Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ Великанова Г.А. учитель истории КГУ СОШ № 9 г.Семей ВКО Тема урока: Конфуцианство Методическая цель: Формирование доминантной мотивации на самосовершенствование в ходе урочной деятельности. Цель урока: Ознакомить учащихся с традиционной китайской религией - конфуцианством, с основными положениями учения Конфуция, провозглашаемые конфуцианством. Оформление: Карта Древнего Китая, фотографии с видами китайских достопримечательностей. Участники урока: четыре группы учащихся, учитель, ученик, исполняющий роль Конфуция. Ход урока: Учитель: Дорогие ребята! Еще в шестом классе вы изучали цивилизацию Древнего Китая, в том числе и ее богатую культуру. Давайте вспомним, какие достижения и изобретения древние китайцы подарили миру и совершим небольшой экскурс в те далекие времена. ( Начинается показ презентации по теме «Конфуцианство») Одной из составляющих этой богатой культуры являются традиционные китайские религии, или «духовные учения», как их называли сами китайцы. Сегодня мы познакомимся с вами с новой для вас национальной религией – конфуцианством. Слово «конфуцианство» - европейского происхождения, его китайский эквивалент «жу цзяо» - «Учение о благовоспитанных ( или просвещенных) людях». Европейское название это учение получило от латинизированной фамилии и титула своего основателя Конфуция ( от Кун Фу –цзы, т.е. Мудрый учитель Кун). Собственно китайское имя Конфуция – Кун Цю или Кун Чжунни, его также называют Кун-цзы – философ Кун. Представьте себе, если бы Конфуций разгадал секреты времени и сумел попасть в XXI век, к нам, то какие мудрые мысли он бы вам поведал да и, заодно, послушал, как вы изучаете основные постулаты его учения. (Появляется ученик в образе Конфуция и почтительным поклоном приветствует учеников. Те отвечают ему таким же почтительным поклоном.) 1-я ученица: Конфуций родился в 551 году до нашей эры в аристократической, но обедневшей семье в царстве Лу ( Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Он был высокообразованным человеком, «ши» - по-китайски «интеллигент», знатоком музыки и древних риуалов. Конфуций создал школу, став первым профессиональным педагогом в истории Китая. Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными, но сам Конфуций так и не получил признания властей. О себе Конфуций говорил… Конфуций ( ученик): - «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал Волю Неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нару 2-й ученик: С привычной европейской точки зрения конфуцианство не является религией, так как в ней не поклоняются ни единому Богу, ни многим богам. В традиционном Китае даже не было слова «религия», его заменяло слово «цзяо» — «учение», точнее «духовное учение». И конфуцианство и даосизм — это, прежде всего, духовные учения о совершенствовании человека. 1-я ученица: Но в учении Конфуция обнаруживается и немало черт религиозного сознания: вера в духов и души умерших, культ предков, осознание верховной воли Неба. Конфуций был глубоко верующим человеком. Многие религиоведы считают, что учение Конфуция носит сугубо этический, а не религиозный характер, а философ лишь повторял учение древних, как он сам об этом говорил:„. Конфуций (ученик): - «Я передаю, а не создаю; я верю в древность и люблю ее». (Далее продолжает учитель, используя слайды Презентации) Учитель: В основе учения Конфуция лежит культ предков, который такой древний, как и сама китайская цивилизация. После смерти предки воспринимались как духи, а точнее как связующее звено между духами и людьми. Они же защищали от злых духов. Каждая семья, род имели свой храм, в котором поклонялись духам предков. Сначала в храмах находились куклы или статуи умерших. Позднее появились таблички (чжу), которые символизировали предков. До сих пор даже в городских семьях можно встретить домашние алтари, в которых стоят таблички с именами умерших родителей. Перед ними ставятся жертвоприношения и осуществляются обряды. Без общения в духами предков не начиналось ни одно серьезное дело: не сеяли, не собирали урожай. Учитель: Учение Конфуция запечатлено его учениками в книге «Лунь юй» ( «Беседы и суждения»). Там важное место занимает учение о ЛИ и ЦИ. ЛИ ( «ритуал», «церемониал», «правила поведения») — законы общества. ЦИ — законы Неба. ЦИ — первичны, ЛИ — вторичны, т. е законы общества должны соответствовать законам Неба. В противном случае имеет место деформация личности и общества. Конфуций (ученик): - «Не зная повеления Неба, не сможешь быть благородным мужем. Не зная ритуала, не сможешь утвердиться Не понимая сказанного, не сможешь разобраться в человеке». ( Учитель раздает группам листы с текстом об «Учении о золотой середине» и просит проанализировать текст) Учитель: Конфуций учил, что человек может быть гармоничным с Небом, если будет избегать крайностей и придерживаться середины. Учение о «золотой середине» ( чжун юн) является главным смыслом конфуцианства. Вопрос: Какова главная мысль в «Учении о золотой середине»? (Ребята отвечают по группам) «Человек во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от радости — в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей». ( После ответов учеников) Конфуций (ученик): - «Когда природа берет перевес над искусственностью, то мы имеем грубость, а когда искусственность преобладает над природой, то мы имеем лицемерие; и только пропорциональное соединение природы и искусственности дает благородного человека»... Учитель: Главная цель конфуцианства — достижение морального совершенства, образцом и идеалом которого является «благородный муж» (цзюн цзы») Благородный муж должен обладать гуманностью (жень) и чувством долга ( и). Вопрос: Какими еще чертами должен обладать «Благородный муж» согласно учению Конфуция? ( Ответы ребят, которые работают в группе) Он должен быть честным, искренним, прямодушным, бесстрашным; Он должен быть всевидящим, понимающим‚ внимательным в речах; Он должен быть осторожным в делах, безразличным к еде, богатству, жизненным удобствам, материальной выгоде. Он должен соответствовать «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ». Конфуций так сформулировал «Золотое правило нравственности». Конфуций( ученик): - «Чего я не желаю, чтобы другие делали мне, того же я желаю не делать другим». Учитель: Конфуций рассматривал Бога как Бога-Отца, а людей, как его детей, которые должны любить Бога сыновней любовью, а друг друга как братьев и сестер. Конфуций (ученик): - «Вся Поднебесная — одна семья. Государство — это большая семья, а семья — это маленькое государство»... Учитель: Важную роль в конфуцианстве занимает также учение об «исправлении имен» (чжен мин) , согласно которому каждое имя ( государь, отец, сын и т.д.) должно соответствовать своей «сущности», т.е. каждый человек должен вести себя строго в соответствии с занимаемым положением в обществе. ( Работа в группах с содержанием текста «Учения об исправлении имен») Конфуций (ученик): - «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец — отцом, сын – сыном»… Вопрос: Можно ли нашим современникам опираться на основные положения учения Конфуция «Об исправлении имен», другими словами, пользоваться ими в современной жизни? ( Учащиеся в группах высказывают свою точку зрения, рассуждают.) Учитель: Представляет интерес и учение Конфуция « О пяти взаимоотношениях». Нормы взаимоотношений у Конфуция называются « У лунь». Их всего пять. ( Учащиеся работают в группах с текстом) Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение об учении « О пяти взаимоотношениях». Актуально ли оно сейчас? ( Ребята обсуждают в группах и делятся своими мнениями) Учитель: Пришло время поговорить о священных книгах конфуцианства. К священным книгам конфуцианства можно отнести «Пятиканоние» ( «У цзын»), составленное Конфуцием на основе традиций древности. В эту книгу входит знаменитая древняя гадательная «Книга перемен» ( «И цзын») и «Четверокнижие» ( «Сы шу»). ( Учащиеся смотрят слайды презентации и кратко записывают информацию в тетрадь) Учитель: Познакомится с этими книгам можно и сегодня (в переводе с китайского). Несмотря на то, что они были составлены в глубокой древности, многие наши современники проявляют интерес к этим книгам, черпая те знания, которые и сейчас не теряют своей актуальности. 2-й ученик: Учению Конфуция была уготована сложная судьба: оно то превращалось в основополагающий принцип правления, то подвергалась страшным гонениям. Но на рубеже II и I веков до н.э. конфунцианство стало государственной идеологией императорского Китая и настолько глубоко проникло в политическую культуру и социальную систему Китая, что оставалось официальной идеологией страны до 1913 года. В настоящее время конфуцианство сосуществует с другими религиями Китая: даосизмом, буддизмом. Родственники Конфуция, в 67-м поколении, пользуются большим уважением. ( Синхронно рассказу ученика идет показ слайдов) Учитель: Ребята, давайте поблагодарим глубокоуважаемого Конфуция и попрощаемся с ним, ему пора возвращаться в «свое время». (Ребята встают и почтительно кланяются Конфуцию. Конфуций отвечает тем же и молча удаляется) Учитель: А теперь, ребята, у вас еще есть время выполнить задание для закрепления новых, полученных сегодня на уроке знаний и написать небольшое эссе о том‚ что вам ближе по духу в учениях Конфуция и что бы вы посоветовали применять из этих учений в настоящее время. ( Ученики выполняют такое задание в своих тетрадях и, если останется время, могут зачитать свои рассуждения. Если времени на уроке не остается — это задание переносится на дом, а на следующем уроке учитель начинает опрос именно с этого задания.) Дополнительный материал, который необходим для работы учащихся в группах Приложение № 1: Учение о «золотой середине» Согласно учению Конфуция « О золотой середине» человек во всем должен придерживаться середины. Он не должен иметь: 1. Ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви; 2 . Не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от радости; 3. В человек должно быть полное отсутствие крайностей; 4. Никогда не следует выходить за рамки ритуалов, но не надо из ритуалов делать культа; 5. Равновесие в деятельности, умеренность и сдержанность всегда и во всем ведут к спокойствию и невозмутимости мудрого человека. Приложение № 2: Достижение морального совершенства «Благородный муж» 1. «Благородный муж» должен обладать гуманностью ( «жень») и чувством долга («и») . 2. Он должен быть честным, искренним, прямодушным, бесстрашным; 3. Он должен быть всевидящим, понимающим‚ внимательным в речах; 4. Он должен быть осторожным в делах, безразличным к еде, богатству, жизненным удобствам, материальной выгоде. 5. Он должен соответствовать «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ». Приложение № 3. Учение об «исправлении имен» 1. Каждый человек должен вести себя строго в соответствии с занимаемым положением в обществе; 2. Каждый должен добросовестно выполнять предписания, ритуалы, соответствующие его социальной роли, и не посягать на чужую сферу деятельности; 3. Идеал жизни находится не в загробном мире, а в мире людей; 4. В каждом добром поступке уже есть «святость», надо просто до конца проявить «человеческое в человеке». Приложение № 4: Учение « О пяти взаимоотношениях» Нормы взаимоотношений у Конфуция называются « У лунь». Их всего пять: 1. Отношения между государем и подчиненными; 2. Между отцом и детьми; З. Между старшими и младшими братьями; 4. Между мужем и женой; 5. Между друзьями. В системе «пяти отношений» только пятое (между друзьями) предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре требуют строгого подчинения одних другим : подданного — своему государю, сына — отцу, младшего брата — старшему брату, жены — мужу. | |
Просмотров: 1536 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|