Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Программа прикладного курса «Великие сыны степи казахской: личность и эпоха»
Пояснительная записка.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями. Некоторые из них оставили в ней значительный след, наложили свой отпечаток на ход исторических событий и их результаты.
Любая, даже самая яркая и талантливая личность действует в определённых условиях и не способна отменить их по своему произволу. Особенности личности полководца, политического лидера, творца новой религии, выдающегося учёного или художника влияют на форму протекания соответствующих исторических процессов. Но даже гений не способен осуществить то, что противоречит законам природы или в корне расходится с историческим опытом людей, их стремлениями, ожиданиями и возможностями. Выдвижение личности обусловливается и потребностями общества, и личными качествами людей.
В цивилизованных странах достойно оценивают заслуги и почитают память выдающихся исторических личностей, своей жизнью и деяниями способствовавших сплочению и процветанию родного народа.
Казахская история также изобилует славными именами мудрых правителей, храбрых батыров, выдающихся ученых.
С переходом к профильному обучению учащиеся 10 классов общественно-гуманитарной направленности должны углубленно изучать историю Отечества.
Прикладной курс «Великие сыны степи казахской: личность и эпоха» предполагает ознакомление учащихся 10 класса с жизнью и деятельностью великих людей и, в отличие от безликой истории прошлых лет, дает ёмкие знания о личностях, которые сыграли заметную роль в развитии нашей страны.

Основная цель прикладного курса - представить исторические события прошлого и настоящего через призму биографий и исторических данных общественных, политических, культурных деятелей Казахстана.

Главные задачи:

развитие чувства уважения учащихся к истории и культуре своего народа, сохранение и приумножение культурного наследия своей страны;

формирование ценностно-ориентационной компетенции и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории;

• способствование на примере жизни и деятельности героев дальнейшему развитию и обогащению творческой самостоятельности учащихся направленной на патриотическое, нравственное, трудовое, гражданское воспитание;

активизация познавательной деятельности старшеклассников; повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Программа прикладного курса
«Великие сыны степи казахской: личность и эпоха»
( 34 часа)

Введение. (1 час)
Роль личности в истории. Разные взгляды на роль личности в историческом процессе. Харизма и личность. «Народ - есть великое раздельное и рассеянное множество» (И.А. Ильин). Народ и личность. Великие исторические личности Казахстана.

Выдающиеся герои средневековья (VI-XIVвв.). (7 часов)

Эпоха средневековья в истории Казахстана. Основное содержание трех периодов средневековья.
Тюркские государства. Билге каган (683-734гг) - каган Восточно-Тюркского каганата. Кюльтегин (684-731гг) - видный военоначальник Древнетюркского государства.
Коркыт (VIIIв) - гениальный кюйши, поэт, философ, кобызист. Наука и литература в 9-12 веках.
Великий ученый Абу Наср аль Фараби (870-950гг) – второй учитель мировой общественной мысли. Прогрессивность взглядов Аль-Фараби. Взгляды на государственное устройство. «Трактат о жителях добродетельного города».
Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг) – автор «Кудатгу билик» («Мудрость, несущая счастье»). Источник ценнейших сведений о традициях тюркских народов, об общественном сознании и социальных отношениях номадов.
Махмуд Кашгари (1030-1090гг) - великий писатель эпохи Караханидов. «Дивани лугат ат-тюрк» - памятник тюркской культуры.
«Золотой век» тюркской культуры. Влияние ислама. Ходжа Ахмет Ясави (1094-1167гг)- основоположник суфийского течения ислама в Средней Азии и Казахстана. «Диуан-и-хикмет» - духовное достояние тюркских народов. Туркестан – «малая Мекка».
Бейбарыс (1225-1277гг) - от раба до государственного деятеля Египта.

Выдающиеся герои периода образования и укрепления Казахского ханства
(XV-XVII вв.). (6 часов)

Образование и укрепление Казахского ханства. Этногенез казахского народа. Термин «казах». Асан-кайгы (Асан Печальный) (XVв)- главный идеолог Казахского ханства.
Процесс образования казахской государственности. Исторические предпосылки объединения казахских родов. Жанибек хан и Керей хан (XVв)- основатели Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика первых казахских ханов.
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551гг) - первый историк Казахского государства. «Тарих-и-Рашиди» - уникальный исторический научный труд об истории казахов и других тюркских народов Центральной Азии.
Касым хан (1445-1518гг) – «собиратель Казахских земель». Внешняя политика хана Касыма. «Светлый путь Касым хана» - первый свод законов Казахского ханства.
Кадыргали Жалайыри (XVIв)- автор «Сборника летописей». «Джами ат- таварих» - памятник казахского языка.
Есим хан (1598-1645гг) – мудрый правитель и дальновидный дипломат. «Катаганская трагедия» и султан Турсун. «Древняя дорога хана Есима» - степной закон казахов.

Выдающиеся герои XVIII –XIX вв. (10 часов)

Положение Казахского государства в первой трети 18 века. Тауке хан (1680-1747гг) создатель закона «Жеты жаргы»- «Семь установлений». Золотой век Казахского ханства.
Джунгарская агрессия. «Годы великого бедствия» (1723-1727гг). Толе би (1663-1756гг), Казыбек би (1665-1765гг), Айтеке би (1683-1739гг) - знаменитые бии трех Жузов.
Объединение народа перед лицом джунгарской агрессии. Съезд в Ордабасы. Создание единого ополчения. Великие батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек, Есет, Баян – защитники Казахского ханства от джунгарской агрессии.
Этапы колонизации Казахстана царской Россией. Присоединение Младшего жуза к России. Хан Младшего жуза – Абулхаир (1710-1748 гг.).
Хан Абылай - великий хан трех жузов (1771-1781 гг.) От Сабалака – к ханскому престолу. Борьба Абылая за объединение казахских земель. Место Абылая в истории Казахстана. Музей Абылай хана в Петропавловске.
Восстание 1783-1797 гг. Причины, повод, движущие силы. Сырым Датов - руководитель восстания в Младшем жузе. Реформы Игельстрома. Причины поражения и историческое значение восстания. «Устав об оренбургских киргизах» (1822 год) - ликвидация ханской власти в Младшем жузе.
Усиление колониального гнета в Казахстане. Создание Новоилецкой линии. Касым Абылайулы и Саржан Касымулы. Султан Среднего жуза, хан всех трех жузов – Кенесары – «мятежный султан». Движение 1837-1847 гг. Причины, цель, движущие силы. Внутренняя и внешняя политика Кенесары. Последствия восстания и историческое значение.
Возникновение Бокеевского ханства. Хан Жангир. Восстание 1836-1838 гг. Народные защитники – Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов.
Культура Казахстана в 19 – начале 20 века. Открытие светских школ. Роль российских ученых в изучении Казахстана. Г.Н. Потанин. Шокан Уалиханов – великий казахский ученый – «промелькнувший метеор». Научные исследования Шокана. Место Шокана Уалиханова в истории Казахстана.
Абай Кунанбаев – акын, мыслитель, просветитель, основоположник казахской письменной литературы. «Гаклия» - слова назидания. Абай и народное просвещение. Абай – поэт. Переводческая деятельность Абая. Место Абая в истории Казахстана.

Выдающиеся личности XX века. (8 часов)

Магжан Жумабаев – великий казахский поэт. Магжан Жумабаев и Алаш-Орда. Наш район – колыбель М.Жумабаева.
Исторические причины возникновения, цели, программные задачи партии «Алаш». Всеказахский съезд (декабрь 1917 г.) Образование КазАССР. Образование СССР.
Алихан Букейханов - ученый-экономист, лидер казахского народа, руководитель партии кадетов. Газета «Казах».
Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов – выразители демократических идей начала 20 века. Вклад М.Дулатова, А.Букейханова, А.Байтурсынова в развитие народного образования и литературу. «Оян, казах!» Репрессии интеллегенции.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вклад казахстанцев в победу. Воины-казахстанцы – Герои Советского Союза. Отважные дочери казахского народа. Талгат Бегельдинов. Бауржан Момышулы. Толеген Токтаров. Султан Баймаганбетов. Сергей Луганский. Иван Павлов. Рахымжан Кошкарбаев.
Развитие промышленности в Казахстане. Великий казахский ученый Каныш Сатпаев. Развитие казахстанской культуры. Абылхан Кастеев – основатель казахской живописи. Олжас Сулейменов - поэт, писатель-литературовед, народный писатель Казахской ССР (1990), общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. «Аз и я». Движение «Невада-Семипалатинск». Развитие Казахстана в послевоенные годы. Д.А.Кунаев - человек и политик.
Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с 1960 по 1962 и с 1964 по 1986 гг.

Выдающиеся личности современности. (2 часа)

Провозглашение независимости Казахстана. Первые всенародные выборы Президента.
Лидер нации – Нурсултан Абишевич Назарбаев. «Стратегия 2030». Казахстан на новом витке развития. Казахстан и мир. Международные инициативы Н.А.Назарбаева.
Казахстан – космическая держава. Космодром Байконур. Первый казахский космонавт – Тохтар Аубакиров.

Календарно-тематическое планирование курса
«Великие сыны степи казахской: личность и эпоха»
(34 часа)
№п/п № урока Сабақтың тақырыбы
Тема урока Сағат
Часы Мерзімі
Сроки
1 1 Введение. 1
Раздел 1. Выдающиеся герои средневековья (VI-XIVвв.) 7
2 1 Билге каган (683-734гг). Кюльтегин (684-731гг). 1
3 2 Коркыт (VIIIв) - гениальный кюйши. 1
4 3 Абу Наср аль Фараби (870-950гг) 1
5 4 Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг) 1
6 5 Махмуд Кашгари (1030-1090гг) 1
7 6 Ходжа Ахмет Ясави (1094-1167гг) 1
8 7 Бейбарыс (1225-1277гг) . 1
Раздел 2. Выдающиеся герои периода образования и укрепления Казахского ханства(XV-XVII вв.) 6
9 1 Асан-кайгы (Асан Печальный) (XVв) 1
10 2 Жанибек хан и Керей хан (XVв) 1
11 3 Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551гг) 1
12 4 Касым хан (1445-1518гг) 1
13 5 Кадыргали Жалайыри (XVIв) 1
14 6 Есим хан (1598-1645гг) 1
Раздел 3. Выдающиеся герои XVIII –XIX вв.. 10
15 1 Тауке хан (1680-1747гг) 1
16 2 Толе би (1663-1756гг), 1
17 3 Казыбек би (1665-1765гг), Айтеке би (1683-1739гг) 1
18 4 Великие батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек, Есет, Баян 1
19 5 Хан Младшего жуза – Абулхаир (1710-1748 гг.) 1
20 6 Хан Абылай- великий хан трех жузов. 1
21 7 Сырым Датов- руководитель восстания в Младшем жузе. 1
22 8 Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. 1
23 9 Шокан Уалиханов- великий казахский ученый. 1
24 10 Абай Кунанбаев- акын, мыслитель, просветитель. 1
Раздел 4. Выдающиеся личности XX века. 8
25 1 Магжан Жумабаев 1
26 2 Алихан Букейханов- ученый-экономист. 1
27 3 Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов 1
28 4 Воины-казахстанцы – Герои Советского Союза 1
29 5 Великий казахский ученый Каныш Сатпаев 1
30 6 Абылхан Кастеев – основатель казахской живописи. 1
31 7 Д.А.Кунаев - человек и политик. 1
32 8 Олжас Сулейменов. 1
Раздел 5. Выдающиеся личности современности. 2
33 1 Лидер нации – Нурсултан Абишевич Назарбаев 1
34 2 Первый казахский космонавт – Токтар Аубакиров 1

Результаты изучения курса:

Учащиеся должны знать:

1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и
системность отечественной истории;
2) важные события в истории Казахстана, исторических деятелей;
3) о степени изученности и новых концептуальных подходах основных исторических проблем истории Казахстана;
4) о материальном и духовном наследии казахского народа и о своеобразных особенностях ее развития;
5) творческую деятельность ученых, мыслителей, акынов, жырау, композиторов и певцов;
6)

Учащиеся должны уметь:

1) проводить поиск исторической информации в разнообразных источниках;
2) давать оценку роли религии в формировании мировоззрения человека;
3) давать самостоятельную характеристику основным историческим
событиям, историческим деятелям, социальным группам;
4) выказывать свою личностную оценку, по изучаемым вопросам и
аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
5) выступать с сообщениями и докладами;
6) составлять конспекты по отдельным темам;
7) выполнять тестовые задания;
8) осуществлять самостоятельный поиск дополнительного материала (ЭСИ,
библиотека).

Литература:

1. Карпык Аль-Халел. Белая кость прошлого. Наши современники. Алматы, 1994
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992
3. Сарсенбаев А. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы. «Аруна», 2002
4. Султанов Т. История Казахского ханства. Алматы. Мектеп, 2003
5. Аяган Б. Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней, в четырех томах. Алматы.
6. Интернет ресурсы
7.
Категория: История | Добавил: kozlovapozdan86 (2015-09-04) | Автор: Программа прикладного курса «Велик E
Просмотров: 355 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru