Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Обычаи Казахского народа
Народные традиции религии, верования казахов.
«незнание своей родословной до седьмого колена признак сиротства».
В нашей школе мы с ребятами 4 классов, решили поставить сценку, о обычаях Казахского народа.
цель:
1.Воспитать интерес, и уважение к казахской национальной культуре.
2. Знать обычаи, обряды, религии Казахстана.
3. Углубить знания о народах Казахстана, с помощью авторской сценки.
Для создания настоящего обряда, мы подготовили нужную атрибутику, и национальные костюмы. Обустроили юрту, передали образ того времени. Ребятам было интересно участвовать в сценки, и наиболее детально знать, как на самом деле проходит обряд Тусау Кесу
Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Тусау кесу (разрезание пут) очень символичен: для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно. Древние предки считали, что если не провести этот обряд, ребенок будит не уверенным и не уклюжим, постоянно будит спотыкаться.
Тусау Кесу это значимое событие для всей семьи. Собирают родных и близких и друзей, вариться бешбармак, накрывается праздничный стол, придумываются многозначительные тесты для ребенка.
Для проведения тусау кесу готовят специальный жгутик, «Алаже» переплетенный из нескольких шерстенных ниток, белого и черного цвета, этот жгутик иначе называют тусау - Путы, существует легенда связанная с этими нитями, этот ритуал достался казахам от арабских предков (египтян) в древнем Египте фараонам на посох навязывали белую нить символ справедливости, солнце, жизнь и теплоту, а вот черная нить это знак темноты, холода и смерти. В народе говорят нельзя переходить ни кому дорогу, черно-белая нить означает пожелание, чтобы ребенок в своей жизни ни когда не делал плохое, и ни кому не переходил дорогу, вот поэтому в обряде тусау кесу используется черно-белая нить.
Так же в напутствие ребенка существует 6 грехов которых в первую очередь нарушать нельзя, самый главный из них кому либо переходить дорогу, второй грех быть мошенником, 3 грех разногласие, в одной семье младшие должны слушать старших, 4 грех это болезнь, 5 грех сгущение туч, человек увидевший тучи не должен был идти в путь, либо его ожидал несчастный случай, 6 грех это пыльные вихри они так же являются плохим знаком.
Тусау кесу защищает малыша от всех 6 невзгод. В современное время тусау делаю пестрым, используя при этом три цвета, белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие, красный – символ достатка. Объяснение простое. Путы в Древнем Казахстане делали из травы, и кишки очищенной домашнего скота. Обряд разрешали провести самому почетному гостю, который в бедующем мог бы стать для малыша примером. Обычно для мальчиков подбирался друг семьи который много достиг в жизни, и был очень обеспеченным человеком. После перерезание пут, перед ребенком стелили белую скатерть, символ чистой, новой и доброй жизненной дороги. На скатерть помещали несколько предметов которые должен был выбрать ребенок, (книги, домбру, баурсаки, деньги ит.д.) ребенок выбирал понравившейся ему предмет, а родителям было в напутствие это знаком, чем будит в бедующем заниматься их малыш. Почетному гостю дарили подарок и приглашали всех за торжественный стол. Обряд сохранился и до нашего времени, с каждым разом внося в него новшества, и не забывая о старых традициях.

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколение в поколение на протяжении многих веков.
У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих предков до седьмого колена.
"Жети ата" ("Жеты ата") – в переводе означает "семь поколений". Согласно казахскому обычаю "Жети ата"("Жеты ата") все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
Тыйым – в переводе означает запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты (тыйым). Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Нельзя выливать молоко на землю. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.
Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали , кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.
Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье.
Суйынши – казахский обычай при сообщении радостной вести. Когда произносят "Суйынши", все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, согласно обычаю надо обязательно подарить подарок.
"Ат мингизип шапан жабу" - самый высокий почет. У казахского народа есть обычай: дорогому гостю, акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарить коня и накидывать на плечи чапан. Этот обычай гостеприимства продолжает жить и в наши дни.
Категория: История | Добавил: gurina89 (2015-11-09) | Автор: Евгения Гурина E
Просмотров: 610 | Комментарии: 3 | Теги: религии, обычаи, История, традиции казахстана., народы | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-10-21, 11:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [512]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [812]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1813]
Краеведение [93]
Начальная школа [4022]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [384]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1587]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [466]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [407]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru