Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

урок по истории Казахстана в 11 классе
Тема: Образование КПСС.

Цель: рассмотреть роль и влияние КПСС на историческое развитие Казахстана.
Задачи:
1) рассмотреть процесс образования коммунистической партии, проводимую руководством КПСС политику, образование Комсомола Казахстана, его функции.
2) развивать познавательный интерес учащихся на основе исторического материала с использованием активных форм обучения, умение работать в группах, доказывать свое мнение, сопоставлять, выделять существенные признаки явлений, делать выводы, а также самостоятельно работать с тестами для подготовки к ЕНТ, историческими документами;
3) воспитывать чувства дружбы и товарищества, культуры поведения, инициативности и ответственности каждого ученика перед своими товарищами, положительного отношения к знаниям, интерес к изучению истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный
Методы: тестирование, рассказ, объяснение, решение проблемных задач, дискуссия, работа с текстом и документами, презентация информации
Оборудование: тетради, тесты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, видеоматериал
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос д/з.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
6. Выставление оценок.
План урока:
1. Образование КПСС, ее структура.
2. Политика КПСС.
3. ВЛКС: функции, задачи.

2. Опрос д/з: тестирование по разделу «Культура Казахстана в 1920-30-е годы»
1-вариант.
1. Центры просветительской работы и ликвидации неграмотности среди бедноты в 1920-е годы?
А) Красные юрты; В) медресе; С) мектебы; Д) караван-сараи; Е) ВУЗы
2. Число ВУЗов КазССР перед Великой Отечественной войной?
А) 10; В) 15; С) 20; Д)25 ; Е) 30.
3. База Академии Наук в Казахстане создана в:
А) 1933 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г.
4. Видную роль в науке в Казахстане сыграл:
А) Ф.Голощекин; В) М.Ауэзов; С) А.Иманов; Д) К.сатпаев; Е) Б.Ашекеев.
5. Первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая, открылся в:
А) 1933 г.; В) 1928 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г.
6. Глава первого национального Казахского театра?
А) Ж.Шанин; В) С.Кожамкулов; С) И.Байзаков; Д) Курмангазы; Е) А.Жубанов.
7. Иса Байзаков автор произведения:
А) «Маса» ; В) «Куралай Сулу»; С) «Калкаман Мамыр»; Д) «Оян, казах!»; Е) «Осиет нама» .
8. Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в:
А) 1930 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1939 г.
9. Автор «Школы жизни»?
А) М.Ауэзов; В) А.Нурпеисов; С) И.Байзаков; Д) С.Муканов; Е) Г.Мусрепов.
10. Первый казахский фильм 1938 г.?
А) «Айман-Шолпан»; В) «Амангельды»; С) «Енлик-Кебек»; Д) «Кенесары»; Е) «Кыз Жибек».

2-вариант
1. Обязательное обучение с 15 до 50лет введено в:
А) 1928 г.; В) 1930г.; С) 1931 г.; Д) 1933 г.; Е) 1935 г.
2. Первый казахский театр открылся в 1926 г. в:
А) Верном; В) Уральске; С) Омске; Д) Кзыл-Орде; Е) Акмоле.
3. В 1924 г. возникло общество:
А) «Жас тулпар»; В) «Жас Алаш»; С) «Долой неграмотность»; Д) «Кошчи»; Е) «Единство».
4. Казахский певец, участник концертов в Париже (1925 г.) и во Франкфурте-на-Майне (1927 г.)?
А) А.кашаубаев; В) М.Ауэзов; С) А.Иманов; Д) К.Сатпаев; Е) Б.Ашекеев.
5. Казахский государственный университет в Алма-Ате открылся в:
А) 1933 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г.
6. В 1920-30-е годы огромный ущерб развитию культуры наносило:
А) плохое финансирование; В) идеологизирование; С) национализирование; Д) отсутствие финансирования; Е) нехватка профессиональных работников.
7. Автор труда «1000 казахских песен»?
А) М.Дулатов; В) А.Затаевич; С) Е. Умурзаков; Д) С. Кожамкулов; Е) А. Кашаубаев.
8. В 1920-30-е годы центром казахской профессиональной живописи стала мастерская:
А)А.Кастеев; В) П.Хлудов; С) Е. Умурзаков; Д) М.Дулатов; Е) А.Жубанов.
9. Автор повести «Солдат из Казахстана»?
А) М.Ауэзов; В) А.Нурпеисов; С) И.Байзаков; Д) С.Муканов; Е) Г.Мусрепов.
10. В каком году на базе эвакуированных киностудий "Мосфильм", "Ленфильм" и Алма-Атинской киностудии была организована Центральная объединенная киносту¬дия художественных фильмов?
А) 1932 г.; В) 1938 г.; С) 1941 г.; Д) 1945 г.; Е) 1949 г.

Взаимопроверка тестовых заданий.
Вывод учащихся по теме:
В 1920-30-е годы происходит развитие культуры: проводятся мероприятия по ликвидации безграмотности взрослого населения, вводится всеобуч в кочевых районах, открываются техникумы, первые ВУЗы, научные исследования, развивается литература, искусство, живопись. В то же время в сфере культуры происходят процессы, выразившиеся в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Создавалась новая советская культура, уничтожалось все национальное, что было до октябрьской революции 1917 г.
- Почему проводилась такая политика?
- Кто являлся проводником данной политики?

3. Изучение нового материала:

1. Образование КПСС, ее структура:

Историческая справка о создании КПСС + презентация
Коммунистическая партия Советского Союза основана в конце XIX века. Исходное наименование - Российская социал-демократическая рабочая партия (1898), Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) (1917), Российская коммунистическая партия (большевиков) (1918), Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) (1925). КПСС (название с 1952-го) являлась на протяжении долгих лет ХХ века единственной легальной политической партией в России.
Возникновение и деятельность Коммунистической партии Советского Союза неразрывно связаны с именем В. И. Ленина, ее основателя и вождя большевиков. Многие годы Ленин руководил партией, выработал твердые нормы партийной жизни и принципы партийного руководства. Ленин указал партии ее великую историческую миссию - быть политическим вождем широких масс трудящихся, возглавить их борьбу за построение коммунистического общества. В Коммунистической партии Советского Союза Ленин видел олицетворение всего передового, лучшего, что есть в рабочем классе. Он вдохновенно писал о партии: "...Ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи...".
- Как партия большевиков приходит к власти в России?
Выступление учащегося с сообщением «Приход к власти большевиков во главе с Лениным».
Коммунистическая партия ставила перед собой задачи, которые нашли свое отражение в 3-х программах партии.
Проанализировать в группах данные программы, выяснить какие задачи должны были эти программы решить (Приложение 1)
(Первая Программа партии, принятая на II съезде РСДРП (1903) ставила задачу совершения социалистической революции и установления диктатуры пролетариата; съезд РКП(б) (1919) принял вторую Программу - Программу строительства социализма; XXII съезд КПСС (1961) утвердил третью Программу - Программу построения коммунизма в СССР).
Ознакомиться с «Партийной вертикалью КПСС».
Верховным органом КПСС является съезд партии. Очередные съезды созываются не реже 1 раза в 5 лет. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит Центральный Комитет КПСС.
ЦК КПСС избирает: для руководства работой партии между Пленумами ЦК — Политбюро; для руководства текущей работой, главным образом по подбору кадров и организации проверки исполнения, — Секретариат. Центральный Комитет избирает Генерального секретаря ЦК КПСС.
КПСС строится по территориально-производственному принципу: первичные организации партии создаются по месту работы коммунистов и объединяются в районные, городские и т.п. организации по территории.
Местные партийные организации — составные части единой КПСС, охватывающие всю территорию СССР. В пределах своих территориальных границ они осуществляют политику партии, организуют и проводят исполнение директив её высших органов.
«Первые секретари ЦК КПК»:
1. Секретарь Киргизского областного бюро ЦК РКП (б) (С.С.Пестковский)
2. Секретарь Казахстанского крайкома ВКП (б), автор идеи «Малого Октября» (Ф.И. Голощекин)
3. До назначения в Казахстан был секретарём ЦК Азербайджана, в 1933—1938 гг. способствовал выходу сельского хозяйства Казахстана из глубокого кризиса, содействовал развитию промышленности и культуры в республике, формированию национальных кадров и первоначально пытался сдержать размах репрессий, но в дальнейшем, поняв, что и сам является потенциальной жертвой, принял в них активное участие. (Л.И. Мирзоян)
4. В 1949-54 гг. возглавлял республиканскую партийную организацию Казахстана, снят с поста за «ошибочное понимание политики целинных и залежных земель»? (Ж.Шаяхметов)
5. В 1954—1955 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана. В 1954 г. после освобождения историка Е. Бекмаханова выступил с резким осуждением его ареста. (П.К.Пономаренко)
6. В 1955—1956 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана, в дальнейшем стал Генеральным секретарем КПСС? (Л.И.Брежнев)
7. Один из немногих руководителей Коммунистической партии Казахстана и республики, который был коренной национальности и уроженцем Казахстана. При нем был достигнут значительный экономический подъем Казахстана, значительно вырос промышленный потенциал республики? (Д.А.Кунаев)
8. Был назначен первым секретарем ЦК КПК в результате декабрьских событий 1986 г.? (Г.В.Колбин)
9. В 1989—1991 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана, в дальнейшем стал президентом Казахстана? (Н.А.Назарбаев)
2. Политика КПСС.
В течение некоторого времени линии развития партии и государства шли параллельно. Затем с неизбежностью они начали сходиться и, наконец, слились. В то же время Коммунистическая партия вытесняет все партии с политической арены. Особенно она усиливается в период с 1920 г. по 1980-е годы, во время правления И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева.
Работа в 3-х группах с текстом (приложение 2)
- Дайте характеристику линии партии в период правления И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева? (читают, выделяют основные направления политики, оформляют кластер или схему)
Выступление спикеров.
Выводы учащихся по всем трем выступлениям.
3. ВЛКС: функции, задачи.
Основа партии — первичные организации. Они создаются по месту работы членов партии — на заводах, фабриках, в совхозах и других предприятиях, в колхозах, частях Советской Армии, учреждениях, учебных заведениях и т.п. при наличии не менее трех членов партии. Первичная партийная организация принимает в КПСС новых членов, воспитывает коммунистов в духе преданности делу партии, идейной убежденности, коммунистической морали, организует изучение коммунистами марксистско-ленинской теории, проводит агитационно-массовую и пропагандистскую работу. Под руководством КПСС работает Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) — активный помощник и резерв партии.
Просмотр видеофрагмента о ВЛКСМ.
- Какую роль сыграл Комсомол в проведении партийной линии?
Рефлексия:
- Какое влияние оказала КПСС на историческое развитие Казахстана?(положительное, отрицательное влияние – 1,2 группы).
- Согласны ли вы с высказыванием Маргарет Тэтчер о КПСС?
«КПСС никогда не была просто партией, как все прочие. Она и не стремилась к этому. Она стремилась не к участию в осуществлении государственной власти, а к ее захвату. Она добилась не просто контроля над государством; во всех отношениях, кроме названия, она была государством».
Домашнее задание: §24-26, подготовиться к тестированию по теме
Оценка за урок
Оценивание учащимся самого себя Оценивание учащегося командой Оценивание учащегося учителем
Категория: История | Добавил: Нефертити (2015-02-27) | Автор: Гусельникова Наталия Юрьевна E
Просмотров: 609 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 0:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru