Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

История древней Индии, урок в 6 классе
урок в 6 классе по истории на тему:
«В чем самобытность древней Индии?». Ратникова Татьяна Александровна, г.Караганда, КГУ "Гимназия №9"
Используемая литература:

1. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 ч. М.: Владос, 2002.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003.
3. Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И.Тюляева. М., 2003. Ч. 2.
4. 10 Тюнников Ю.С., М.А.Мазниченко. Педагогическая мифология. М., 2004.
5. М.Ф. Альбедиль. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб.: «Наука», 1991.
6. Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. Индия в древности. — СПб.: «Алетейя», 2001.
7. Энциклопедия для детей. — Т.6: Религии мира. Ч.1: Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. — М.: «Аванта+», 2002.
8. Энциклопедия для детей. — Т.21: Культуры мира. Ч.2.: Общество. — М.: «Аванта+», 2004.
9. Х.А. Ливрага. Введение в мудрость Востока. — М.: «Новый Акрополь», 2005.


Эпиграф к уроку:

Я не терплю стен и загородок. Небо, охватывающее взором всю землю, ветер, не встречающий преград, океан, омывающий все берега, — вот идеал. Идеал моего государства, моей Родины, моей Индии.

Ганди Мохандас Карамчанд

План урока:

1. Организационный момент.

2. Самопознание.

3. Постановка проблемы

4. Формулировка целей урока.

5. Работа с интерактивной картой.

6. Работа с историческими источниками.

7. Закрепление материала.

8. Итог урока. Домашнее задание.

9. Рефлексия -2. Постановка проблемы на следующий урок.

Тема урока: В чем самобытность Древней Индии?
Цели:
Изучить историю формирования государства Древняя Индия. Развивать умение работать с историческими источниками. Воспитывать уважение к достижениям прошлого.
Оборудование:
Компьютер с подключением к Интернет, сканер, CD, интерактивное оборудование, исторические источники, Эл. презентация.
Программное обеспечение:
1. Microsof Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, программы сканирования и обработки изображений.
2. CD « История. 5 класс» «Просвещение – МЕДИА»
3. CD «Атлас Древнего мира», «Новый Диск». «MARIS»
4. Ресурсы Интернет:
5. http://www.art.ioso.ru/india.htm
 http://som.fio.ru/items.asp?id=10001443
 http://www.itc.ua/print.phtml?ID=19207
 http://lesson-history.narod.ru
 http://history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/Atlas/Old_maps/Spisok.htm
 http://www.pmedia.ru/files/History5Methods.pdf
 http://www.pmedia.ru/files/Atlas_Drevnego_Mira_Manual.pdf

Межпредметные связи на уроке:
География: работа с исторической картой.
Мировая художественная культура: знакомство с поэмой Махабхарата,
Знакомство с культурой и менталитетом индийского народа
Религиоведение (знакомство с религией буддизм)
Отличительные особенности данного урока:
 Проверка домашнего задания через контрольные формы Microsoft Excel, Microsoft Word.
Использование учениками при ответе иллюстраций джунглей, найденных в Интернете через поисковые системы , для подготовленного дома небольшого рассказа о природе, климате и животном мире Индии.
Дополнительное задание для желающих: использование учениками при ответе иллюстраций природных условий нашей Родины и иллюстраций джунглей, найденных в Интернете через поисковые системы, сравнить с природными условиями Древней Индии
 Использование карты Древней Индии
 Использование карты Междуречья
Использование Карты Древнего Египта
 Вопросы выведены на мультимедиа проектор.
 Закрепление изученного с использованием тестовой программы.
Мультимедийный ряд урока состоит из подготовленной презентации Power Point с включением фрагментов с CD.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.

2. Самопознание.

• В чем я уникален и не похож на других?
• Почему у меня сформировались данные индивидуальные качества?
• Какие обстоятельства способствовали формированию моего «Я»?

3. Постановка проблемы: В чем самобытность древней Индии?
4. Формулировка целей урока.

Учащиеся самостоятельно определяют, исходя из темы урока цели индивидуальные и общие. Цель урока: Доказать, что государство
Древняя Индия самобытно, уникально и сформировалось без вмешательства соседних стран.
5. Работа с интерактивной картой.
Учащиеся на интерактивной карте составляют карту Древней Индии. Определяют, что одной из особенностей Индии является обособленное географическое положение. Данный вывод фиксируется на доске
1. Древняя Индия - страна между Гималаями и Индийским океаном. Какую роль в жизни населения Древней Индии играли горы и океан?
2.Как вы думаете, какими научными знаниями владели индийцы?
3.Один древний путешественник, побывав в Индии, вернулся на родину. Слайд 21.
Историческая загадка.
- Индия удивительная страна, - рассказывал он другу. – Там на кустах растет белая шерсть…
- Этого не может быть, ты лжешь!
- Нисколько…Индийцы срезают белу шерсть с кустов точно с овец, и делают из нее ткани. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.
- Враньё! На свете нет ничего слаще меда!
Подумайте, лгал ли путешественник. О чем он говорил?(Хлопок. Сахар)
1.Назовите и покажите географическое положение Индии.
2.Назовите и покажите географическое положение Индии по отношению к Египту, Ассирии, Междуречью.
3.Какому занятию людей благоприятствовали природные условия Инда и Ганга в древности?
4.Одинаковы ли были природные условия Инда и Ганга в древности? Объясните.
5.Какая из речных долин Индии была раньше заселена земледельцами и почему, покажите их на карте.
6. Работа с историческими источниками. Учащиеся работают в группах с историческими источниками. Приложение 2.
Иллюстрация бога Брахмы
Организация самостоятельной работы учащихся с учебником ( История древнего мира (А.А .Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая))
Вопросы на экране:
1. Какие касты существовали в Древней Индии?
2. Откуда произошли касты?
3. Как индийцы объясняли появление каст?
4. Как брахманы приносили жертвы? Какая судьба ждала мальчика, родившегося в семье брахманов?
5.Если бы вы оказались в Древней Индии, как бы вы, с первого взгляда, определили к какой касте относятся люди, повстречавшиеся на улицах города?
Выскажите свое мнение. Деление людей на касты:
А) правильно, т.к. каждый знает, что ему можно, что нельзя;
Б) неправильно, т.к. у людей должны быть равные возможности;
В) справедливо для того времени;
Г) несправедливо для любого времени;
Д) безнравственно.
Почему вы так думаете?
7. Закрепление материала.
Заполните таблицу
Брахманы Кшатрии Вайшии Шудры Неприкасаемые
Одежда
Часть тела Брахмы
Обязанности

8. Итог урока. Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
Словарь:
Джунгли – густые трудно проходимые леса.
Махабхарата – древнеиндийская эпическая поэма, сложившаяся в первые века нашей эры, описывает историю битвы героев и богов.
Рамаяна – классический индийский эпос, повествует о судьбе и подвигах Рамы, сына мудрого царя Дашарадхи
Касты – замкнутые группы людей, объединенные единством, наследственных занятий и профессий.
Брахма – один из высших богов в индуизме (Бог создатель творец вселенной)
Брахманы – одна из высших каст в Индии происхождению – древнее сословие жрецов
Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.

Домашние задания, в т.ч. при подготовке которых используется компьютер:
• § 17, ответить на вопросы стр. 97
• Создать слайды для презентации «Государство Древняя Индия»
• Подготовить дополнительный материал на тему «Правители древней Индии»
• На основе иллюстраций джунглей, найденных в Интернете через поисковые системы, составьте небольшой рассказ о природе, климате и животном мире Индии.
• Дополнительное задание для желающих: найти иллюстрации природных условий нашей Родины и сравнить с природными условиями Древней Индии

9. Рефлексия. Постановка проблемы на следующий урок.
1. Какие касты существовали в Древней Индии?
2. Откуда произошли касты?
3. Как индийцы объясняли появление каст?
4. Как брахманы приносили жертвы? Какая судьба ждала мальчика, родившегося в семье брахманов?
5. Если бы вы оказались в Древней Индии, как бы вы, с первого взгляда, определили к какой касте относятся люди, повстречавшиеся на улицах города?
6. Древняя Индия - страна между Гималаями и Индийским океаном.
7. Какую роль в жизни населения Древней Индии играли горы и океан?
8. Как вы думаете, какими научными знаниями владели индийцы?
9. Один древний путешественник, побывав в Индии, вернулся на родину.

Некоторые итоги урока.
Учащиеся знают:
 Фактический материал: А) местоположение и природу Индии.
Б) древнейшие города
В) особенности религиозных верований
 Фактический материал миф о происхождении каст и Особенность каждой касты.
 Какова судьба детей родившихся в семьях определенной касты
 Работая в сети Интернет, находить иллюстрации по теме.

Учащиеся умеют:
 На карте, с помощь легенды, определять географическое местоположение Индии.
 Давать сравнительную характеристику природных условий и занятию людей

[color=red]Приложение 1

Брахманы
— жрецы, носили белые одежды, это варна, или социальная группа, существующая во всех штатах Индии. Исторически брахманы были жрецами, также брахманы были учителями, монахами, учёными, иногда — судьями, чиновниками.
Каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Брахманы считались слугами бога, они любимые дети бога, поэтому их нельзя оскорблять, сомневаться в их словах. Людям, которые не придерживались этих правил, отрезали языки, или в глотку заливали кипящее масло. Считались высшей варной, хотя монархи в индийских государствах обычно были по происхождению кшатрии, но были и династии, брахманские по происхождению. Они составляют около 2-5 % населения Индии.
Убийство брахмана являлось в древней Индии наитягчайшим преступлением, обрекающим совершившего его на вечные муки без права реинкарнации.
Кшатрии
– воины («властный, благородный», «повелитель») — представитель второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоявшей из владетельных воинов. Кшатрии защищали страну, следили за порядком. Индийцы верили, что кшатрии произошли из сильных рук Брахмы. Убийство воина было серьезным преступлением, за которое должно уплатить 1000 коров. Дети воинов становились воинами, военачальниками. Воины носили одежду красного цвета.
Вайшии
представитель третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли. Носили одежду желтого цвета.
«Чистые» шудры
Члены вышеперечисленных «дважды рожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр. Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов. В давнее время крестьянские касты шудр признавали политическое господство кшатриев, правивших в данной местности, но сегодня эти отношения отошли в прошлое, и превосходство помещиков-кшатриев признается лишь в ритуальном плане, и то не всегда. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых каст. Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, внекастовые браки не разрешаются. Правила, касающиеся приема пищи, у каст землепашцев менее строгие, чем у «дваждырожденных», они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в среде «дваждырожденных».
Низшие шудры
Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной касты. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определенное количество зерна.
Неприкасаемые
Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. В настоящее время они составляют 18—19 % населения Индии.
Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов.
Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых — это чамары (кожевники), дхобии (прачки), парии.
Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми.
Членам каст неприкасаемых запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто хариджаны продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их, в своей родной деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался.
Касты — замкнутые группы населения, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. Принадлежность к ним членов общества определялась их происхождением и наследовалась.
Для каст характерна отчужденность их друг от друга, члены различных каст не могут вступить в браки; у каждой касты в принципе своя исключительная и неизменная профессия. Помимо того, что кастам были присущи эндогамность и общность занятия, касты, в отличие от варн, имели внутреннюю администрацию; члены касты были связаны обязательством взаимопомощи, совместным исполнением религиозного культа, регламентацией производственного процесса, определенными правилами общения с членами других каст и т. д.
Ремесленники, селившиеся в городах и объединявшиеся по специальности (для взаимопомощи, для представительства перед органами государственной власти и т. д.), также образовывали корпорации, постепенно перераставшие в касты. То же происходило и с купцами, прислугой и т. д.
Хотя кастовый строй окончательно сложился только в период раннего средневековья, тем не менее, касты становятся важным элементом общественной структуры уже около начала нашей эры. Постепенное складывание кастового строя в условиях медленных темпов роста общественного разделения труда, а также внешнее сходство каст и варн привели составителей древнеиндийских сборников законов к заключению, что касты возникли из варн, как результат смешанных браков представителей различных варн. Эта точка зрения одно время господствовала среди историографов. Но это не соответствует действительности.
Варны были результатом развития общественного неравенства; основным в системе варн является их различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству. Возникновение же каст было результатом развития разделения труда и основным для каст является их место в экономической жизни общества. Однако общественное положение каст также было различным, так как они складывались в условиях уже существовавшего общественного неравенства, в условиях существования варн. Естественно, что касты впервые оформляются внутри варн, к которым относилась производительная часть населения вайшьи и шудры; касты среди брахманов и кшатриев так и не развились в полной мере: брахманы до сих пор по традиции считаются единой кастой.
Отсталые племена, лишаемые земли, оттесняемые в наиболее неудобные для земледелия районы, теряли возможность перейти к более передовым формам хозяйства. Они продолжали заниматься рыболовством, охотой, лесным промыслом и т. д., а их отсталость консервировалась. По мере того как они подвергались ассимиляции, для них не оказывалось места в системе варн, и они рассматривались как отверженные. Если они селились в городах, их уделом оставались самые неквалифицированные, плохо оплачиваемые, презиравшиеся общественным мнением профессии (поденщиков, метельщиков улиц, уборщиков нечистот, работников на кладбищах, палачей и т. д.).
Вне каст оказывались бывшие рабы, досаженные на землю рабовладельческой аристократией.
Эти общественные группы со временем составили многочисленные касты “неприкасаемых”, с которыми членам “чистых” каст запрещалось всякое общение в обыденной жизни. Эксплуататорские классы, заинтересованные в максимальной разобщенности трудящихся, насаждали и поддерживали кастовые различия и в особенности насильственную изоляцию от других трудящихся наиболее обездоленных и эксплуатируемых из них, причислявшихся к “неприкасаемым”.
Категория: История | Добавил: Tatyana5253 (2015-01-26) E
Просмотров: 352 | Комментарии: 3 | Теги: урок, История Индии, 6 класс | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru