Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок на тему "Шокан Уалиханов - великий казахский ученый"
Тема: Шокан Уалиханов – великий казахский ученый
Цель и ожидаемые результаты:
знать хронологию жизнедеятельности Шокана Уалиханова, понимать значение причастности к общему наследию человечества научных трудов великого казахского ученого, способствовать развитию навыков работы с текстом, умению выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать, делать выводы, работать в группе и в индивидуальном режиме, содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
Материалы и оборудование: правила работы в группе, тестовые задания «Абай Кунанбаев», учебник истории Казахстана 8 кл, дополнительный текст, слайд шоу о жизни Ш.Уалиханова, фоновая музыка, таблица ИНСЕРТ, магнитики, ватман, маркеры, стикеры, интерактивная доска, таблица для выполнения домашнего задания, лист самооценки
Стадия вызова
1 Организационый момент (цветотерапия: слайды, фоновая музыка)
- приветствие, психологический настрой на урок Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общение друг с другом! Посмотрите на сидящих рядом одноклассников. Давайте каждый из вас подарит соседу комплимент! А теперь давайте подарим комплимент нашим гостям!!! Я присоединяюсь ко всем вышесказанным словам. И начинаем работать. Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
2 Проверка ОУУН
- Скажите,ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы узнали из данной темы?
Организация работы учащихся с вопросами по теме предыдущего урока
Тест
Годы жизни Абая Кунанбаева:
А) 1841-1889 В)1845-1904 С) 1846-1905 Д)1446-1907
2.Правителем какого рода был отец Абая – Кунанбай?
А) адай в) барлас С) тобыкты Д) берш
3. В какой области родился Абай?
А) Кустанайская В) Тургайская с) Семипалатинская Д) Кокшетауская
4. Абай Кунанбаев был… (исключите лишнее):
А) основоположник казахской письменной литературы
В) композитор С) этнограф д) просветитель
5. Настоящее имя Абая:
А) Ибрагим В) Ыбырай С) Абильмансур д) Мухаммед
6.Какое из указанных произведений было написано Абаем?
А) «Гаклия» В) «Абай» с) «Школа жизни» Д) « Горькая линия»
7. Когда вышел первый сборник стихов Абая?
А) 1909г. в)1907 г. С) 1905 Д) 1902г.
8. Год Абая в Казахстане:
А) 1991 г. В) 1993 г. с) 1995 г. Д) 1997 г.
3Взаимопроверка работ ( в парах). Определение правильных ответов
4 Введение. Погружение в тему.
Критическое мышление: «Мозговой штурм»
О ком вам говорит следующее: этнограф, путешествие, Омский кадетский корпус, «Манас»,
Что я знаю или думаю о Ш.Валиханове?
Стадия осмысления
5 Работа над темой
Вопрос с отсроченной отгадкой:
Как вы думаете, почему профессор Н.И. Веселовский назвал Ш.Уалиханова «промелькнувшим метеором»?
слайд шоу о жизни Ш.Валиханова.
определение целей и задач урока учащимися
Деление на группы
6. Музыкальная физминутка
7. Стратегия ИНСЕРТ. работа с текстом: Жизнь и деятельность Ш.Уалиханова.
(доп ресурс)
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Текст значками V уже знал, + новое,неожиданно, - думал иначе, ? не понял
Заполнение таблицы со значками Обсуждение записей
Текст:
В середине XIX в. создал свои научные труды выда¬ющийся казахский ученый Шокан Уалиханов (1835-1865 гг.). Имя, данное ему при рождении - Мухаммед-Канапия. А Шоканом его ласково назвала Зейнеп, мать будущего ученого.
Родился в крепости Кусмурун. Детские годы его прошли в Кусмуруне, а затем в ауле предков - Сырымбете. На его воспитание большое влияние оказала бабушка Айганым.
Предки Шокана принадлежали к известному султанскому роду. Его прадедом был хан Среднего жуза Абылай, дедом – последний хан Среднего жуза Уали, отец Шынгыс был старшим султаном.
В 1847 г. 12-летний Шокан был определен в Сибирский кадетский корпус в Омске, считав¬шийся лучшим учебным заведением Сибири. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободовский. Шокан знал востоковеда Н.И.Березина, труды ко¬торого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. П.П.Семенов-Тян-Шанскйй, друг Шокана, будущий ученый Г.Н.Потанин отмечали эруди¬цию Шокана. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадет¬ский корпус в офицерском звании корнета.
Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Г.Х.Гасфорта, он совершил путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью.
В 1856 г. Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, пи¬шет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами. В 1857 г. записал и, таким образом, спас киргизский эпос «Манас».
В 1858-1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Тур¬кестана и высоко оценен в научном мире.
В Петербурге (1859-1861) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и на¬ходится в тесной связи с учеными-востоковедами и рус¬скими писателями. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге.
Весной 1861 г. Ш. Уалиханов тя¬жело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш.Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Ату, разочаровавшись в справедливости действий генерала, вернулся в Верный. В 1865 г. в газете «Русский инвалид» публикуется послед-ний труд Шокана.Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи.
В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Ал¬тын Емеля (в Алматинской области).
Решение вопроса: За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь
8 Прием «Гроздь винограда» Алгоритм действий: 1). Изучите материал пар 44, иллюстрации, дополнительный материал. 2.) Выделите главные идеи, ключевые слова, которые будете использовать в кластере. 3.)Составьте кластер по своей теме. 4). Презентовать. 5). Составить вопросы низкого и высокого порядка для групп. 6). Оценка (взаимоценка) ОдО стикерами.
9 Подведение итогов. Выставление оценок
10. Д/з: 1) прочитать параграф

2) Заполнить таблицу. Назвать событие
Г о д ы С О Б Ы Т И Е
1835 родился
1847-53 Обучение в Сибирском кадетском корпусе в г. Омск
1855 Путешествие по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану
1856 Экспедиция на Иссык-Куль, поездка в Кульджу
1857 Избран в члены Русского географического общества
1858-1859 Поездка в Кашгар
1859-1861 Проживание в Петербурге

11. Стадия рефлексии
1) Лист самооценки
Ф.И.__________________________

Мои действия в работе на уроке Отлично Хорошо Мог лучше Плохо
Выполнил тест
Работал над постером
Презентация кластера
Составил схему
Представлял работу группы
Всего
2) Определение настроения с помощью стикеров. Метод «Градусник».
Спасибо за работу на уроке!
Категория: История | Добавил: oksanahasanowna (2015-10-16) | Автор: Ражапова Оксана Хасановна
Просмотров: 625 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 7:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru