Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

открытый урок "Глобальные проблемы современности"
открытый урок по основам обществознания в 11 классе "Глобальные проблемы современности"
Цель урока: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.
Задачи урока:
- на основе применения новых технологий в обучении изучить и закрепить знания учащихся по глобальным проблемам современности;
- продолжить работу учащихся в группах и индивидуально для реализации интеллектуального и творческого потенциала;
- раскрыть роль каждого человека на Земле в решении глобальных проблем и вызовов современности;
- воспитание должного отношения к окружающей и природной среде;
Форма урока: интерактивный урок
Учебное оборудование :
- мультимедийный кабинет;
Опережающие задания:
- прочитать дополнительный материал о глобальных проблемах мира и в
Казахстане;
-- подготовить сообщения и презентации об экологических проблемах
Казахстана;

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель истории: На стыке 20-21 веков население планеты перевалило за 6 млрд. человек. Когда-то человеку показалось, что на Земле безграничное синее небо, бездонный Мировой океан, неистребимая зеленая растительность, неисчерпаемые природные богатства. Теперь она претерпела изменения…
(Показ слайдов экологического состояния природы).
- Какие чувства испытали вы, просмотрев эти картины?
Работа с текстом учебника – стр. 139-140
Собеседование по тексту:
- какие проблемы принято называть глобальными?
- какие проблемы определены официально ООН как глобальные проблемы современности?
- обменяйтесь мнениями, подумайте вместе – почему глобальные проблемы называют «угрозами без границ» ?
- какая из глобальных проблем затрагивают ваши личные интересы?
Вместе с тем за последние 10-летия во всемирном масштабе выдвигаются и другие проблемы. Эти проблемы актуальны и для казахстанского общества. Мы подробно рассмотрим только некоторые из наиболее острых проблем.
Каждая группа учащихся получила опережающее задание – рассмотреть одну из ГП.
1 группа – предлагает рассмотреть проблему войны и мира.
Учёные подсчитали что за последние 5,5 тыс. лет на нашей планете произошло 15 тыс. воин. Это значит, что во все исторические эпохи войны накладывали отпечаток на развитие общества. Но никогда прежде не было реальной угрозы уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с созданием ядерного. Химического и бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. В конце 20 века на военные цели расходовалось 1 трил. долларов в год. Виды оружия:

Стрелковое оружие и боевая техника – в 1992 г. Казахстан подписал европейскую конвенцию об обычных вооружениях.

Химическое оружие – в 1993 году Казахстан подписал документы о нераспространении химического оружия.

Бактериологическое оружие.

Ядерное оружие – самое страшное и разрушительное.( демонстрируется видеоролик ядерного взрыва). В 1993 году Казахстан объявил себя безъядерной зоной, подписав Лиссабонское соглашение. Все 1117 ядерных боеголовок были вывезены на территорию РФ и утилизированы. Закрыт также был и Семипалатинский ядерный полигон, который создал огромное количество экологических проблем, например, на месте одного из ядерных взрывов образовалось озеро.

Но на территории Казахстана существовал и ещё один полигон. Небольшая испытательная станция на острове Возрождение в Аральском море действовала в 1936-1937 г.г.. Впоследствии полигон возобновил свою работу в 1954 г.. Это самый крупный полигон, где методом распыления и подрыва испытывали бактериологическое оружие на основе сибирской язвы, чумы, туляримии, кулихорадки, бруцеллёза, сапа и других особо опасных бактерий. Все испытания проводившиеся на острове Возрождения, сопровождались противоэпидемическими мероприятиями, полигон обрабатывался дезрастворами. Кроме того, температура на острове летом достигает 45 градусов по Цельсию, что позволяет через 10 дней после проведённого очередного испытания «естественным путём» свести к 0 уровень бактериологического загрязнения почвы. Полигон функционировал до 1992 года.

Внешняя политика многих государств исходит из того, что фатальной неизбежности войны нет, и предотвратить её можно. В последние годы идеи нового политического мышления, необходимости вступления человечества в новый мирный период начали пробивать себе дорогу и становиться господствующими в международных отношениях. В результате оказались возможными первые шаги в деле оздоровления международной ситуации и разоружения, улучшения взаимопонимания и доверия между странами.

ООН как самая крупная международная организация взяла на себя ответственность за процесс разоружения ( слайд с эмблемой ООН и основными мероприятиями по разоружению). В рамках Конференции по разоружению и Генеральной Ассамблеи достигнуты значительные подвижки в области разработки и укрепления многосторонних правовых документов и создания и упрочения зон, свободных от ядерного оружия. Важную роль здесь играет и Комиссия по разоружению.

2 группа – предлагает проблему обострения экологического кризиса

В данном блоке мы рассмотрели экологические проблемы нашей республики.

Семипалатинский ядерный полигон. Полигон расположен на территории Семипалатинской (Восточно-Казахстанской) области, Павлодарской и Карагандинской областей, в 130 км. северо-западней г. Семипалатинска на левом берегу реки Иртыш. Полигон занимает площадь 18000 квадратных километров. Первое испытание на полигоне было проведено 29 августа 1949 г.. Мощность бомбы составили 22 килотонны. Создание полигона было частью атомного проекта и оказалось впоследствии весьма удачно – рельеф позволял производить испытания в штольнях, скважинах и на открытой местности. С 1949 г. по 1989 г. на Семипалатинском полигоне было произведено не менее 456 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств. Суммарная мощность ядерных зарядов испытаний за период 1949-1963 г.г. на полигоне в 2 500 раз превысила мощность атомной бомбы сброшенной на Хиросиму. Семипалатинский ядерный полигон был закрыт указом № 409 Президента РК 29 августа 1991 г..

Три тысячи квадратов, как говорят эксперты, должны быть навсегда вычеркнуты из землепользования. Это так называемые «красные зоны», где уровень радиации превышает 20 и 30 тысяч мкр./ час. Это эпицентры взрывов, атомные озёра, стеклянные поляны. Всё что требуется,- оградить эти опасные зоны от доступа людей. А самые грязные зоны окопать глубокими траншеями, чтобы не только люди, но и скот не забредал. И главное, все жители населённых пунктов полигона должны иметь карту, где красным цветом будут отмечены эти зоны. Ядерный полигон не умер. И будет жить ещё как минимум миллион лет. Если учесть, что активность радиационного излучения плутония равномерно снижается наполовину каждые 24 тысячи лет, то как раз через миллион лет радиационный фон ядерной земли Семипалатинского полигона сравняется с природным. В память о событиях, проходивших на Семипалатинском полигоне был воздвигнут этот монумент .

3 группа – терроризм.
Из истории возникновения терроризма.
По своему происхождению латинский термин «терроро» означает «страх, ужас».
Он был введен в политический лексикон Франции жирондистами и якобинцами, объединившимися для подготовки народного восстания и свержения «с помощью устрашения и приведения в ужас» кабинета министров при короле Людовике XVI.
Однако, терроризм, как явление, появился задолго до получения своего названия. Самая первая террористическая группировка – секта сикариев (сика – кинжал или короткий меч) – действовала в Иудее в 66- 73 гг. нашей эры. Она уничтожала представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.
В 11 в. На Востоке действовала секта ассошафинов, представители которой убивали префектов и халифов.
Основатель Хасан аль- Саббах создал прототип государства новой формации – террористическое государство. Тайные общества древних террористов также были известны на Дальнем Востоке, в Индии. Весьма воинственными были они в Китае.
На территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран страх на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей наводила могущественная и предельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе физическое устранение неугодных лиц. Терроризм становится постоянным фактом общественной жизни со второй половины 19- и начала 20 вв.
В 30-40 гг. 20 века терроризм взяли на вооружение экстремистские организации правого толка.
После Второй мировой войны действия террористов ушли как бы на второй план. Однако, уже в конце 60-х- начале 70-х гг. 20 века произошла резкая активизация террористического движения. Эти годы – особый рубеж в истории терроризма. Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 г., где группа «Черный сентябрь» захватили в заложники спортсменов Израиля.
При штурме погибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские.
Сегодня к числу традиционных районов распространения терроризма относится Ближний и Средний Восток, Западная Европа и Америка. Происходит расширение сферы за счет стран постсоветского пространства: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Чечни. Более того, в настоящее время возрастает многообразие террористической деятельности, усложняется её характер, возрастают изощренность и масштабность террористических актов. В мире насчитывается более 500 террористических организаций, а совокупный годовой доход в сфере терроризма оценивается в 20 млрд долларов.
В настоящее время терроризм имеет довольно много разновидностей, но в любой форме он является опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствием социально-правовой проблемой 21 столетия.

4 группа – межнациональные отношения ( по тексту учебника стр. 140-141)

Учитель: Итак, мы прослушали сообщения учащихся по некоторым проблемам, которые они посчитали наиболее проблемными на сегодня. В чем же особенности глобальных проблем?
Носят планетарный характер
ГП угрожают гибелью всему человечеству
требуют коллективных условий мирового сообщества
Теперь я предлагаю вам создать две группы и рассмотреть одну из глобальных проблем, предложить пути решения одной из проблем.
Выступления учащихся ( 5-7 минут)
Учитель: Предлагаю вам несколько прогнозов развития мирового сообщества.
Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех направлениях:
- пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус).
- оптимистический прогноз, считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде).
- нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости ( американский ученый Пол Кеннеди).
Вопрос к учащимся: представьте ваш сценарий будущего человечества (работа в группах).
Выступления учащихся ( не более 5 минут).
Учащиеся подводятся к выводу: только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны в действие главные факторы устойчивого развития.

Д/З: творческая работа – написать свободное высказывание на тему: «Каким будет человечество через 50 лет».
Категория: История | Добавил: kuralay63 (2015-03-26) | Автор: Бесимбаева Куралай E
Просмотров: 560 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru