Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

урок по истории Казахстана в 11 классе
Тема: Образование КПСС.

Цель: рассмотреть роль и влияние КПСС на историческое развитие Казахстана.
Задачи:
1) рассмотреть процесс образования коммунистической партии, проводимую руководством КПСС политику, образование Комсомола Казахстана, его функции.
2) развивать познавательный интерес учащихся на основе исторического материала с использованием активных форм обучения, умение работать в группах, доказывать свое мнение, сопоставлять, выделять существенные признаки явлений, делать выводы, а также самостоятельно работать с тестами для подготовки к ЕНТ, историческими документами;
3) воспитывать чувства дружбы и товарищества, культуры поведения, инициативности и ответственности каждого ученика перед своими товарищами, положительного отношения к знаниям, интерес к изучению истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный
Методы: тестирование, рассказ, объяснение, решение проблемных задач, дискуссия, работа с текстом и документами, презентация информации
Оборудование: тетради, тесты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, видеоматериал
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос д/з.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
6. Выставление оценок.
План урока:
1. Образование КПСС, ее структура.
2. Политика КПСС.
3. ВЛКС: функции, задачи.

2. Опрос д/з: тестирование по разделу «Культура Казахстана в 1920-30-е годы»
1-вариант.
1. Центры просветительской работы и ликвидации неграмотности среди бедноты в 1920-е годы?
А) Красные юрты; В) медресе; С) мектебы; Д) караван-сараи; Е) ВУЗы
2. Число ВУЗов КазССР перед Великой Отечественной войной?
А) 10; В) 15; С) 20; Д)25 ; Е) 30.
3. База Академии Наук в Казахстане создана в:
А) 1933 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г.
4. Видную роль в науке в Казахстане сыграл:
А) Ф.Голощекин; В) М.Ауэзов; С) А.Иманов; Д) К.сатпаев; Е) Б.Ашекеев.
5. Первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая, открылся в:
А) 1933 г.; В) 1928 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г.
6. Глава первого национального Казахского театра?
А) Ж.Шанин; В) С.Кожамкулов; С) И.Байзаков; Д) Курмангазы; Е) А.Жубанов.
7. Иса Байзаков автор произведения:
А) «Маса» ; В) «Куралай Сулу»; С) «Калкаман Мамыр»; Д) «Оян, казах!»; Е) «Осиет нама» .
8. Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в:
А) 1930 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1939 г.
9. Автор «Школы жизни»?
А) М.Ауэзов; В) А.Нурпеисов; С) И.Байзаков; Д) С.Муканов; Е) Г.Мусрепов.
10. Первый казахский фильм 1938 г.?
А) «Айман-Шолпан»; В) «Амангельды»; С) «Енлик-Кебек»; Д) «Кенесары»; Е) «Кыз Жибек».

2-вариант
1. Обязательное обучение с 15 до 50лет введено в:
А) 1928 г.; В) 1930г.; С) 1931 г.; Д) 1933 г.; Е) 1935 г.
2. Первый казахский театр открылся в 1926 г. в:
А) Верном; В) Уральске; С) Омске; Д) Кзыл-Орде; Е) Акмоле.
3. В 1924 г. возникло общество:
А) «Жас тулпар»; В) «Жас Алаш»; С) «Долой неграмотность»; Д) «Кошчи»; Е) «Единство».
4. Казахский певец, участник концертов в Париже (1925 г.) и во Франкфурте-на-Майне (1927 г.)?
А) А.кашаубаев; В) М.Ауэзов; С) А.Иманов; Д) К.Сатпаев; Е) Б.Ашекеев.
5. Казахский государственный университет в Алма-Ате открылся в:
А) 1933 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г.
6. В 1920-30-е годы огромный ущерб развитию культуры наносило:
А) плохое финансирование; В) идеологизирование; С) национализирование; Д) отсутствие финансирования; Е) нехватка профессиональных работников.
7. Автор труда «1000 казахских песен»?
А) М.Дулатов; В) А.Затаевич; С) Е. Умурзаков; Д) С. Кожамкулов; Е) А. Кашаубаев.
8. В 1920-30-е годы центром казахской профессиональной живописи стала мастерская:
А)А.Кастеев; В) П.Хлудов; С) Е. Умурзаков; Д) М.Дулатов; Е) А.Жубанов.
9. Автор повести «Солдат из Казахстана»?
А) М.Ауэзов; В) А.Нурпеисов; С) И.Байзаков; Д) С.Муканов; Е) Г.Мусрепов.
10. В каком году на базе эвакуированных киностудий "Мосфильм", "Ленфильм" и Алма-Атинской киностудии была организована Центральная объединенная киносту¬дия художественных фильмов?
А) 1932 г.; В) 1938 г.; С) 1941 г.; Д) 1945 г.; Е) 1949 г.

Взаимопроверка тестовых заданий.
Вывод учащихся по теме:
В 1920-30-е годы происходит развитие культуры: проводятся мероприятия по ликвидации безграмотности взрослого населения, вводится всеобуч в кочевых районах, открываются техникумы, первые ВУЗы, научные исследования, развивается литература, искусство, живопись. В то же время в сфере культуры происходят процессы, выразившиеся в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Создавалась новая советская культура, уничтожалось все национальное, что было до октябрьской революции 1917 г.
- Почему проводилась такая политика?
- Кто являлся проводником данной политики?

3. Изучение нового материала:

1. Образование КПСС, ее структура:

Историческая справка о создании КПСС + презентация
Коммунистическая партия Советского Союза основана в конце XIX века. Исходное наименование - Российская социал-демократическая рабочая партия (1898), Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) (1917), Российская коммунистическая партия (большевиков) (1918), Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) (1925). КПСС (название с 1952-го) являлась на протяжении долгих лет ХХ века единственной легальной политической партией в России.
Возникновение и деятельность Коммунистической партии Советского Союза неразрывно связаны с именем В. И. Ленина, ее основателя и вождя большевиков. Многие годы Ленин руководил партией, выработал твердые нормы партийной жизни и принципы партийного руководства. Ленин указал партии ее великую историческую миссию - быть политическим вождем широких масс трудящихся, возглавить их борьбу за построение коммунистического общества. В Коммунистической партии Советского Союза Ленин видел олицетворение всего передового, лучшего, что есть в рабочем классе. Он вдохновенно писал о партии: "...Ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи...".
- Как партия большевиков приходит к власти в России?
Выступление учащегося с сообщением «Приход к власти большевиков во главе с Лениным».
Коммунистическая партия ставила перед собой задачи, которые нашли свое отражение в 3-х программах партии.
Проанализировать в группах данные программы, выяснить какие задачи должны были эти программы решить (Приложение 1)
(Первая Программа партии, принятая на II съезде РСДРП (1903) ставила задачу совершения социалистической революции и установления диктатуры пролетариата; съезд РКП(б) (1919) принял вторую Программу - Программу строительства социализма; XXII съезд КПСС (1961) утвердил третью Программу - Программу построения коммунизма в СССР).
Ознакомиться с «Партийной вертикалью КПСС».
Верховным органом КПСС является съезд партии. Очередные съезды созываются не реже 1 раза в 5 лет. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит Центральный Комитет КПСС.
ЦК КПСС избирает: для руководства работой партии между Пленумами ЦК — Политбюро; для руководства текущей работой, главным образом по подбору кадров и организации проверки исполнения, — Секретариат. Центральный Комитет избирает Генерального секретаря ЦК КПСС.
КПСС строится по территориально-производственному принципу: первичные организации партии создаются по месту работы коммунистов и объединяются в районные, городские и т.п. организации по территории.
Местные партийные организации — составные части единой КПСС, охватывающие всю территорию СССР. В пределах своих территориальных границ они осуществляют политику партии, организуют и проводят исполнение директив её высших органов.
«Первые секретари ЦК КПК»:
1. Секретарь Киргизского областного бюро ЦК РКП (б) (С.С.Пестковский)
2. Секретарь Казахстанского крайкома ВКП (б), автор идеи «Малого Октября» (Ф.И. Голощекин)
3. До назначения в Казахстан был секретарём ЦК Азербайджана, в 1933—1938 гг. способствовал выходу сельского хозяйства Казахстана из глубокого кризиса, содействовал развитию промышленности и культуры в республике, формированию национальных кадров и первоначально пытался сдержать размах репрессий, но в дальнейшем, поняв, что и сам является потенциальной жертвой, принял в них активное участие. (Л.И. Мирзоян)
4. В 1949-54 гг. возглавлял республиканскую партийную организацию Казахстана, снят с поста за «ошибочное понимание политики целинных и залежных земель»? (Ж.Шаяхметов)
5. В 1954—1955 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана. В 1954 г. после освобождения историка Е. Бекмаханова выступил с резким осуждением его ареста. (П.К.Пономаренко)
6. В 1955—1956 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана, в дальнейшем стал Генеральным секретарем КПСС? (Л.И.Брежнев)
7. Один из немногих руководителей Коммунистической партии Казахстана и республики, который был коренной национальности и уроженцем Казахстана. При нем был достигнут значительный экономический подъем Казахстана, значительно вырос промышленный потенциал республики? (Д.А.Кунаев)
8. Был назначен первым секретарем ЦК КПК в результате декабрьских событий 1986 г.? (Г.В.Колбин)
9. В 1989—1991 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана, в дальнейшем стал президентом Казахстана? (Н.А.Назарбаев)
2. Политика КПСС.
В течение некоторого времени линии развития партии и государства шли параллельно. Затем с неизбежностью они начали сходиться и, наконец, слились. В то же время Коммунистическая партия вытесняет все партии с политической арены. Особенно она усиливается в период с 1920 г. по 1980-е годы, во время правления И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева.
Работа в 3-х группах с текстом (приложение 2)
- Дайте характеристику линии партии в период правления И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева? (читают, выделяют основные направления политики, оформляют кластер или схему)
Выступление спикеров.
Выводы учащихся по всем трем выступлениям.
3. ВЛКС: функции, задачи.
Основа партии — первичные организации. Они создаются по месту работы членов партии — на заводах, фабриках, в совхозах и других предприятиях, в колхозах, частях Советской Армии, учреждениях, учебных заведениях и т.п. при наличии не менее трех членов партии. Первичная партийная организация принимает в КПСС новых членов, воспитывает коммунистов в духе преданности делу партии, идейной убежденности, коммунистической морали, организует изучение коммунистами марксистско-ленинской теории, проводит агитационно-массовую и пропагандистскую работу. Под руководством КПСС работает Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) — активный помощник и резерв партии.
Просмотр видеофрагмента о ВЛКСМ.
- Какую роль сыграл Комсомол в проведении партийной линии?
Рефлексия:
- Какое влияние оказала КПСС на историческое развитие Казахстана?(положительное, отрицательное влияние – 1,2 группы).
- Согласны ли вы с высказыванием Маргарет Тэтчер о КПСС?
«КПСС никогда не была просто партией, как все прочие. Она и не стремилась к этому. Она стремилась не к участию в осуществлении государственной власти, а к ее захвату. Она добилась не просто контроля над государством; во всех отношениях, кроме названия, она была государством».
Домашнее задание: §24-26, подготовиться к тестированию по теме
Оценка за урок
Оценивание учащимся самого себя Оценивание учащегося командой Оценивание учащегося учителем
Категория: История | Добавил: Нефертити (2015-02-27) | Автор: Гусельникова Наталия Юрьевна E
Просмотров: 3775 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 11:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru