Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок обобщения по теме "Регионы Казахстана в раннем железном веке"
Тема: Обобщение по разделу «Регионы Казахстана в раннем железном веке. Сакская культура». 6 класс
Цель: обобщат и закрепят полученные знания по разделу «Регионы Казахстана в раннем железном веке. Сакская культура» посредством применения новых подходов в обучении(диалоговое обучение в группе).
Образовательная задача: закрепление знаний об особенностях развития человеческого общества в эпоху бронзы на территории древнего Казахстана.
Развивающая: развитие исторического мышления, развитие способности анализа предоставляемого материала, логического мышления, формирование навыков обобщения
полученных знаний, умения выделять основные данные от второстепенных, навыков по применению теоретического объема знаний при выполнении учебных заданий и задач.
Воспитательная: воспитывать творчески мыслящую, инициативную личность, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности, чувство патриотизма, прививать интерес к истории Казахстана.
Ключевая идея: эпоха раннего железа, Иссыкский курган, Шиликтинский курган, «Золотой человек», курганы с «усами», курган Байгетобе, Берельский могильник.
Ожидаемый результат.
Ученики: знают природные условия регионов Казахстана, особенности памятников раннего железного века по регионам, общие и отличительные черты в устройстве и структуре курганов;
умеют применять полученные знания при выполнении заданий на закрепление материала по разделу «Регионы Казахстана в раннем железном веке. Сакская культура»; работать в группе, вступая в диалог для решения поставленных задач.
Учитель: применяет новые подходы в обучении для развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных качеств личности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок-игра
Оборудование: цветные фигуры (стикеры) для разбивки на группы, «курган» с вопросами, маркеры, бумажные флипчарты.

Ход урока:
Организационный момент. (5 мин)
МО: словесный
ФОПД: фронтальная, групповая.
Модули: НПО, РКМ.
Разбивка на группы. Проводится при помощи цветных геометрических фигур. Рассаживаются по группам.
Настрой на урок. Создание коллаборативной среды. Приём «Ладошка к ладошке».
Совместное целеполагание: на слайде картинки по теме урока «Эпоха бронзы», учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока.
Слово учителя: Сегодня урок истории по теме «Регионы Казахстана в раннем железном веке. Сакская культура» мы проведем с целью повторения и закрепления полученных вами на предыдущих уроках умений и навыков в виде игры.
- Мы повторим изученный материал.
-Вы сможете оценить качество и уровень ваших знаний по данной теме. Для этого у вас на столах есть оценочные листы с критериями по каждому заданию.
(Знакомство с оценочными листами, заполнение фамилии)
Этап обобщения и закрепления.
МО: практические, наглядные, частично-поисковые, репродуктивные.
Модули: НПО, РКМ, Лидерство в обучении, использование ИКТ, инклюзивное обучение.

Задание №1 Цифровой диктант
« Археолог» (10 мин)
Участникам в презентации предлагаются изображения находок из курганов. Они определяют принадлежность вещей к курганам.
Проверка
Иссыкский курган Шиликтинский курган Байгетобе Берельский могильник Курганы Центрального Казахстана

1,3,5,11 6,7, 4,8, 2,10
Проверка: взаимопроверка
11-10 – 3 балла 9-8 – 2 балла 7-5 – 1 балл
(заполнение листов оценивания)
Задание №2 «Узнайте по описанию» ( 3 мин.)
Защита 1 мин
Учащимся предлагаются описания курганов, нужно определить какой это курган.
1. Курган, исследованный в 1998 году, является одним из самых крупных в могильнике (диаметр 31,4-28,6; высота-1,7 м). В нем было исследовано парное погребение мужчины и женщины, совершенное в колоде, вырубленной из ствола многовековой лиственницы и установленной внутри деревянного сруба. Колода была закрыта крышкой, выдолбленной из части ствола лиственницы, ее поверхность тщательно обработана и заглажена, пропитана специальным составом, придающим изделию особую прочность. Крышка была забита бронзовыми гвоздями, по углам установлены четыре бронзовые, покрытые золотом, скульптуры фантастических птиц – огромных грифонов. Сверху сруб перекрывался настилом из плотно подогнанных друг к другу брусьев, покрытых двумя слоями берестяных полотнищ с внутренней прослойкой из стеблей и веточек курильского чая. Колода, судя по размерам, была рассчитана на одного человека, но рядом с мужчиной покоилась еще и женщина, положенная туда позже [5, с. 176-177].
За северной стенкой сруба также в вечной мерзлоте располагалось захоронение 13 лошадей рыжей масти. Кони были уложены в два яруса: в нижнем расположено 7 и в верхнем 6. Животных умерщвляли ударом чекана в лоб, в черепе одного из них сохранилось сквозное отверстие. Они были взнузданы и оседланы, головы некоторых из них украшены масками, увенчанными деревянными рогами.
2. К этим погребени¬ям относится 51 курган. Курганы-великаны в диаметре состав¬ляют 100 м, а в высоту достигают 8-10 метров.
Эти курганы были разграблены еще в глубокой древности. Эти памятники впервые ис-следовал профессор С. Черников в 1960-е годы. В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захо¬ронения могилу покрыли слоем камня, затем -смешанным составом из гальки, песка и глины, ко¬торый и образовал собственно курган. Затем боль¬шой каменной плитой был закрыт вход в подзем¬ный коридор, ведущий к могиле. Археологами были извлечены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Курган был возведен в VIII-VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана рас-положено около 200 крупных курганов. 50 наиболее крупных из них носят название «царские».
Самое древнее на земле Казахстана царское по¬гребение, относящееся к VIII в. до н.э., находится в кургане №1. Он был открыт известным казахстанским ученым-этнологом, археологом, профессором А.Т. Толеубаевым.
3. Памятники раннего железного века Центрально¬го Казахстана представлены курганными могильни¬ками.
Особенность курганов этой культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения. Оба кургана расположены по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане - ло¬шадь. От них в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней, длина их составляет от 10 до 30 метров.
Археолог К.А. Акишев считает, что эта культура относится к исседонам. Исседонские племена постоянно переселялись на юг Казахста¬на и в Кыргызстан. С их появлением совпадает рас¬цвет сакской культуры.
Встречаются четыре вида курганов этих курганов. В одном из курганов хоронили человека, а в другом - его верховую лошадь. Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курган¬ной насыпью. Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция - оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади.
По¬добные курганы в последнее время ста¬ли находить и в Северном, Восточном Казахстане, а также в южных регионах страны.
4. Среди всех сакских па¬мятников наиболее известны эти курганы, расположенные в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них - этот курган. Он был сооружен в V-IV веках до н.э. Его диаметр 60 м, а высота 6 м. Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетро¬нутым и хорошо сохранилось.
Внутри кургана в деревянном срубе были об¬наружены останки молодого человека, одетого в роскошный наряд, при полном вооружении. 4 ты¬сячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц покрывали одежду знатного сака. По их расположению был реконструирован головной убор - высокий кону¬сообразный, а также шаровары, сапоги.
Среди посуды из глины, дерева, металла особый интерес ученых вызвала серебряная чаша с надписью из 26 знаков. Ученые пока ее не расшифровали. Од¬нако, ученый-археолог К. Акишев считает, что эти зна¬ки являются доказательством того, что сакам была известна письменность.
Одежда сака дополнялась украшениями: золо¬тыми спиральными бляхами с изображениями бар¬са на концах, двумя маленькими перстнями, набор¬ным поясом из блях в виде бегущего оленя. При погребении было инкрустированное золотом ору¬жие - меч, кинжал, а также камча и матерчатая сума. Головной убор, кафтан и обувь обшиты золо¬тыми бляхами. Его одежда напоминает сверкающий при солнечном и лунном свете чешуйчатый панцирь.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек - царевич 17-18 лет.
Ответ
1. Берельский
2. Шиликтинский курган
3. «Курганы с усами»
4. Иссыкский курган
Спикер от группы должен доказать, что их ответ верен.
Оценивается работа группы.
Оценивание «Светофор» (1мин). Оценивает каждый учащийся (формативное)
Физминутка «Музыкальная пауза»
Перед выполнением задания №3 учащиеся пересаживаются в группы по цветам.
Задание №3
«Верно – неверно»
Каждая группа составляет по 4 утверждения для соседней группы по теме «Звериный стиль». (5 мин)
Оценивается работа группы.
4 правильных – 3 балла, 3 правильных – 2 балла, 2 правильных – 1 балл, 1 правильный – 0 баллов.
Оценивает каждый учащийся себя сам. (формативное)
Перед заданием №4 меняются по цифрам.
Задание№4 Составь схему
По предложенным макетам составить схему и рассказать об одном из видов курганов с «усами»
Оценивание «Светофор» (1мин). Оценивает каждый учащийся (формативное)
Итог урока.
Проведение тестирования. Взаимооценивание. Приложение №2 (5 мин).
Подведение итога работы каждой группы и каждого учащегося. (3 мин).
Рефлексия. При помощи цветных стикеров выразить своё отношение к уроку.
Домашнее задание. Учащимся, которые получили на уроке оценку «4» или «3» проработать вопросы, в которых они допустили ошибки.

Приложения

№1

Оценочный лист Ф.И. учащегося:________________________________________

Задания Критерии Мои баллы
«Археолог» 3 балла
11-10
правильных ответов
2 балла
9-8 – 2 балла правильных ответов 1балл
7-5 – 1 балл правильных ответов
«Узнай по описанию» Большее количество зелёных сигнальных карточек
Большее количество жёлтых сигнальных карточек Большее количество красных сигнальных карточек
«Верно – неверно»
4 правильных
3 правильных 2-1 правильных
«Картограф» 3 балла
Большее количество зелёных сигнальных карточек 2 балла
Большее количество жёлтых сигнальных карточек 1балл
Большее количество красных сигнальных карточек
Тест 3 балла
(10 правильных ответов) 2 балла
(9-8 правильных ответа) 1балл
(7-5 правильных ответов)
итог

Оценка: 15 баллов –«5»; 14-11 баллов – «4»; 10-7 баллов – «3»; 6-0 баллов – «2».
Категория: История | Добавил: vichkapaniotova (2016-03-26) E
Просмотров: 1816 | Комментарии: 2 | Теги: курганы с «усами», Берельский могильник., «Золотой человек», курган Байгетобе | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 7:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru