Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Тема: Образование КПСС. Цель: рассмотреть роль и влияние КПСС на историческое развитие Казахстана. Задачи: 1) рассмотреть процесс образования коммунистической партии, проводимую руководством КПСС политику, образование Комсомола Казахстана, его функции. 2) развивать познавательный интерес учащихся на основе исторического материала с использованием активных форм обучения, умение работать в группах, доказывать свое мнение, сопоставлять, выделять существенные признаки явлений, делать выводы, а также самостоятельно работать с тестами для подготовки к ЕНТ, историческими документами; 3) воспитывать чувства дружбы и товарищества, культуры поведения, инициативности и ответственности каждого ученика перед своими товарищами, положительного отношения к знаниям, интерес к изучению истории Казахстана. Тип урока: комбинированный Методы: тестирование, рассказ, объяснение, решение проблемных задач, дискуссия, работа с текстом и документами, презентация информации Оборудование: тетради, тесты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, видеоматериал Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Опрос д/з. 3. Изучение нового материала. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание. 6. Выставление оценок. План урока: 1. Образование КПСС, ее структура. 2. Политика КПСС. 3. ВЛКС: функции, задачи. 2. Опрос д/з: тестирование по разделу «Культура Казахстана в 1920-30-е годы» 1-вариант. 1. Центры просветительской работы и ликвидации неграмотности среди бедноты в 1920-е годы? А) Красные юрты; В) медресе; С) мектебы; Д) караван-сараи; Е) ВУЗы 2. Число ВУЗов КазССР перед Великой Отечественной войной? А) 10; В) 15; С) 20; Д)25 ; Е) 30. 3. База Академии Наук в Казахстане создана в: А) 1933 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г. 4. Видную роль в науке в Казахстане сыграл: А) Ф.Голощекин; В) М.Ауэзов; С) А.Иманов; Д) К.сатпаев; Е) Б.Ашекеев. 5. Первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая, открылся в: А) 1933 г.; В) 1928 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г. 6. Глава первого национального Казахского театра? А) Ж.Шанин; В) С.Кожамкулов; С) И.Байзаков; Д) Курмангазы; Е) А.Жубанов. 7. Иса Байзаков автор произведения: А) «Маса» ; В) «Куралай Сулу»; С) «Калкаман Мамыр»; Д) «Оян, казах!»; Е) «Осиет нама» . 8. Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в: А) 1930 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1939 г. 9. Автор «Школы жизни»? А) М.Ауэзов; В) А.Нурпеисов; С) И.Байзаков; Д) С.Муканов; Е) Г.Мусрепов. 10. Первый казахский фильм 1938 г.? А) «Айман-Шолпан»; В) «Амангельды»; С) «Енлик-Кебек»; Д) «Кенесары»; Е) «Кыз Жибек». 2-вариант 1. Обязательное обучение с 15 до 50лет введено в: А) 1928 г.; В) 1930г.; С) 1931 г.; Д) 1933 г.; Е) 1935 г. 2. Первый казахский театр открылся в 1926 г. в: А) Верном; В) Уральске; С) Омске; Д) Кзыл-Орде; Е) Акмоле. 3. В 1924 г. возникло общество: А) «Жас тулпар»; В) «Жас Алаш»; С) «Долой неграмотность»; Д) «Кошчи»; Е) «Единство». 4. Казахский певец, участник концертов в Париже (1925 г.) и во Франкфурте-на-Майне (1927 г.)? А) А.кашаубаев; В) М.Ауэзов; С) А.Иманов; Д) К.Сатпаев; Е) Б.Ашекеев. 5. Казахский государственный университет в Алма-Ате открылся в: А) 1933 г.; В) 1934 г.; С) 1931 г.; Д) 1932 г.; Е) 1930 г. 6. В 1920-30-е годы огромный ущерб развитию культуры наносило: А) плохое финансирование; В) идеологизирование; С) национализирование; Д) отсутствие финансирования; Е) нехватка профессиональных работников. 7. Автор труда «1000 казахских песен»? А) М.Дулатов; В) А.Затаевич; С) Е. Умурзаков; Д) С. Кожамкулов; Е) А. Кашаубаев. 8. В 1920-30-е годы центром казахской профессиональной живописи стала мастерская: А)А.Кастеев; В) П.Хлудов; С) Е. Умурзаков; Д) М.Дулатов; Е) А.Жубанов. 9. Автор повести «Солдат из Казахстана»? А) М.Ауэзов; В) А.Нурпеисов; С) И.Байзаков; Д) С.Муканов; Е) Г.Мусрепов. 10. В каком году на базе эвакуированных киностудий "Мосфильм", "Ленфильм" и Алма-Атинской киностудии была организована Центральная объединенная киносту¬дия художественных фильмов? А) 1932 г.; В) 1938 г.; С) 1941 г.; Д) 1945 г.; Е) 1949 г. Взаимопроверка тестовых заданий. Вывод учащихся по теме: В 1920-30-е годы происходит развитие культуры: проводятся мероприятия по ликвидации безграмотности взрослого населения, вводится всеобуч в кочевых районах, открываются техникумы, первые ВУЗы, научные исследования, развивается литература, искусство, живопись. В то же время в сфере культуры происходят процессы, выразившиеся в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Создавалась новая советская культура, уничтожалось все национальное, что было до октябрьской революции 1917 г. - Почему проводилась такая политика? - Кто являлся проводником данной политики? 3. Изучение нового материала: 1. Образование КПСС, ее структура: Историческая справка о создании КПСС + презентация Коммунистическая партия Советского Союза основана в конце XIX века. Исходное наименование - Российская социал-демократическая рабочая партия (1898), Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) (1917), Российская коммунистическая партия (большевиков) (1918), Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) (1925). КПСС (название с 1952-го) являлась на протяжении долгих лет ХХ века единственной легальной политической партией в России. Возникновение и деятельность Коммунистической партии Советского Союза неразрывно связаны с именем В. И. Ленина, ее основателя и вождя большевиков. Многие годы Ленин руководил партией, выработал твердые нормы партийной жизни и принципы партийного руководства. Ленин указал партии ее великую историческую миссию - быть политическим вождем широких масс трудящихся, возглавить их борьбу за построение коммунистического общества. В Коммунистической партии Советского Союза Ленин видел олицетворение всего передового, лучшего, что есть в рабочем классе. Он вдохновенно писал о партии: "...Ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи...". - Как партия большевиков приходит к власти в России? Выступление учащегося с сообщением «Приход к власти большевиков во главе с Лениным». Коммунистическая партия ставила перед собой задачи, которые нашли свое отражение в 3-х программах партии. Проанализировать в группах данные программы, выяснить какие задачи должны были эти программы решить (Приложение 1) (Первая Программа партии, принятая на II съезде РСДРП (1903) ставила задачу совершения социалистической революции и установления диктатуры пролетариата; съезд РКП(б) (1919) принял вторую Программу - Программу строительства социализма; XXII съезд КПСС (1961) утвердил третью Программу - Программу построения коммунизма в СССР). Ознакомиться с «Партийной вертикалью КПСС». Верховным органом КПСС является съезд партии. Очередные съезды созываются не реже 1 раза в 5 лет. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит Центральный Комитет КПСС. ЦК КПСС избирает: для руководства работой партии между Пленумами ЦК — Политбюро; для руководства текущей работой, главным образом по подбору кадров и организации проверки исполнения, — Секретариат. Центральный Комитет избирает Генерального секретаря ЦК КПСС. КПСС строится по территориально-производственному принципу: первичные организации партии создаются по месту работы коммунистов и объединяются в районные, городские и т.п. организации по территории. Местные партийные организации — составные части единой КПСС, охватывающие всю территорию СССР. В пределах своих территориальных границ они осуществляют политику партии, организуют и проводят исполнение директив её высших органов. «Первые секретари ЦК КПК»: 1. Секретарь Киргизского областного бюро ЦК РКП (б) (С.С.Пестковский) 2. Секретарь Казахстанского крайкома ВКП (б), автор идеи «Малого Октября» (Ф.И. Голощекин) 3. До назначения в Казахстан был секретарём ЦК Азербайджана, в 1933—1938 гг. способствовал выходу сельского хозяйства Казахстана из глубокого кризиса, содействовал развитию промышленности и культуры в республике, формированию национальных кадров и первоначально пытался сдержать размах репрессий, но в дальнейшем, поняв, что и сам является потенциальной жертвой, принял в них активное участие. (Л.И. Мирзоян) 4. В 1949-54 гг. возглавлял республиканскую партийную организацию Казахстана, снят с поста за «ошибочное понимание политики целинных и залежных земель»? (Ж.Шаяхметов) 5. В 1954—1955 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана. В 1954 г. после освобождения историка Е. Бекмаханова выступил с резким осуждением его ареста. (П.К.Пономаренко) 6. В 1955—1956 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана, в дальнейшем стал Генеральным секретарем КПСС? (Л.И.Брежнев) 7. Один из немногих руководителей Коммунистической партии Казахстана и республики, который был коренной национальности и уроженцем Казахстана. При нем был достигнут значительный экономический подъем Казахстана, значительно вырос промышленный потенциал республики? (Д.А.Кунаев) 8. Был назначен первым секретарем ЦК КПК в результате декабрьских событий 1986 г.? (Г.В.Колбин) 9. В 1989—1991 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана, в дальнейшем стал президентом Казахстана? (Н.А.Назарбаев) 2. Политика КПСС. В течение некоторого времени линии развития партии и государства шли параллельно. Затем с неизбежностью они начали сходиться и, наконец, слились. В то же время Коммунистическая партия вытесняет все партии с политической арены. Особенно она усиливается в период с 1920 г. по 1980-е годы, во время правления И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева. Работа в 3-х группах с текстом (приложение 2) - Дайте характеристику линии партии в период правления И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева? (читают, выделяют основные направления политики, оформляют кластер или схему) Выступление спикеров. Выводы учащихся по всем трем выступлениям. 3. ВЛКС: функции, задачи. Основа партии — первичные организации. Они создаются по месту работы членов партии — на заводах, фабриках, в совхозах и других предприятиях, в колхозах, частях Советской Армии, учреждениях, учебных заведениях и т.п. при наличии не менее трех членов партии. Первичная партийная организация принимает в КПСС новых членов, воспитывает коммунистов в духе преданности делу партии, идейной убежденности, коммунистической морали, организует изучение коммунистами марксистско-ленинской теории, проводит агитационно-массовую и пропагандистскую работу. Под руководством КПСС работает Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) — активный помощник и резерв партии. Просмотр видеофрагмента о ВЛКСМ. - Какую роль сыграл Комсомол в проведении партийной линии? Рефлексия: - Какое влияние оказала КПСС на историческое развитие Казахстана?(положительное, отрицательное влияние – 1,2 группы). - Согласны ли вы с высказыванием Маргарет Тэтчер о КПСС? «КПСС никогда не была просто партией, как все прочие. Она и не стремилась к этому. Она стремилась не к участию в осуществлении государственной власти, а к ее захвату. Она добилась не просто контроля над государством; во всех отношениях, кроме названия, она была государством». Домашнее задание: §24-26, подготовиться к тестированию по теме Оценка за урок Оценивание учащимся самого себя Оценивание учащегося командой Оценивание учащегося учителем | |
Просмотров: 3775 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|