Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Религия и верования. (Интегрированный урок истории Казахстана и самопознания, 10 класс)
Бердигалиева Гульжан Бахытжановна,
Драгунова Ирина Викторовна,
Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»,
ННПООЦ «Бобек», г. Алматы, Казахстан

Религия и верования. (Интегрированный урок истории Казахстана и самопознания, 10 класс)



Речки, пруды, озера и ручьи - все они называются по-разному.
Но во всех них есть вода. Также и с религиями.
Они все называются по-разному, но везде есть правда.
Мухаммед Али
Цель: рассмотреть роль религии и верований в развитии средневекового Казахстана.
- раскрыть историю развития религиозных верований на территории Казахстана в средние века;
- продолжить развитие навыков систематизации информации и установлению причинно-следственных связей;
- продолжить воспитание гуманизма и толерантности, уважения к культуре и традициям своего народа на основе общечеловеческих ценностей.
Тип урока: комбинированный
Методы: частично-поисковый, групповая работа, беседа
Оборудование: интерактивная доска, сосуд (ваза прозрачная), разные виды зерна, цитаты.
Ценности: Любовь, Истина, Толерантность, Человечность, Взаимопонимание, Уважение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Позитивный настрой. (Кюй Курмангазы «Алатау»).
На просторах Великой степи рождалась культура казахского народа, которая вобрала в себя все лучшие образцы и достижения общеевразийской культурно-этнической цивилизации.
2. Проверка домашнего задания.
- Что такое культура?
- На какие виды подразделяется культура?
- Что включает в себя понятие «духовная культура»?
- Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Насколько важно перенимать лучшие достижения мировой цивилизации и приобщаться к духовным ценностям других народов, настолько же важно не порывать со своими собственными глубокими корнями, помнить, знать и ценить неисчерпаемую духовную сокровищницу родной земли, постоянно отдавая себе отчет в том, гражданами какой страны мы являемся».
II. - В нашей Республике проживают более 130 народностей, в настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов. Наиболее распространёнными религиями в Казахстане являются ислам и христианство. Также присутствуют иудаизм и буддизм. Что позволяет жить в мире и согласии разным народам и представителям разных религиозных воззрений?
Ответы учащихся.
- Нашему народу чужды явления социальной, культурной, этнической неприязни: к культуре, образу жизни, обычаям и традициям своих соседей он относиться с тактом, уважением и пониманием. (Н.А.Назарбаев)
Сейчас, мы с вами выясним истоки толерантности, миролюбия, богатой духовной культуры, рассматривая религии и верования средневекового Казахстана.
- Запишите в тетради тему урока «Религия и верования»
Что такое религия? Верования?
Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
ВЕ́РОВАНИЯ (поверья, ранние формы религии, дорелигиозные верования) — отдельные или относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира, включая людей и социальные общности.
- Мы выяснили, что означают понятия религия и верования. Теперь рассмотрим, какие религии существовали на территории Казахстана в средние века. Перед вами прозрачный сосуд. Мы с вами будем наполнять его разноцветными злаками, изучая особенности религиозных учений.
-Какие древние религии вы знаете? Ответы.
Работа в группах:
1. Зороастризм. Особенности. Вклад зороастризма в развитии мировоззрения.
2. Древние верования (шаманизм, тотемизм, фетишизм, анимизм, магия). Особенности. Какой след оставили древние религии в развитии культуры казахов?
3. Манихейство. Особенности. Почему манихейство не прижилось в тюркской среде?
4. Тенгрианство. Особенности. Объясните причины широкого распространения тенгрианства в тюркской среде. И, есть ли в современном обществе признаки этих религиозных воззрений?
(После выступления каждой группы, сосуд наполняется цветным злаком, символизирующим вклад религии в мировоззрение жителей степи.)
- Назовите мировые религии. (Буддизм, христианство, ислам)
- Одной из первых мировых религий стал пользоваться популярностью в тюркской среде – буддизм. Об этом свидетельствуют находки буддийских храмов и монастырей на городищах Чуйской долины. (Работа с учебником и дополнительным материалом) Почему тюркские правители пытались внедрить его в качестве государственной религии? Какие ценности проповедовал Буддизм?
- Создание духовно-идеологической и культурно-этнографической общности в разнородной по своему составу державе и т.д.
(цветное зерно в сосуд)

«Человек, обладающий верой, приближается к совершенству, именно вера и совершенствует его»
Морис Дрюон
- Как христианство пришло в Казахстан? Какое направление христианства получило распространение на территории нашей страны? Какие ценности отражены в христианских заповедях? Кто были основными проводниками несторианства в тюркской среде? Почему влияние христианства среди населения Казахстана распространялось, только до XIV века? (работа с текстом учебника и дополнительным материалом)
(цветное зерно)
Займи позицию.
Широкое распространение на территории Казахстана ислам получил :

1. Потому, что он очень тесно перекликается с тенгрианством и основан на поклонении одному Всевышнему.

2. Потому, что в распространении мусульманской культуры огромную роль сыграли идеи и труды выдающихся ученых и мыслителей, как аль-Фараби, аль-Жаухари, Ахмед Ясави и др.

3. Потому, что ислам отличался гибкостью, тесно переплетаясь с народными традициями, что способствовало духовно-идейному сплочению казахского народа.

Что внес ислам в мировоззрение жителей степей?
(цветное зерно)

III. Смотрите, наш сосуд наполнен зерном разных цветов, и получилась единая картина, которая вобрала в себя духовное наследие прошлого. А, скажите, что объединяет мировые религии? (ответы)
«Речки, пруды, озера и ручьи - все они называются по-разному. Но во всех них есть вода. Также и с религиями. Они все называются по-разному, но везде есть правда»,- сказал знаменитый американский боксер Мухаммед Али.
Какие ценности присущи нашему народу, истоки которых начинаются в древности? Ответы.
Этот сосуд, как душа нашего народа, наполненная любовью, человечностью, уважением, пониманием. Как мы, с вами, наполняли этот сосуд, так и религии и культура разных народов, прошедшие по Великому Шелковому пути, оставили свой след духовности в мировоззрении казахского народа.
Закончить наш урок мне хочется словами нашего президента : «Существуют такие непреходящие ценности, как духовность и человечность, не соизмеримые ни с какими материальными богатствами и не сводимые к ним. Они навсегда остаются главными и основополагающими для человека»
VI. Оценивание.
V. Рефлексия
Что сегодня я узнал нового?
Мне было интересно…
Что еще я бы хотел узнать?
VI. Дом. задание. §49, разобрать вопрос 4 в конце параграфа.

Дополнительные материалы:
История несторианства берёт своё начало из Византии, хотя и основателем её был перс, родившийся в сирийском городе Кесарии Германикийской. Его имя –Несторий. Не стоит рассказывать о его резком скачке в «карьере священника» и выдвижения в патриархи Византийской империи, однако пропустить его деяния уже, как патриарха, никак нельзя.
Несторий был человеком жёстким и нетерпимым. В Константинополе он обещал императору, что даст благословение божие, если тот позволит патриарху расправиться с еретиками государства. А еретиками Несторий считал даже ариан, которые также были христианами. Он выступал против проведения театров, танцов, пения, считая, что это вредит духовному миру истинного христианина. Естественно, население Константинополя, у которого хотят забрать основные развлечения, было недовольно патриархом.
Патриарх, как и его соратники, решили внести изменения, «поправки» в веру. Они считали, что христиане веками якобы заблуждались, называя мать Иисуса Христа – Богородицей, ведь Христос по сути был человеком, а простая девушка Мария не могла родить Бога, следовательно она не может быть Богородицей. Несторий полагал, что «Христос»-понятие двуличное. Был человек Иисус, и была его ипостась-Бог. Эти две ипостаси образовывали святого Иисуса Христа.
Конечно, учение несторианства очень сложное, и отличается оно заметно от других черт христианства, вообще от всего монотеизма(веры в единого бога).
ЗАПОВЕДИ:
Христианские:
1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого. Мусульманские:
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.
2. Почитайте отца и мать.
3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью.
4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно.
5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия.
7. Честно соблюдайте вес и меру.
8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его.
9. Будьте справедливы на суде.
10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.

Мусульманские:
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.
2. Почитайте отца и мать.
3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью.
4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно.
5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия.
7. Честно соблюдайте вес и меру.
8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его.
9. Будьте справедливы на суде.
10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.

14 заповедей Будды:
1. Самый большой враг в жизни человека - это он сам.
2. Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.
3. Самое большое поражение в жизни человека - это надменность.
4. Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.
5. Самая большая ошибка в жизни человека - потерять самого себя.
6. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.
7. Самое достойное сожаления в жизни человека - умаление своего достоинства.
8. Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.
9. Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.
10. Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.
11. Самый большой долг в жизни человека - искренние чувства.
12. Самый большой дар в жизни человека - великодушие.
13. Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание.
14. Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела.
Категория: История | Добавил: ТатьянаТатьянка (2015-05-21) | Автор: Бердигалиева Г. Б., Драгунова И.В.
Просмотров: 2424 | Комментарии: 3 | Теги: вера, общечеловеческие ценности | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 5:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru