Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок по основам обществознания "Рыночная экономика и деньги"
Тема урока: Рыночная экономика и деньги.
Цель урока:
1.уч-ся углубляют знания по экономике; 2.развивают навыки работы с текстом, совершенствуют умение составлять схемы, таблицы, развивают коммуникативные навыки во время работы в группе; 3. в ходе работы на занятии учащиеся адекватно реагируют на существующие мнения, формируют личностные ценности.
Методы и методические приемы: работа в группах.
Оборудование и материалы: проектор, тексты и задания к ним, презентации.
Организационная форма урока: класс делится на 4 группы, выбирается в каждой группе лидер, который ведёт учёт баллов в оценочном листе. Каждый ученик ведет индивидуальные записи в тетради.
Ход урока: 1.Орг.момент.
2.Опрос дом.задания: «Верны ли утверждения?»
1.Главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Зачем производить? («-«)
2.Формы собственности: частная, общественная. («+»)
3.Форма собственности в командной экономике-государственная. («+»)
4.Типы экономических систем: рыночная, традиционная, командная. («-«)
5. В командной экономике ограниченные ресурсы находятся в собственности частных фирм. («-«)
6.В рыночной экономике потребители определяют, что производить.(«+»)
7.Форма собственности в традиционной экономике-общинная. («+»)
8.В смешанной экономике распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.(«+»)
3.Переход к новой теме, определение целей урока.
Мы продолжаем разговор об экономике. На прошлом уроке вы рассмотрели типы экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная). Сегодня мы остановимся на рыночной экономике. Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом. Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику.
Мы знаем, что рынок- это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
Что необходимо потребителю для того, чтобы приобрести необходимые товары и услуги?(деньги).Таким образом, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о рыночной экономике, о деньгах и роли денег в рыночной экономике. Вам предлагается углубить свои знания по данным вопросам экономики, развивать навыки работы в группе, умение работать с текстом, составлять таблицы.
4.Презентация учителя «Рыночная экономика и деньги».
5.Изучение новой темы в группах.
1-3 группы получают текст
Рыночная экономика
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг.Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Свобода выбора становится основой конкуренции.
Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Рыночной экономике присущи следующие черты:
 частная собственность;
Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.
 свободное предпринимательство;
Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.
 ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;
Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.
 конкуренция;
Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
 ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.
Задания к тексту: 1.Заполните таблицу:
Рыночная экономика
Определе¬ние
Форма собственности
Что производить? Определяют сами.......
Как производить? Определяют сами…….
Кто полу¬чает това¬ры и ус-луги? ……. получают столько, сколько хо¬тят,…..— при¬быль
2.Определите основы рыночной экономики.
1……. 3…… 5……
2…….. 4…… 6…..
2-4 группы получают текст

Деньги и их функции


Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой
товар.
Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют следующие
основные функции денег:
1. средство обращения;
2. мера стоимости;
3. средство платежа;
4. средство накопления;
5. мировые деньги.
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают -посредником при
обмене товаров и услуг, обеспечивают обращение товаров на рынке. Как средство
обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. В
данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов
и переходят из рук в руки, выполняя эту функцию мимолетно. Это обстоятельство
привело, в конечном счете, к замене полноценных денег неполноценными деньга-
ми,символами стоимости (бумажные деньги).
Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров и услуг
в денежных единицах (подобно тому, как расстояние измеряется в метрах или
километрах).
Стоимость вещи, выраженная в деньгах, - это ее цена. Для определения цены
товаров сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его
цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах). Выражение стоимости
товара в деньгах происходит прежде, чем совершаются купля и продажа товара.
Деньги как средство платежа. Эту функцию деньги выполняют в случае продажи
товаров с отсрочкой оплаты (продажа товаров в кредит), выплаты заработной
платы, налогов, арендных платежей. Из функции денег как средства платежа
возникают кредитные деньги - векселя, банкноты, чеки, кредитные карточки,
электронные деньги. В подобном виде они действуют при выплате всякого рода
финансовых обязательств.
Помимо того что деньги являются средствами платежа, они выступают и как
средство сбережения и накопления. Возможность и необходимость накопления
денег возникают в результате отделения актов продажи от купли, т.е. если за
продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках
деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде запаса ценности.
Функции таких сбережений, являющихся отсроченным потреблением, базируются
на том, что эти деньги имеют и будут иметь одинаковую ценность и сейчас, и в
будущем. Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет свои
ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их
стоимость может меняться. В частности, в условиях инфляции реальная стоимость
денег резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический
смысл. Поэтому для сохранения ценности, помимо денег, используются и
другие активы - ценные бумаги, недвижимость, драгоценности и др.
Помимо той роли, которую играют деньги в национальной экономике, они
выполняют важные функции в международных деловых операциях и выступают
как мировые деньги. На мировом рынке функцию мировых денег сегодня
выполняет не золото, а валюта – денежная единица, используемая для измерения
величины стоимости товара.


Задания к тексту: 1.Заполните таблицу:

Функции денег
Функция денег Сущность функции
Средство обращения
Мера стоимости
Средство платежа
Средство накопления
Мировые деньги

2.Дайте своё определение термину «деньги».
6.Закрепление: Восстановите текст.
Характерной чертой рыночной экономики является свободный обмен между …… и ……, частная собственность, участники рыночного обмена самостоятельно несут ответственность за принятие своих решений, т.е.:
Рынок – это система экономических отношений, связанная с обменом ….. и услуг, место торговли.
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия….. и купли-продажи товаров.
Конкуренцию называют главным мотором…..экономики. Она позволяет создавать более дешевые товары, способы их производства, совершенствовать технологии. В условиях рынка производитель подчиняется
диктатуре…...
СПРОС – это желание и возможность….. приобрести товар или получить услугу. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше…. товара или услуги, тем меньше…...
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это желание и возможности…… продать товар и получить выгодную прибыль. Предложение находится в полной зависимости от цены: чем выше…. единицы товара, тем больше ….. производители согласны произвести и продать. Но предложение зависит и от роста или падения затрат на выпуск продукции.
Но соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Существует механизм, способный регистрировать эти изменения – это система цен. Рыночные цены для производителя являются ориентиром для принятия решений: что, как и…. производить? Производитель старается использовать экономические ресурсы, новые технологии для производства, чтобы получить выгодную….., учитывать…..потребителя. Товар должен пользоваться спросом, иначе производитель разорится.
Свободное ценообразование – одно из условий функционирования рынка. Продавцы свободно устанавливают…., а покупатели делают…., т.е. формируется рыночное равновесие, при котором продавец может и хочет продать столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется …….ценой. Главным принципом рынка является выгодная сделка между …. и ……
Слова для справок: покупатель, потребитель, спрос, производитель, прибыль, выбор, равновесная, товар, производство, рыночная, для кого, продавец, цена.
7.Подведение итогов, оценивание групп. 8.Дом.задание: параграф 15, что означает арабское изречение «Убытки считай раньше прибылей»? 9.Рефлексия.Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Оценочный лист


Задания
Баллы
Комментарии
1 Опрос дом.задания «Верны ли утверждения?»
(1 балл за каждый правильный ответ)


2 Задания:
№ 1 (максимальный балл-3 балла)
№ 2 (максимальный балл-2 балла)

3 Восстановите текст (максимальный балл -5 баллов)


Итого баллов:
Категория: История | Добавил: Жанночка (2015-05-22) E
Просмотров: 3369 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru