Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Методическая разработка "Применение дебатных технологий на уроках истории"
Я пришел сюда спорить,
чтобы научиться мыслить.
Л.Ф. Лосев
В условиях современной действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.
Одной из таких технологий является технология «Дебаты».
Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они являлись неотъемлемым элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему.
В древнем Риме существовали так называемые школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству. Школы риторов были очень престижны, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых.
В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования.

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.

Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.
Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Можно выделить следующие виды дебатов:
1. Классические дебаты (по формату игры – с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные – зрители. Чаще всего эти дебаты – итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения.
2. Эспресс-дебаты. Подготовка сведена к минимуму, главное здесь – хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Модифицированные дебаты (по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил:
- сокращается время, увеличивается число игроков,
- организуются группы поддержки,
- допускаются вопросы из аудитории.
Дебатные технологии можно использовать на следующих уроках: истории, человек и общество, право, обществознания, литературы, английского языка.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:
• Расширению общекультурного кругозора:
- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
• Развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
• Развитию исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать различные версии и мнения;
- собирать доказательную базу и грамотно ее применять.
• Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
• Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.
• Развитию ораторских способностей:
- навыков публичного выступления;
- уверенности в себе;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.
• Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в
демократическом обществе:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
- способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
- уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;
- стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.
Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов:
• игровой основы педагогической работы по социализации учащихся,
которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;

• разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в
различные сферы жизнедеятельности;

• обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности
учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное)
Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.
Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.
Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.
Основные элементы дебатов
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.
• Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы,
быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения
• Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих
позиций относительно формулировки темы.
• Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция
утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.
• Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему
аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
• Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов
должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.
• Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов
предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.
Существуют различные модели технологии «Дебаты»: свободные дебаты в больших аудиториях, панельные дебаты, круглый стол и др.
Основные этапы проведения дебатов
• Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
- формирование команд (6–8 человек);
- бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
- формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;
- правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.
• Проведение дебатов
- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
- строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
- критерии оценки.
• Заключительный
- вопросы для анализа дебатов;
- рефлексия (письменно).
На своих уроках по истории Казахстана для закрепления знаний учащихся я использую элементы дебатной технологии.

Урок-обобщение по теме: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце ХIХ века»

Резолюция: «Вхождение Казахстана в состав России оправдано»
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся по темам: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце 19 века», «Присоединение Казахстана к России».
2. Развитие навыков дебатирования, анализа исторического явления, самостоятельной работы с различными источниками информации, установления причинно-следственных связей, развитие монологической речи.
3. Воспитание гражданственности, культуры спора, толерантности.
Учащиеся заранее получают задание: каждому найти аргументы, подтверждающие позицию и утверждения и опровержения, команды игроков готовят кейс на одну или две позиции.

План урока:
1. Мотивация: постановка целей и задач урока, оглашение резолюции и актуальности темы дебатов.
2. Дебаты по предложенной резолюции, конструктивные речи игроков.
3. Выступление парламентариев, высказывающих свою точку зрения на решаемую проблему и по ходу игры.
4. Анализ игры – заключительные выступления дебатеров.
5. Голосование парламента.
6. Выступление судьи с анализом игры.
7. Заключительное слово учителя, выставление оценок за урок.

Возможные аргументы:
Утверждения.
Защита от агрессии джунгар.
Сохранение территориальной целостности как основы для сохранения государственности.
Развитие оседлости, земледелия.
Развитие капитализма, начало освоения природных богатств.
Приобщение к высокой культуре русского народа.
Начало урбанизации.

Опровержение:
Потеря независимости.
Превращение Казахстана в колонию России, сырьевой придаток.
Усиление гнета, политическое и экономическое бесправие.
Многочисленные восстания казахских шаруа.
Нарушение традиционного уклада жизни.

Преимущества использования дебатной технологии:

• дебаты способствуют развитию познавательной, научной,
исследовательской деятельности;
• дебаты формируют и развивают у учащихся навыки цивилизованной
дискуссии, способности концентрироваться на сути проблемы, ораторского искусства, умение работать в команде, выступать в роли лидера, работать с непопулярными идеями и убеждениями;
• дебаты развивают индивидуальные способности учащихся, их
личностный потенциал, целенаправленно и эффективно помогают воспитывать учащихся нравственно, духовно;
• дебаты учат грамотному построению ответа на вопрос, регламентации
выступлений по времени, позволяют учащимся овладеть навыками структуризации материала;
• дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения,
аргументировать ее и грамотно отстаивать;
• в ходе дебатов воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что
способствует глубокому осознанию социальных ролей, а рассмотрение конкретных тем по социально-экономической и политической истории способствует овладению учащимися социальным опытом;
• Важнейшее достоинство дебатов – учат учиться и совершенствоваться, и
не останавливаться на достигнутом

Источник: http://1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Коро
Категория: История | Добавил: asiuasadu1982 (2015-03-26) | Автор: Асия Мухтаровна Саду E
Просмотров: 1438 | Комментарии: 1 | Теги: дебатные технологии | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 7:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru