".
Русское правительство сразу же начало практическое осуществление задачи присоединения Казахстана: в 1714 г. в Восточный Казахстан направляется экспедиция полковника Бухгольца, главной целью было строительство крепостей в долине Ертиса. В 1716г. была заложена крепость Омская, 1917 г. - Железинская, 1719г.-Семипалатинская, а в 1720 г. - Усть-Каменогорская. В то же время экспедиция Бековича-Черкасского исследовала восточное побережье Каспийского моря и составила карту Приаралья. Петр I поручает сенатскому копиисту И. Кириллову и переводчику Коллегии иностранных дел МаметуТевкелеву разработать проект приведения казахов в Российское подданство. При этом он инструктировал Тевкелева, что если "оная орда в точное подданство не пожелает, то стараться несмотря на великие издержки хотя бы до миллиона издержать, но только чтоб одним листом под протекцию Российской империи быть обязались...". Однако смерть Петра I помешала осуществлению этого проекта в жизнь. Казахская сторона в начале XVIII в. направляет несколько посольств в Россию с требованием прекратить набеги русских подданных - казаков, башкир, калмыков на казахские кочевья и предложением заключить военный союз против Жонгарии. Русское правительство, с одной стороны, обещало казахам помощь, с другой, предписывало сибирской администрации не ссориться с жонгарами и даже пытаться наладить с ними торговые отношения.
Работа с схемами:
1 вариант
XVI – XVII вв.
  ♞♘
купцы_________

начало XVIII века

 
1716 Каип

⌂⌂⌂⌂⌂¬¬¬¬¬¬____________
⌂_____,⌂_____,⌂______,

2 вариант
форпост_____________
редут________________
1 треть XVIII века

посольства
________________________________________________________
Цель: торговать
изучить
подчинить

конфликты
________________________________________________________

Свои обязательства перед казахскими ханами царское правительство не выполнило. Казахи не получили военной помощи против жонгар. Город Оренбург, построенный по просьбе хана Абулхаира, стал опорой царской администрации в процессе колонизации казахских степей. Северо-западные границы Казахстана стали еще более беспокойными. Казачьи атаманы, считая эти земли собственностью России, стали строить крепости и другие военные сооружения, не вникая в интересы коренного населения.
Таким образом, принятие протектората северо-западной частью Казахстана принесло казахам колониальный гнет. С этим процессом связано нарушение традиционной хозяйственной системы, которое серьезно подрывало производительные силы. В результате колонизаторских действий России начинается обнищание рядовых казахских общинников. Военная угроза со стороны Жонгарии не была ликвидирована. В 1741 г. жонгарские отряды вновь напали на казахские земли. Борьба султанских группировок продолжалась. В 1748 г. Абулхаир был убит султаном Бараком, недовольным его прорусской политикой. Его сын и преемник Нуралы хан (1748-1786) пытался повлиять на Средний жуз, а также на Хиву, но не имела успеха. Казахи, отказавшиеся признать русский протекторат, избрали ханом в Младшем жузе Батыра (1748-1785).
Краткая историческая справка о казахско-русских взаимоотношениях до нач. XVIII в. Геостратегическое и экономическое содержание интересов Русского государства в отношении Казахстана к нач. XVIII в. в общем контексте проблемы «Россия - Восток». Казахско-русские отношения в перв. четв. XVIII в. Переговоры хана Каипа с русской администрацией, их содержание и результаты.
5. закрепление.
1. что побуждало казахов идти на сближение с Россией?
2. какие цели преследовал царизм в Казахстане?
3. Когда и для чего началось строительство линии военных укреплений по правому берегу Иртыша?
4. с какой целью были организованы дипломатические миссии в Казахскую степь?
6. Д\З § 5, дополнительный материал, пословицы и поговорки.
7. Рефлексия. Что узнал на уроке? Что понравилось? Что осталось не понятно?
Категория: История | Добавил: Tatyana5253 (2015-01-26) | Автор: Русско-казахские связи урок в 8 кла E
Просмотров: 690 | Комментарии: 1 | Теги: 8 класс, Русско-казахские связи, история Казахстана | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 8:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru