Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Методическая разработка "Применение дебатных технологий на уроках истории"
Я пришел сюда спорить,
чтобы научиться мыслить.
Л.Ф. Лосев
В условиях современной действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.
Одной из таких технологий является технология «Дебаты».
Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они являлись неотъемлемым элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему.
В древнем Риме существовали так называемые школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству. Школы риторов были очень престижны, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых.
В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования.

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.

Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.
Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Можно выделить следующие виды дебатов:
1. Классические дебаты (по формату игры – с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные – зрители. Чаще всего эти дебаты – итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения.
2. Эспресс-дебаты. Подготовка сведена к минимуму, главное здесь – хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Модифицированные дебаты (по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил:
- сокращается время, увеличивается число игроков,
- организуются группы поддержки,
- допускаются вопросы из аудитории.
Дебатные технологии можно использовать на следующих уроках: истории, человек и общество, право, обществознания, литературы, английского языка.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:
• Расширению общекультурного кругозора:
- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
• Развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
• Развитию исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать различные версии и мнения;
- собирать доказательную базу и грамотно ее применять.
• Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
• Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.
• Развитию ораторских способностей:
- навыков публичного выступления;
- уверенности в себе;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.
• Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в
демократическом обществе:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
- способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
- уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;
- стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.
Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов:
• игровой основы педагогической работы по социализации учащихся,
которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;

• разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в
различные сферы жизнедеятельности;

• обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности
учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное)
Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.
Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.
Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.
Основные элементы дебатов
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.
• Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы,
быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения
• Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих
позиций относительно формулировки темы.
• Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция
утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.
• Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему
аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
• Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов
должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.
• Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов
предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.
Существуют различные модели технологии «Дебаты»: свободные дебаты в больших аудиториях, панельные дебаты, круглый стол и др.
Основные этапы проведения дебатов
• Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
- формирование команд (6–8 человек);
- бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
- формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;
- правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.
• Проведение дебатов
- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
- строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
- критерии оценки.
• Заключительный
- вопросы для анализа дебатов;
- рефлексия (письменно).
На своих уроках по истории Казахстана для закрепления знаний учащихся я использую элементы дебатной технологии.

Урок-обобщение по теме: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце ХIХ века»

Резолюция: «Вхождение Казахстана в состав России оправдано»
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся по темам: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце 19 века», «Присоединение Казахстана к России».
2. Развитие навыков дебатирования, анализа исторического явления, самостоятельной работы с различными источниками информации, установления причинно-следственных связей, развитие монологической речи.
3. Воспитание гражданственности, культуры спора, толерантности.
Учащиеся заранее получают задание: каждому найти аргументы, подтверждающие позицию и утверждения и опровержения, команды игроков готовят кейс на одну или две позиции.

План урока:
1. Мотивация: постановка целей и задач урока, оглашение резолюции и актуальности темы дебатов.
2. Дебаты по предложенной резолюции, конструктивные речи игроков.
3. Выступление парламентариев, высказывающих свою точку зрения на решаемую проблему и по ходу игры.
4. Анализ игры – заключительные выступления дебатеров.
5. Голосование парламента.
6. Выступление судьи с анализом игры.
7. Заключительное слово учителя, выставление оценок за урок.

Возможные аргументы:
Утверждения.
Защита от агрессии джунгар.
Сохранение территориальной целостности как основы для сохранения государственности.
Развитие оседлости, земледелия.
Развитие капитализма, начало освоения природных богатств.
Приобщение к высокой культуре русского народа.
Начало урбанизации.

Опровержение:
Потеря независимости.
Превращение Казахстана в колонию России, сырьевой придаток.
Усиление гнета, политическое и экономическое бесправие.
Многочисленные восстания казахских шаруа.
Нарушение традиционного уклада жизни.

Преимущества использования дебатной технологии:

• дебаты способствуют развитию познавательной, научной,
исследовательской деятельности;
• дебаты формируют и развивают у учащихся навыки цивилизованной
дискуссии, способности концентрироваться на сути проблемы, ораторского искусства, умение работать в команде, выступать в роли лидера, работать с непопулярными идеями и убеждениями;
• дебаты развивают индивидуальные способности учащихся, их
личностный потенциал, целенаправленно и эффективно помогают воспитывать учащихся нравственно, духовно;
• дебаты учат грамотному построению ответа на вопрос, регламентации
выступлений по времени, позволяют учащимся овладеть навыками структуризации материала;
• дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения,
аргументировать ее и грамотно отстаивать;
• в ходе дебатов воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что
способствует глубокому осознанию социальных ролей, а рассмотрение конкретных тем по социально-экономической и политической истории способствует овладению учащимися социальным опытом;
• Важнейшее достоинство дебатов – учат учиться и совершенствоваться, и
не останавливаться на достигнутом

Источник: http://1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Коро
Категория: История | Добавил: asiuasadu1982 (2015-03-26) | Автор: Асия Мухтаровна Саду E
Просмотров: 484 | Теги: дебатные технологии | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 12:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru