Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Возникновение государства в Египте.
Предмет Всемирная история

Класс 6

№ урока

Тема Возникновение государства в Египте.

Цель Обеспечить освоение учащимися информации о возникновении древнего государства - Египет

Задачи Образовательные: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.

Развивающие: стимулировать познавательную активность, развивать интерес к предмету, развить умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Воспитательные: формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах; формирование умения работать коллективно; воспитание трудолюбия, аккуратности, интереса к предмету.

Тип урока Урок изучения нового материала

Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный

Средства обучения
Печатные

Аудиовизуальные
Наглядные плоскостные

Новые понятия, термины, основные понятия. Африка, Египет, Нил, плодородный ил, дельта, оазис, фараон.

Ход урока

1.Вводная часть

Организационный момент. Оценка учащимися настроя на урок и готовности работать. На столе у учеников карточки с изображением солнца, облачка и солнца и тучки из которой идет дождь. С помощью карточек, после приветствия и выявления отсутствующих на уроке, ученики оценивают собственную готовность к уроку.

2.Основная часть Изучение новой темы.

План
Месторасположение Египта
Природа Египта
Возникновение государства

Перед учениками на столах атласы по истории древнего мира. Учитель предлагает открыть соответствующую страницу атласа. Ученикам предлагается взглянуть на карту и озвучить наименование государства, территория которого изображена. Затем Учитель задает вопрос - что необходимо знать в первую очередь, начиная изучение нового государства? В качестве вариантов ответов звучат – месторасположение страны
- титул правителя
- время возникновения государства и т.д.
Выслушав мнения, учитель предлагает учащимся сформулировать тему первого урока посвященного изучению древнего Египта и план работы на урок. Все изложенное фиксируется на доске в виде надписи или заранее отпечатанных на бумаге формулировок, они же заносятся в тетради учащихся.

Месторасположение Египта. Рассказ учителя. Работа с картой в атласе. Конспект в тетради.
Египет расположен на северо-востоке африканского континента и связан с Передней Азией Суэцким перешейком. В древности под Египтом понималась долина, образованная нижним течением Нила. С севера Египет ограничивался Средиземным морем, с запада – Ливийским плоскогорьем, с востока – Аравийским (Восточным) нагорьем, с юга – 1-м нильским порогом. Он распадался на Верхний (собственно Нильская долина) и Нижний Египет (область Дельты, широкого устья Нила из нескольких рукавов, своей формой напоминающего треугольник).

Природа Египта. Рассказ учителя. Работа с раздаточным материалом или презентацией демонстрирующей особенности природно-климатических условий Египта. Наиболее важные факты фиксируются в тетрадях учащихся.

Нильская долина представляла собой длинный и узкий оазис (от 1 до 20 км в ширину), запертый с обеих сторон двумя горными цепями и малодоступный на юге (у 1-го порога горные цепи непосредственно подходили к реке); он был открытым только на северо-востоке. Это обусловило относительную замкнутость и самостоятельность древнеегипетской цивилизации. Нил («Большая река»), самая длинная река мира (6671 км), образуется из слияния Белого Нила, вытекающего из озер Тропической Африки, и Голубого Нила, берущего начало в озере Тана на Эфиопском нагорье; в своем течении он проходит шесть порогов и разветвленным устьем впадает в Средиземное море. Ежегодные разливы, начинающиеся в середине июля и достигающие пика осенью, после весеннего отступления оставляют на нильских берегах слой плодородного ила, что создает чрезвычайно благоприятные условия для земледелия. Нил – главная транспортная артерия, связывающая все части долины между собой и со Средиземным морем. В условиях почти полного отсутствия дождей (за исключением Дельты) он является единственным источником влаги. Неудивительно, что египтяне обоготворяли свою реку и называли Египет «даром Нила».
Эффективное использование благ Нила было невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. Неравномерность разливов (то недостаточный подъем воды, то наводнение, равно грозившие урожаю) вызывала необходимость в единой системе регулирования и распределения воды (ее отвод в отдаленные и возвышенные места, сооружение плотин, устройство запасных резервуаров, осушение болот с помощью каналов). «Большая река», требовавшая объединенных усилий всего населения Нильской долины, оказалась главным фактором создания общеегипетской государственности.
Другим важным природным фактором развития древнеегипетской цивилизации стала пустыня. С одной стороны, она способствовала ее замкнутости, препятствуя контактам с соседними народами, и несла ей постоянную угрозу, насылая враждебные племена и песчаные бури; египтянам приходилось все время бороться с ней, создавая преграды наступающим пескам и отвоевывая у нее необходимые для земледелия территории. С другой, формирующийся над пустыней столб теплого воздуха обеспечивал на протяжении большей части года доступ в долину северного ветра со Средиземного моря, который обогащал ее солями, питающими растения, и поддерживал влажный и умеренный климат; лишь в апреле и мае на Египет обрушивался иссушающий юго-восточный ветер хамсин.
Растительный и животный мир Египта был достаточно разнообразным. Культивировали ячмень и эммер (вид пшеницы), лен и кунжут, из овощей – огурцы, лук-порей и чеснок. В заводях собирали лотос и папирус. В долине росли финиковая и кокосовая пальма, гранатовое дерево, смоковница, древовидная акация, сикомор, в Дельте – виноградная лоза и фруктовые деревья. Однако строительного леса практически не было; его доставляли из Финикии, богатой кедром и дубом.
Воды Нила изобиловал рыбой, его заросли – дичью. Дикая фауна была представлена львами, гепардами, пантерами, шакалами, газелями, лисами, жирафами, бегемотами, крокодилами, носорогами; часть видов исчезла в результате интенсивной охоты и изменений климата. Из домашних животных держали быков, коров, овец, коз, свиней, ослов, собак, позже мулов и лошадей; из домашней птицы – уток и гусей, позже кур. Разводили пчел.
Египет не был богат полезными ископаемыми. Главным достоянием его недр являлись разнообразные породы камня (гранит, базальт, диарит, алебастр, известняк, песчаник). Многие металлы отсутствовали, что обусловило экспансию египтян в южном и северо-восточном направлениях: на Синайском п-ве их привлекали медные рудники, в Нубии и на Аравийском нагорье – залежи золота и серебра. Египет и соседние области не располагали запасами олова и железа, что задержало наступление бронзового и железного века на территории нильской долины.

Промежуточный фронтальный опрос.

1. Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
2. Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
3. Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».)
4. Каким морем омывается северная часть страны? (Среди¬земным.)
5. Какой рельеф имеет страна ? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
6. Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)
7. Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
8. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

Возникновение государства. Работа учеников с раздаточным материалом в мини группах (по 2 человека). Подготовка ответов на предложенные вопросы.

Раздаточный материал. Текст. Прочитать. Ответить на вопросы.

Долина Нила была освоена человеком еще в эпоху палеолита. Стоянки первобытных охотников и собирателей обнаружены в Верхнем Египте и в Фаюмском оазисе. В эпоху верхнего палеолита они расселились по всей долине. В то время климат был более влажным и прохладным, чем ныне; обширные территории вокруг Нила, имевшего ряд притоков, покрывали трава и кустарники. На них обитало большое количество диких животных, охота на которых оставалась главным занятием местных племен, ведших кочевой образ жизни. Однако прекращение ледникового периода и значительное потепление привели к опустыниванию этого района, завершившегося к началу неолита (новокаменного века). Окрестные племена, преимущественно хамитского происхождения, были вынуждены постепенно отступать к сужавшейся полосе пригодной для жизни земли вдоль берегов Нила. Рост населения в сочетании с сокращением животных и растительных ресурсов заставил охотников и собирателей искать новые способы добывания пищи. Наличие плодородной почвы, дикорастущих злаков и поддающихся приручению животных способствовал возникновению, начиная с конца 6 тыс. до н.э., земледелия и скотоводства.
Неолитические племена 5 тыс. до н.э. еще не знают меди и продолжают пользоваться каменными орудиями. Они разводят мелкий (иногда даже крупный) рогатый скот и занимаются примитивным земледелием, предпринимая первые попытки орошения почвы; тем не менее главным источником их существования продолжают оставаться охота и рыболовство.
В конце 5 – начале 4 тыс. до н.э. долина Нила вступает в эпоху энеолита (медного века). Возрастает роль земледелия, появляются небольшие оросительные каналы. Однако охота и рыболовство сохраняют свою важность.
В начале 4 тыс. до н.э. оседлый земледельческий образ жизни становится господствующим у племен нильской долины. Происходит значительный рост населения – число и размеры поселений увеличиваются, они обносятся стенами. Расширяется сфера использования меди (не только для украшений, но и для орудий труда); появляются предметы из золота. В середине 4 тыс. до н.э. Египет вступает в период развитого медного века. Земледельческая община из родовой трансформируется в соседскую; в ней происходит социальная дифференциация. Выделяется слой «знатных», формирующийся из военной верхушки (защитники племени – вождь, самые сильные воины), имущественной элиты (наиболее состоятельные и предприимчивые общинники), служителей культа. Этот слой доминирует над основной массой земледельцев и скотоводов. Захваченные в результате постоянных военный столкновений пленные образуют пока еще небольшую категорию рабов.
Насущная нужда в поддержании и расширении локальных ирригационных систем способствовала объединению общин в более крупные образования. Постепенно процесс объединения привел к появлению крупных территориальных образований – номов, которые оказались первыми протогосударствами Древнего Египта.

Вопросы по тексту. Опрос учеников после прочтения и работы над текстом по желанию учащихся.

1. Когда начинается освоение человеком долины Нила?( В эпоху палеолита.)
2. Виды хозяйственной деятельности распространенные среди племен нильской долины в 4 тыс. до н.э.? (Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство)
3. Что такое номы? (Крупные территориальные образования в долине Египта, протогосударства)

Рассказ учителя. Работа с картой в атласе - территория Верхнего Египта, территория Нижнего Египта. Конспект в тетради.
Результатом борьбы номов за политическое преобладание стало возникновение двух государств – нижнеегипетского со столицей в Буто и верхнеегипетского со столицей в Нехене (Иераконполь). Ведущим культом в Нижнем Египте стал культ Сета, а в Верхнем Египте – культ Гора. Нижнеегипетское и верхнеегипетское царство вели постоянные войны за контроль над пограничными территориями. Война завершилась разгромом Нижнего Египта верхнеегипетским царем Нармером ок. 3200 до н.э. и созданием единой Египетской державы. Нармер объединил красную корону Нижнего и белую корону Верхнего Египта. Династия Нармера («Нулевая») стала первой правящей общеегипетской династией. Ее сменила I династия, происходившая из верхнеегипетского города Тин (близ Абидоса). Ее родоначальник Мина (Гор-Боец) в целях сплочения государства основал на границе Нижнего и Верхнего Египта новую столицу – Мемфис.

Завершая урок учитель обращается к ученикам с вопросами – Все ли пункты нашего плана на сегодняшний урок мы выполнили? Что показалось вам наиболее интересным на уроке?

Закрепление пройденного материала. Закрепление материала предлагается в виде небольшого теста по теме урока, с последующей самопроверкой.

Раздаточный материал. Тест.
1.Древний Египет располагался на берегах:
A) Нила
Б) Евфрата
C) Конго

2.Основное занятие населения Египта:
A) Скотоводство.
Б) Завоевательные походы.
C) Земледелие

3.Где находиться Египет:
А) В северо-восточной части Африки
Б) В центральной Азии
С)В центральной Африке

4.Как называлась столица объединенного египетского государства?
А) Мемфис
Б) Фивы
С) Атон

5. Египет был объединен
А)царем Нижнего Египта
Б) царем Верхнего Египта
С царем Центрального Египта

3. Заключительная часть
Выставление оценок.
Рефлексия (карточки солнце, солнце + облачко, тучка + дождик) – ученикам предлагается определить, насколько они удовлетворены собственной работой на уроке. При необходимости попросить учеников обосновать свою самооценку.

Домашнее задание: Прочитать параграф учебника. Выучить зафиксированные в тетради понятия, даты. Уметь показать расположение древнего Египта на карте, рассказать о его местоположении.
Категория: История | Добавил: Моника (2016-05-31) E
Просмотров: 458 | Комментарии: 1 | Теги: Египет, история древнего мира, урок | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 5:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru