Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Развитие самостоятельной и познавательной деятельности на уроках истории
Современный урок – это, прежде всего, урок личностно – ориентированный, который исключает принцип формирования лишь ЗУН, личность ученика и учителя выступают как субъекты, так как цель обучения – развитие личности учащегося, его индивидуальных способностей.
Передо мной, как перед учителем истории, стоит задача сделать свой предмет интересным для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность. Ведь именно на уроках истории реализуется основное направление процесса воспитания в школах РК – формирование казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, социально-активной личности.
Тема, над которой я работаю, называется «Развитие познавательной и самостоятельной деятельности на уроках истории». Взяла я её не случайно, т.к. одно из требований к уроку истории является активная познавательная деятельность учащихся на уроке, непосредственное участие школьников в приобретении и углублении своих знаний, умений, сочетание коллективной работы класса и индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
В познании любого предмета ведущую роль выполняет самостоятельная деятельность учащихся, однако эта самостоятельность проявляется не только тогда, когда они сами изучают тему по учебнику, анализируют исторический документ или раздаточный материал. Их самостоятельность должна проявляться и в процессе слушания рассказа учителя. И в устном решении поставленных учителем учебно-познавательных задач. Деятельность учеников на уроке не ограничивается простым воспроизведением основного содержания рассказа учителя или текста учебника. Она должна быть направлена на самостоятельный разбор и обобщение фактов, на самостоятельную оценку рассматриваемых исторических событий и явлений. Наши учащиеся должны овладеть умением свободно оперировать изученным историческим материалом и усвоенными понятиями для самостоятельного анализа и оценки иных исторических факторов и событий современности.
Для организации самостоятельной работы на уроках истории применяю на уроке проблемные ситуации и решение познавательных задач, учебно-исследовательский метод, дифференциацию самостоятельной работы, стимулирование личностного отношения учащихся к изучаемым фактам и явлениям. Организуя на уроке самостоятельное изучение материала по учебнику или историческому документу, учитель должен:
1.Правильно выбрать соответствующий текст, доступный и удобный для самостоятельного изучения учащимися без предварительного объяснения учителем;
2. Чётко сформулировать перед учащимися задачи их работы
3. Внимательно наблюдать за работой учащихся;
4. Консультировать в ходе работы учеников, обращающихся к учителю с тем или иным вопросом;
5. Организовать с классом коллективное обсуждение результатов работы и внести при этом необходимые уточнения,
разъяснения и дополнения.
На уроках истории каждый способ деятельности складывается из ряда умственных и практических действий. Например: чтобы составить развёрнутый план по содержанию изучаемого исторического текста, приучаю школьников выполнять следующие действия: а) разбить прочитанный текст на смысловые, логически законченные части; б) озаглавить каждую главную часть; в) каждую главную часть разбить тоже на смысловые, логически законченные части и дать им названия.
Учащимся даю задания: слушая рассказ учителя или группы учащихся, составить тезисный план изучаемой темы. Очень часто даются индивидуальные задания: написать сообщение к уроку, при обсуждении ребята задают вопросы выступающему по теме, которые записывали во время прослушивания. Таким образом пытаюсь мобилизовать внимание и организовать их активную деятельность во время урока.
Предлагая письменные работы, систематические записи в тетрадях, контролируемые учителем, развиваю культуру письменной речи учащихся.
Большое внимание уделяю развитию устной речи , т.к. речь школьника должна отвечать ряду общих требований, т.е. быть: содержательной, логичной, богатой, эмоциональной и выразительной, правильной. Этому помогают наглядные пособия. Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками, другими видами наглядностей.
Карта – один из видов наглядных пособий. Это необходимый спутник в преподавании истории. Без знания карты невозможно знать историю. Одним из важнейших направлений в работе с картой является умение ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ и словесное проговаривание. Умение ориентироваться включает в себя чтение исторической информации в самой карте, так как она является важным и особым источником знаний о прошлом. При знакомстве с новой темой по истории древнего мира (6 класс) – «Древний Египет» и др, даю задание по картам в учебнике. Чтобы работу сделать более занимательной, сухое задание – «Внимательно изучите карту, что вы можете рассказать об истории государства на основании данных карты», я заменяю неким элементом игры. Задание звучит так: «Перед вами карта Египта. Она скрывает много секретов. Пошепчитесь с картой, познакомьтесь с ней, может быть, она раскроет свои секреты вам?» На работу отвожу определённое время и спрашиваю: «Какие секреты открыла вам карта?». Ребята с удовольствием включаются в такую работу, они видят в карте друга, который готов помочь.
В своей работе я использую схемы-опоры. Материал сложен для изучения: множество фактов, новых терминов, поэтому я даю тематические схемы, где отражается политическая история, социальная структура, внешняя политика т т.д. Простые схемы использую уже в 5 классе, в дальнейшем они усложняются. Схемы-опоры учащиеся учатся составлять и сами.
Мышление начинается с вопроса и слагается из таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация. Развитие этих качеств мышления ведёт к развитию ученика. Эти качества можно развивать, используя не только работу со схемами, но и работу с таблицами, составление которых облегчает процесс учёбы, воспитывает интерес и историческое мышление. Таблицы позволяют систематизировать материал, выделить характерные особенности, дают возможность сравнивать, выделять общее, выявлять особенное. Примерами использования таблиц в моей работе могут быть таблицы: хронологические – «Хроника крестовых походов», «Великие географические открытия», «Раннефеодальные государства на территории Казахстана», «Освободительная борьба казахского народа в 19 веке», «Развитие науки» и другие.
И схемы, и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Особый вид наглядности – изобразительная деятельность. При изучении какой-либо темы я прошу учащихся проиллюстрировать те моменты, которые больше всего запомнились, понравились. Лучшие работы помещаю в папку для творческих работ учащихся, использую в дальнейшей работе. При изучении вопросов культуры картины становятся частью текста, Например, при изучении темы «Средневековое искусство» в 7 классе я провожу урок самостоятельного поиска знаний. По иллюстрациям, картинам зданий в романском и готическом стилях ученики, работая в группах, находят характерные элементы, выявляют особенности каждого стиля. По многочисленным иллюстрациям закрепляем полученные знания; проверку усвоения темы также провожу, показывая здания разных архитектурных стилей.
Учитывая то, что в последние годы тестирование является основной формой итоговой аттестации, использованию, разнообразию и составлению тестов в практике многих учителей отводится важное место. Но для того, чтобы учащиеся сдали итоговую аттестацию, необходимо, чтобы тесты были постоянной формой работы на уроках истории. Готовить учеников к определению их знаний через тестирование – это веление времени. Для того, чтобы тесты выполняли свои функции и задачи, а не превращались в обычное «натаскивание» учащихся, их необходимо разнообразить, использовать различные виды тестов, идя от простого к сложному. В своей работе я использую различные виды тестов, к примеру на знание: хронологии, картографии, персоналий, статистики, фактологии, понятий, причин и последствий исторических событий и т.д.
Решение многих проблем урока, таких как активизация познавательной и творческой деятельности школьников, можно найти, используя одну из современных педагогических технологий – это технология критического мышления. Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а, если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Таким образом, в основе критического мышления, которое следует развивать в школе, лежат такие качества ума, как любознательность, гибкость, глубина представления, дисциплина, организованность мыслительной деятельности.
На своих уроках я использую элементы критического мышления: написание сочинения-эссе, составлении диаграммы Вена и т.д., где учащиеся могут доказывать, аргументировать, сравнивать, делать выводы. В этой методике каждый имеет право на своё мнение, учащиеся на таких уроках раскрепощены, заинтересованы, их познавательная активность, а следовательно качество знаний повышается.
На своих уроках я часто использую познавательные и проблемные задания, например учащимся нужно представить себя жителем средневекового города или участником какого-либо исторического события. Написать письма от лица исторического деятеля. При выполнении этих заданий у учащихся возникает интерес, оценки более высокие, чем при применении традиционных форм работы.
Широко применяю на уроках различные дидактические игры, которые содержат фантазию, и самостоятельный поиск знаний по установлению связей сходства и различия между отдельными событиями. Познавательные игры на уроке являются орудием воспитания, т.к. они ведутся по определённым правилам. В познавательной игре учащиеся мобилизируют свои знания, обращаются к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себя.
Добиться положительных результатов возможно только при систематическом использовании всех методов и приёмов по развитию познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной работы на уроке.
Категория: История | Добавил: dokuchaevalyudmila2012 (2015-11-04) | Автор: Докучаева Людмила Ивановна
Просмотров: 344 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru