Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Конфуцианство
ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Великанова Г.А.
учитель истории КГУ СОШ № 9
г.Семей ВКО

Тема урока: Конфуцианство
Методическая цель: Формирование доминантной мотивации на
самосовершенствование в ходе урочной
деятельности.
Цель урока: Ознакомить учащихся с традиционной китайской
религией - конфуцианством, с основными
положениями учения Конфуция,
провозглашаемые конфуцианством.
Оформление: Карта Древнего Китая, фотографии с видами
китайских достопримечательностей.
Участники урока: четыре группы учащихся, учитель, ученик,
исполняющий роль Конфуция.

Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята! Еще в шестом классе вы изучали цивилизацию Древнего Китая, в том числе и ее богатую культуру. Давайте вспомним, какие достижения и изобретения древние китайцы подарили миру и совершим небольшой экскурс в те далекие времена.
( Начинается показ презентации по теме «Конфуцианство»)
Одной из составляющих этой богатой культуры являются традиционные китайские религии, или «духовные учения», как их называли сами китайцы.
Сегодня мы познакомимся с вами с новой для вас национальной религией – конфуцианством.
Слово «конфуцианство» - европейского происхождения, его китайский эквивалент «жу цзяо» - «Учение о благовоспитанных ( или просвещенных) людях». Европейское название это учение получило от латинизированной фамилии и титула своего основателя Конфуция ( от Кун Фу –цзы, т.е. Мудрый учитель Кун).
Собственно китайское имя Конфуция – Кун Цю или Кун Чжунни, его также называют Кун-цзы – философ Кун.
Представьте себе, если бы Конфуций разгадал секреты времени и сумел попасть в XXI век, к нам, то какие мудрые мысли он бы вам поведал да и, заодно, послушал, как вы изучаете основные постулаты его учения.
(Появляется ученик в образе Конфуция и почтительным поклоном приветствует учеников. Те отвечают ему таким же почтительным поклоном.)
1-я ученица: Конфуций родился в 551 году до нашей эры в аристократической, но обедневшей семье в царстве Лу ( Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Он был высокообразованным человеком, «ши» - по-китайски «интеллигент», знатоком музыки и древних риуалов.
Конфуций создал школу, став первым профессиональным педагогом в истории Китая. Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными, но сам Конфуций так и не получил признания властей. О себе Конфуций говорил…

Конфуций ( ученик): - «В пятнадцать лет я обратил свои
помыслы к учебе. В тридцать лет я
обрел самостоятельность. В сорок лет я
освободился от сомнений. В пятьдесят
лет я познал Волю Неба. В шестьдесят
лет научился отличать правду от неправды.
В семьдесят лет я стал следовать желаниям
моего сердца и не нару

2-й ученик: С привычной европейской точки зрения конфуцианство не является религией, так как в ней не поклоняются ни единому Богу, ни многим богам. В традиционном Китае даже не было слова «религия», его заменяло слово «цзяо» — «учение», точнее «духовное учение». И
конфуцианство и даосизм — это, прежде всего, духовные учения о совершенствовании человека.
1-я ученица: Но в учении Конфуция обнаруживается и немало черт
религиозного сознания: вера в духов и души умерших, культ предков, осознание верховной воли Неба. Конфуций был глубоко верующим человеком. Многие религиоведы считают, что учение Конфуция носит сугубо этический, а не религиозный характер, а философ лишь повторял учение древних, как он сам об этом говорил:„.
Конфуций (ученик): - «Я передаю, а не создаю; я верю
в древность и люблю
ее».
(Далее продолжает учитель, используя слайды Презентации)
Учитель: В основе учения Конфуция лежит культ предков, который такой древний, как и сама китайская цивилизация.
После смерти предки воспринимались как духи, а точнее как связующее звено между духами и людьми. Они же защищали от злых духов. Каждая семья, род имели свой храм, в котором поклонялись духам предков. Сначала в храмах находились куклы или статуи умерших. Позднее появились таблички (чжу), которые символизировали предков. До сих пор даже в городских семьях можно встретить домашние алтари, в которых стоят таблички с именами умерших родителей. Перед ними ставятся жертвоприношения и осуществляются обряды. Без общения в духами предков не начиналось ни одно серьезное дело: не сеяли, не собирали урожай.
Учитель: Учение Конфуция запечатлено его учениками в книге «Лунь юй» ( «Беседы и суждения»). Там важное место занимает учение о ЛИ и ЦИ. ЛИ ( «ритуал», «церемониал», «правила поведения») — законы общества. ЦИ — законы Неба. ЦИ — первичны, ЛИ — вторичны, т. е законы общества должны соответствовать законам Неба. В противном случае имеет место деформация личности и общества.

Конфуций (ученик): - «Не зная повеления Неба, не сможешь быть благородным мужем.
Не зная ритуала, не сможешь утвердиться
Не понимая сказанного, не сможешь разобраться в человеке».

( Учитель раздает группам листы с текстом об «Учении о золотой середине» и просит проанализировать текст)

Учитель: Конфуций учил, что человек может быть гармоничным с Небом, если будет избегать крайностей и придерживаться середины. Учение о «золотой середине» ( чжун юн) является главным смыслом конфуцианства.

Вопрос: Какова главная мысль в «Учении о золотой середине»?
(Ребята отвечают по группам)
«Человек во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться
печали, ни восторгаться от радости — в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей».
( После ответов учеников)
Конфуций (ученик): - «Когда природа берет перевес
над искусственностью,
то мы имеем грубость, а когда
искусственность
преобладает над природой, то
мы имеем лицемерие;
и только пропорциональное
соединение природы и
искусственности дает
благородного человека»...
Учитель: Главная цель конфуцианства — достижение морального совершенства, образцом и идеалом которого является
«благородный муж» (цзюн цзы») Благородный муж должен обладать гуманностью (жень) и чувством долга ( и).

Вопрос: Какими еще чертами должен обладать
«Благородный муж» согласно учению Конфуция?

( Ответы ребят, которые работают в группе)
Он должен быть честным, искренним, прямодушным, бесстрашным;
Он должен быть всевидящим, понимающим‚ внимательным в речах;
Он должен быть осторожным в делах, безразличным к еде, богатству, жизненным удобствам, материальной выгоде.
Он должен соответствовать «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ».
Конфуций так сформулировал «Золотое правило нравственности».

Конфуций( ученик): - «Чего я не желаю, чтобы другие
делали мне, того же я желаю не
делать другим».

Учитель: Конфуций рассматривал Бога как Бога-Отца, а
людей, как его детей, которые должны любить Бога сыновней
любовью, а друг друга как братьев и сестер.
Конфуций (ученик): - «Вся Поднебесная — одна семья.
Государство — это
большая семья, а семья — это
маленькое государство»...
Учитель: Важную роль в конфуцианстве занимает также
учение об «исправлении имен» (чжен мин) , согласно которому
каждое имя ( государь, отец, сын и т.д.) должно соответствовать
своей «сущности», т.е. каждый человек должен вести себя строго
в соответствии с занимаемым положением в обществе.
( Работа в группах с содержанием текста «Учения об исправлении имен»)
Конфуций (ученик): - «Правитель должен быть
правителем, подданный -
подданным, отец — отцом,

сын – сыном»…
Вопрос: Можно ли нашим современникам опираться на основные положения учения Конфуция «Об исправлении имен», другими словами, пользоваться ими в современной жизни?

( Учащиеся в группах высказывают свою точку зрения,
рассуждают.)
Учитель: Представляет интерес и учение Конфуция « О пяти взаимоотношениях». Нормы взаимоотношений у Конфуция
называются « У лунь». Их всего пять.
( Учащиеся работают в группах с текстом)

Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение об учении « О пяти взаимоотношениях». Актуально ли оно сейчас?

( Ребята обсуждают в группах и делятся своими мнениями)

Учитель: Пришло время поговорить о священных книгах конфуцианства. К

священным книгам конфуцианства можно отнести «Пятиканоние»
( «У цзын»), составленное Конфуцием на
основе традиций древности. В эту книгу входит знаменитая
древняя гадательная «Книга перемен» ( «И цзын») и
«Четверокнижие» ( «Сы шу»).

( Учащиеся смотрят слайды презентации и кратко
записывают информацию в тетрадь)
Учитель: Познакомится с этими книгам можно и сегодня (в переводе с китайского). Несмотря на то, что они были составлены в глубокой древности, многие наши современники проявляют интерес к этим книгам, черпая те знания, которые и сейчас не теряют своей актуальности.

2-й ученик: Учению Конфуция была уготована сложная
судьба: оно то превращалось в основополагающий принцип
правления, то подвергалась страшным гонениям. Но на рубеже II
и I веков до н.э. конфунцианство стало государственной
идеологией императорского Китая и настолько глубоко проникло
в политическую культуру и социальную систему Китая, что
оставалось официальной идеологией страны до 1913 года. В
настоящее время конфуцианство сосуществует с другими
религиями Китая: даосизмом, буддизмом. Родственники
Конфуция, в 67-м поколении, пользуются большим уважением.

( Синхронно рассказу ученика идет показ слайдов)

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим глубокоуважаемого
Конфуция и попрощаемся с ним, ему пора возвращаться в «свое
время».
(Ребята встают и почтительно кланяются Конфуцию. Конфуций
отвечает тем же и молча удаляется)

Учитель: А теперь, ребята, у вас еще есть время выполнить
задание для закрепления новых, полученных
сегодня на уроке знаний и написать небольшое эссе о том‚ что вам
ближе по духу в учениях Конфуция и что бы вы посоветовали
применять из этих учений в настоящее время.
( Ученики выполняют такое задание в своих тетрадях и, если
останется время, могут зачитать свои рассуждения. Если времени на уроке не остается — это задание переносится на дом, а на следующем уроке
учитель начинает опрос именно с этого задания.)

Дополнительный материал, который необходим для работы учащихся в группах

Приложение № 1:
Учение о «золотой середине»
Согласно учению Конфуция « О золотой середине» человек во всем должен придерживаться середины. Он не должен иметь:
1. Ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви;

2 . Не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от
радости;
3. В человек должно быть полное отсутствие крайностей;

4. Никогда не следует выходить за рамки ритуалов, но не надо из
ритуалов делать культа;

5. Равновесие в деятельности, умеренность и сдержанность всегда и
во всем ведут к спокойствию и невозмутимости мудрого человека.

Приложение № 2:

Достижение морального совершенства
«Благородный муж»

1. «Благородный муж» должен обладать гуманностью ( «жень») и чувством долга («и») .
2. Он должен быть честным, искренним, прямодушным,
бесстрашным;
3. Он должен быть всевидящим, понимающим‚
внимательным в речах;
4. Он должен быть осторожным в делах, безразличным к
еде, богатству, жизненным удобствам, материальной
выгоде.
5. Он должен соответствовать «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ
НРАВСТВЕННОСТИ».

Приложение № 3.
Учение об «исправлении имен»
1. Каждый человек должен вести себя строго в
соответствии с занимаемым положением в обществе;
2. Каждый должен добросовестно выполнять
предписания, ритуалы, соответствующие его
социальной роли, и не посягать на чужую сферу
деятельности;
3. Идеал жизни находится не в загробном мире, а в мире
людей;
4. В каждом добром поступке уже есть «святость», надо
просто до конца проявить «человеческое в человеке».

Приложение № 4:

Учение « О пяти взаимоотношениях»
Нормы взаимоотношений у Конфуция
называются « У лунь». Их всего пять:
1. Отношения между государем и
подчиненными;
2. Между отцом и детьми;
З. Между старшими и младшими братьями;
4. Между мужем и женой;
5. Между друзьями.
В системе «пяти отношений» только пятое (между
друзьями) предполагает равенство лиц, тогда как
предыдущие четыре требуют строгого подчинения
одних другим : подданного — своему государю,
сына — отцу, младшего брата — старшему брату,
жены — мужу.
Категория: История | Добавил: WEGA (2015-02-09) | Автор: Великанова Галина Александровна E
Просмотров: 1536 | Теги: Китай, История, религиоведение, Конфуцианство | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 7:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru