Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Конфуцианство
ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Великанова Г.А.
учитель истории КГУ СОШ № 9
г.Семей ВКО

Тема урока: Конфуцианство
Методическая цель: Формирование доминантной мотивации на
самосовершенствование в ходе урочной
деятельности.
Цель урока: Ознакомить учащихся с традиционной китайской
религией - конфуцианством, с основными
положениями учения Конфуция,
провозглашаемые конфуцианством.
Оформление: Карта Древнего Китая, фотографии с видами
китайских достопримечательностей.
Участники урока: четыре группы учащихся, учитель, ученик,
исполняющий роль Конфуция.

Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята! Еще в шестом классе вы изучали цивилизацию Древнего Китая, в том числе и ее богатую культуру. Давайте вспомним, какие достижения и изобретения древние китайцы подарили миру и совершим небольшой экскурс в те далекие времена.
( Начинается показ презентации по теме «Конфуцианство»)
Одной из составляющих этой богатой культуры являются традиционные китайские религии, или «духовные учения», как их называли сами китайцы.
Сегодня мы познакомимся с вами с новой для вас национальной религией – конфуцианством.
Слово «конфуцианство» - европейского происхождения, его китайский эквивалент «жу цзяо» - «Учение о благовоспитанных ( или просвещенных) людях». Европейское название это учение получило от латинизированной фамилии и титула своего основателя Конфуция ( от Кун Фу –цзы, т.е. Мудрый учитель Кун).
Собственно китайское имя Конфуция – Кун Цю или Кун Чжунни, его также называют Кун-цзы – философ Кун.
Представьте себе, если бы Конфуций разгадал секреты времени и сумел попасть в XXI век, к нам, то какие мудрые мысли он бы вам поведал да и, заодно, послушал, как вы изучаете основные постулаты его учения.
(Появляется ученик в образе Конфуция и почтительным поклоном приветствует учеников. Те отвечают ему таким же почтительным поклоном.)
1-я ученица: Конфуций родился в 551 году до нашей эры в аристократической, но обедневшей семье в царстве Лу ( Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Он был высокообразованным человеком, «ши» - по-китайски «интеллигент», знатоком музыки и древних риуалов.
Конфуций создал школу, став первым профессиональным педагогом в истории Китая. Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными, но сам Конфуций так и не получил признания властей. О себе Конфуций говорил…

Конфуций ( ученик): - «В пятнадцать лет я обратил свои
помыслы к учебе. В тридцать лет я
обрел самостоятельность. В сорок лет я
освободился от сомнений. В пятьдесят
лет я познал Волю Неба. В шестьдесят
лет научился отличать правду от неправды.
В семьдесят лет я стал следовать желаниям
моего сердца и не нару

2-й ученик: С привычной европейской точки зрения конфуцианство не является религией, так как в ней не поклоняются ни единому Богу, ни многим богам. В традиционном Китае даже не было слова «религия», его заменяло слово «цзяо» — «учение», точнее «духовное учение». И
конфуцианство и даосизм — это, прежде всего, духовные учения о совершенствовании человека.
1-я ученица: Но в учении Конфуция обнаруживается и немало черт
религиозного сознания: вера в духов и души умерших, культ предков, осознание верховной воли Неба. Конфуций был глубоко верующим человеком. Многие религиоведы считают, что учение Конфуция носит сугубо этический, а не религиозный характер, а философ лишь повторял учение древних, как он сам об этом говорил:„.
Конфуций (ученик): - «Я передаю, а не создаю; я верю
в древность и люблю
ее».
(Далее продолжает учитель, используя слайды Презентации)
Учитель: В основе учения Конфуция лежит культ предков, который такой древний, как и сама китайская цивилизация.
После смерти предки воспринимались как духи, а точнее как связующее звено между духами и людьми. Они же защищали от злых духов. Каждая семья, род имели свой храм, в котором поклонялись духам предков. Сначала в храмах находились куклы или статуи умерших. Позднее появились таблички (чжу), которые символизировали предков. До сих пор даже в городских семьях можно встретить домашние алтари, в которых стоят таблички с именами умерших родителей. Перед ними ставятся жертвоприношения и осуществляются обряды. Без общения в духами предков не начиналось ни одно серьезное дело: не сеяли, не собирали урожай.
Учитель: Учение Конфуция запечатлено его учениками в книге «Лунь юй» ( «Беседы и суждения»). Там важное место занимает учение о ЛИ и ЦИ. ЛИ ( «ритуал», «церемониал», «правила поведения») — законы общества. ЦИ — законы Неба. ЦИ — первичны, ЛИ — вторичны, т. е законы общества должны соответствовать законам Неба. В противном случае имеет место деформация личности и общества.

Конфуций (ученик): - «Не зная повеления Неба, не сможешь быть благородным мужем.
Не зная ритуала, не сможешь утвердиться
Не понимая сказанного, не сможешь разобраться в человеке».

( Учитель раздает группам листы с текстом об «Учении о золотой середине» и просит проанализировать текст)

Учитель: Конфуций учил, что человек может быть гармоничным с Небом, если будет избегать крайностей и придерживаться середины. Учение о «золотой середине» ( чжун юн) является главным смыслом конфуцианства.

Вопрос: Какова главная мысль в «Учении о золотой середине»?
(Ребята отвечают по группам)
«Человек во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться
печали, ни восторгаться от радости — в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей».
( После ответов учеников)
Конфуций (ученик): - «Когда природа берет перевес
над искусственностью,
то мы имеем грубость, а когда
искусственность
преобладает над природой, то
мы имеем лицемерие;
и только пропорциональное
соединение природы и
искусственности дает
благородного человека»...
Учитель: Главная цель конфуцианства — достижение морального совершенства, образцом и идеалом которого является
«благородный муж» (цзюн цзы») Благородный муж должен обладать гуманностью (жень) и чувством долга ( и).

Вопрос: Какими еще чертами должен обладать
«Благородный муж» согласно учению Конфуция?

( Ответы ребят, которые работают в группе)
Он должен быть честным, искренним, прямодушным, бесстрашным;
Он должен быть всевидящим, понимающим‚ внимательным в речах;
Он должен быть осторожным в делах, безразличным к еде, богатству, жизненным удобствам, материальной выгоде.
Он должен соответствовать «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ».
Конфуций так сформулировал «Золотое правило нравственности».

Конфуций( ученик): - «Чего я не желаю, чтобы другие
делали мне, того же я желаю не
делать другим».

Учитель: Конфуций рассматривал Бога как Бога-Отца, а
людей, как его детей, которые должны любить Бога сыновней
любовью, а друг друга как братьев и сестер.
Конфуций (ученик): - «Вся Поднебесная — одна семья.
Государство — это
большая семья, а семья — это
маленькое государство»...
Учитель: Важную роль в конфуцианстве занимает также
учение об «исправлении имен» (чжен мин) , согласно которому
каждое имя ( государь, отец, сын и т.д.) должно соответствовать
своей «сущности», т.е. каждый человек должен вести себя строго
в соответствии с занимаемым положением в обществе.
( Работа в группах с содержанием текста «Учения об исправлении имен»)
Конфуций (ученик): - «Правитель должен быть
правителем, подданный -
подданным, отец — отцом,

сын – сыном»…
Вопрос: Можно ли нашим современникам опираться на основные положения учения Конфуция «Об исправлении имен», другими словами, пользоваться ими в современной жизни?

( Учащиеся в группах высказывают свою точку зрения,
рассуждают.)
Учитель: Представляет интерес и учение Конфуция « О пяти взаимоотношениях». Нормы взаимоотношений у Конфуция
называются « У лунь». Их всего пять.
( Учащиеся работают в группах с текстом)

Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение об учении « О пяти взаимоотношениях». Актуально ли оно сейчас?

( Ребята обсуждают в группах и делятся своими мнениями)

Учитель: Пришло время поговорить о священных книгах конфуцианства. К

священным книгам конфуцианства можно отнести «Пятиканоние»
( «У цзын»), составленное Конфуцием на
основе традиций древности. В эту книгу входит знаменитая
древняя гадательная «Книга перемен» ( «И цзын») и
«Четверокнижие» ( «Сы шу»).

( Учащиеся смотрят слайды презентации и кратко
записывают информацию в тетрадь)
Учитель: Познакомится с этими книгам можно и сегодня (в переводе с китайского). Несмотря на то, что они были составлены в глубокой древности, многие наши современники проявляют интерес к этим книгам, черпая те знания, которые и сейчас не теряют своей актуальности.

2-й ученик: Учению Конфуция была уготована сложная
судьба: оно то превращалось в основополагающий принцип
правления, то подвергалась страшным гонениям. Но на рубеже II
и I веков до н.э. конфунцианство стало государственной
идеологией императорского Китая и настолько глубоко проникло
в политическую культуру и социальную систему Китая, что
оставалось официальной идеологией страны до 1913 года. В
настоящее время конфуцианство сосуществует с другими
религиями Китая: даосизмом, буддизмом. Родственники
Конфуция, в 67-м поколении, пользуются большим уважением.

( Синхронно рассказу ученика идет показ слайдов)

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим глубокоуважаемого
Конфуция и попрощаемся с ним, ему пора возвращаться в «свое
время».
(Ребята встают и почтительно кланяются Конфуцию. Конфуций
отвечает тем же и молча удаляется)

Учитель: А теперь, ребята, у вас еще есть время выполнить
задание для закрепления новых, полученных
сегодня на уроке знаний и написать небольшое эссе о том‚ что вам
ближе по духу в учениях Конфуция и что бы вы посоветовали
применять из этих учений в настоящее время.
( Ученики выполняют такое задание в своих тетрадях и, если
останется время, могут зачитать свои рассуждения. Если времени на уроке не остается — это задание переносится на дом, а на следующем уроке
учитель начинает опрос именно с этого задания.)

Дополнительный материал, который необходим для работы учащихся в группах

Приложение № 1:
Учение о «золотой середине»
Согласно учению Конфуция « О золотой середине» человек во всем должен придерживаться середины. Он не должен иметь:
1. Ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви;

2 . Не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от
радости;
3. В человек должно быть полное отсутствие крайностей;

4. Никогда не следует выходить за рамки ритуалов, но не надо из
ритуалов делать культа;

5. Равновесие в деятельности, умеренность и сдержанность всегда и
во всем ведут к спокойствию и невозмутимости мудрого человека.

Приложение № 2:

Достижение морального совершенства
«Благородный муж»

1. «Благородный муж» должен обладать гуманностью ( «жень») и чувством долга («и») .
2. Он должен быть честным, искренним, прямодушным,
бесстрашным;
3. Он должен быть всевидящим, понимающим‚
внимательным в речах;
4. Он должен быть осторожным в делах, безразличным к
еде, богатству, жизненным удобствам, материальной
выгоде.
5. Он должен соответствовать «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ
НРАВСТВЕННОСТИ».

Приложение № 3.
Учение об «исправлении имен»
1. Каждый человек должен вести себя строго в
соответствии с занимаемым положением в обществе;
2. Каждый должен добросовестно выполнять
предписания, ритуалы, соответствующие его
социальной роли, и не посягать на чужую сферу
деятельности;
3. Идеал жизни находится не в загробном мире, а в мире
людей;
4. В каждом добром поступке уже есть «святость», надо
просто до конца проявить «человеческое в человеке».

Приложение № 4:

Учение « О пяти взаимоотношениях»
Нормы взаимоотношений у Конфуция
называются « У лунь». Их всего пять:
1. Отношения между государем и
подчиненными;
2. Между отцом и детьми;
З. Между старшими и младшими братьями;
4. Между мужем и женой;
5. Между друзьями.
В системе «пяти отношений» только пятое (между
друзьями) предполагает равенство лиц, тогда как
предыдущие четыре требуют строгого подчинения
одних другим : подданного — своему государю,
сына — отцу, младшего брата — старшему брату,
жены — мужу.
Категория: История | Добавил: WEGA (2015-02-09) | Автор: Великанова Галина Александровна E
Просмотров: 493 | Теги: Китай, История, религиоведение, Конфуцианство | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru