Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Использование приёмов критического мышления на уроках истории.
Паниотова В.В.,
учитель истории,
ГУ «Средняя школа №4 отдела
образования акимата г. Костаная»,
Республика Казахстан.

Использование приёмов критического мышления на уроках истории.
Ключевые слова: приёмы критического мышления, зона ближайшего развития, сотрудничество,
Аннотация:
Цель образования - это не объём знаний или количество информации, полученное учеником, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Критическое мышление предполагает развитие определенных навыков, которые позволяют находить правильные решения в той или иной ситуации.
В процессе своей педагогической деятельности я пришла к убеждению, что именно технология развития критического мышления позволит решить ряд задач, касающихся обновления содержания образования в целом и исторического в частности. Используя на своих уроках истории технологию развития критического мышления, я стараюсь развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей школьников.
Есть все основания полагать, что роль обучения в развитии ребенка заключается в том, что обучение создает зону ближайшего развития.
Учитель в процессе обучения создает ряд зародышей, т. е. вызы¬вает к жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл, для того чтобы принести плоды. Привить ребенку в прямом смысле слова, минуя процессы развития, какие-нибудь новые мысли нельзя, можно только приучить его к внешней деятельности, напри¬мер к письму на пишущей машинке. Для того чтобы создать зону ближайшего развития, т. е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы школьного обу¬чения. [2, с. 391]
Идеи критического мышления восходят к сократическому методу обучения через серию вопросов, стимулирующих диалог, который учит логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность, а также развивает навыки независимого мышления. Использование термина «критическое мышление» в социально-философском плане предложил в 1970 г. Юрген Хабермас, представитель Франкфуртской школы критической социальной теории. Таким образом, критическое мышление следует рассматривать, прежде всего, как философский подход, который применим в психологических и социологических исследованиях, а также в сфере образования. [1, с. 122]
При изучении истории, используя технологию критического мышления, наряду с формированием практических знаний, навыков и умений, формируется личность, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни компетенции для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, действовать в соответствии с общественными ценностями. При этом важно сформировать у учащихся комплекс компетенций, позволяющих:
 уверенно работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
 ясно, уверенно и корректно выражать свои мысли (устно и письменно) по отношению к окружающим;
 вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
 находить варианты решения проблем;
 самостоятельно заниматься своим обучением;
 продуктивно сотрудничать и работать в группе;
 выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития помо¬жет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состо¬яние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания. [2, с. 331]
Можно сказать, что в технологии критического мышления синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.
Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эф¬фективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в об¬суждения, диалог и аргументацию. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в XXI веке и в последующих веках, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована. Ученики должны развивать крити¬ческое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участво-вать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ (Wolfe and Alexander, 2008). [3, с. 156]
В своей педагогической практике я теоретически знала о технологии критического мышления, но не использовала. Только пройдя трёхуровневые курсы повышения квалификации по третьему (базовому) уровню изучила, осмыслила и стала применять на своих уроках приёмы критического мышления.
Одним из приемов на этапе «Вызова» является “Верное или неверное утверждение”, который используется в виде игры в крестики-нолики. Ученикам на индивидуальных карточках я даю утверждения, прочитав которые необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие. Свое мнение ученики записывают в заранее приготовленную сетку, где каждая клетка определенным образом пронумерована. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Проверку осуществляю по образцу (самопроверка).
Прием “верное или неверное утверждение” способствует формированию умений аргументировать ответ, находить нужную информацию в тексте, высказывать свое мнение и слушать других, быть внимательным и обобщать информацию.
Метод «ДЖИГСО» использую на стадии осмысления. Он предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся записывают опорные слова, чертят рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.
Приём «Написание ЭССЕ» использую на этапе рефлексии. Смысл этого приёма состоит в том, что ученик пишет для того, чтобы понять, что он думает по тому или иному вопросу. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности. Обычно эссе даю на 4 минуты непрерывного письма и затем на 5 минут обсуждения в группе, лучшее учащиеся выбирают в группе и зачитывают вслух.
Ещё одним наиболее продуктивным приёмом на данном этапе считаю приём «Алфавит». Учащимся в начале урока раздаются полоски бумаги, где написана одна из букв алфавита. После изучения материала учащиеся на доску, в «Исторический алфавит» вносят слова по теме, на заданную букву.
Использование технологии критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. Но я считаю, что смысл нового образовательного подхода состоит не в том, чтобы строго следовать алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения.

Литература.
1. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. – С. 120-126. Е.В. Воевода
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В.
Давыдова. — М.: Педагогика- Пресс, 1996. — 536 с. — (Пси¬хология:
Классические труды).
3. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.
Категория: История | Добавил: vichkapaniotova (2016-03-26) E
Просмотров: 224 | Теги: зона ближайшего развития, сотрудничество, приёмы критического мышления | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 6:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru