Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Оздоева Оксана Владимировна
- учитель истории. обществознания, права
Подгорненской СШ
Жаксынского р-на
Акмолинской обл.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА


В условиях интенсивного развития экономики и общественных отношений реформирование образовательной системы необходимо осуществить с переходом образования от экстенсивного к интенсивному развитию.
В духовном развитии нового поколения в выработке у него диалектического мышления, способностей к самостоятельному суждению играет большую роль школьный курс истории. Он имеет основополагающее значение для формирования мировоззрения, исторического сознания, умения оценивать явления истории и современности. Изучение главных событий и фактов, причинно-следственных связей между ними, усвоение ведущих идей и понятий, знакомство с развитием науки и культуры способствует развитию духовных запросов и эстетических вкусов. «История - это проявление души народа, его золотой запас» (Т.И.Гончарова). Обращение к истории - средство познания действительности. "Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю". (Ф.Абрамов). В истории нашего народа - уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственно-эстетические силы, неисчерпаемые душевные россыпи и энергия творческого ума.
Однако прошлое нельзя воспринимать в идиллистическом свете. В жизни предшествующих поколений было немало негативного. Изучение истории призвано помочь нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. Следовательно, изучать историю - это вовсе не значит запоминать прошедшее и пересказывать содержание исторического материала. Мы считаем, что изучать историю - значит осмысливать прошедшее, делать выводы, познавать законы общественного бытия. Поиск способа наглядного представления идеализированных объектов, ранее отображенных лишь вербально, предпринимался неоднократно. Наиболее систематичным и последовательным оказался подход к наглядному представлению изучаемого материала учителя из Донецка В.Ф. Шаталова. Он создал конспекты на основе так называемых опорных сигналов, которые представляют собой набор схематических изображений, кратких фраз или отдельных слов, отражающих содержание определенного фрагмента учебного материала. Использование таких опорных конспектов - полезный методический прием для активизации учебной деятельности школьников. Однако сами «опоры» не являются дидактическим инструментом для анализа состава учебного материала.
Интересен так же прием составления логических схем, предложенный М.Д. Бронтвейном. Самостоятельное составление учащимися логической схемы при изучении учебной литературы с последующим их рассмотрением в классе способствует высокому уровню усвоения предмета.
Опорные сигналы Шаталова необходимы, чтобы создать внешний образ изучаемого объекта и даже показать его внутреннее устройство. Логические схемы М.Д. Бронтвейна раскрывают функциональные логические связи частей и их взаимоотношения, создается образ во всех взаимосвязях составляющих его элементов. Однако, по мнению В.П. Беспалько (1), нельзя подменить опорные конспекты логическими схемами и наоборот. Возможно, считает он, что сочетание окажется наиболее эффективным приемом создания ориентировки учащихся в изучаемом материале. Метод структурирования учебного материала, предложенный Т.Т. Галиевым в этом плане является, на наш взгляд уникальным.
Особо актуальным в наше время является метод изучения истории на основе системного подхода к структурированию изучаемого материала, который по сути является методом познания.
В последнее время системному подходу в образовании уделяется довольно большое внимание. Системный подход, по словам З.А. Решетовой (2) в современной науке изменяет способы производства теоретического знания, схему познавательного движения в объекте, по-новому открывает предмет исследования и способ его описания; изменяет структуру знания о предмете, понятийный строй науки и научного мышления. По словам В.Н. Садовского, системный подход «представляет самостоятельную, и как показывает опыт, весьма перспективную стратегию развития современного научного знания» (3). В философском плане системный подход представляет собой направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Исследуя процесс становления и сущность системного подхода, И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин (4) делают очень важное замечание о том, что попытки «прямой» реализации системного подхода, минуя разработку специализированных методов, являются малоперспективными. Проектирование специальных технологий и методов системного подхода должно осуществляться с точки зрения системного подхода с соблюдением присущих принципов. В этой связи особую актуальность приобретает технология системного подхода к интенсификации учебного процесса, разработанная Т.Т. Галиевым (5). Системный подход лежит в
основе практически любой технологии обучения, включая педагогическую технологию, изучению и реальному воплощению которой посвящено множество работ. В.Ф. Бамарин (6) дает определение педагогической технологии как педагогически и экономически обоснованному процессу достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых, запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений путем раскрытия специально переработанного содержания строго реализуемого на основе научной организации труда и поэтапного тестирования. В своем исследовании В.Я. Дашковский (7) делает вывод о том, что внедрение системного подхода в изучение дисциплин является необходимым условием оптимизации процесса обучения учащихся, что системный подход предполагает раскрытие сущности педагогического процесса как системы, в которой содержание, логика изучения педагогических дисциплин отражает системные категории, наполненные конкретной педагогической сущностью.
Понятие системы органически связано с понятием структуры. Структурные исследования заключают научные познания в рамки строгих закономерностей. Структура немыслима вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурна. Структура как понятие может означать: строение, способ сочетания элементов системы; устойчивую картину взаимных отношений элементов целостного объекта; сеть связей между элементами. По определению Т.А. Ильиной /8/ структура - это внутреннее устройство системы, характеризуемое наличием устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающих ее неизменность, в процессе функционирования. Т.Т. Галиев отмечает, что структурирование учебного материала направлено на выявление его основных частей (элементов) и установление существенной связи между ними. При этом используется системный подход, позволяющий конструировать учебный (изучаемый) материал обобщенным, наглядным и обуславливающим объемное восприятие рассматриваемой информации. Под объемным восприятием понимается определенным образом построенная совокупность психических и дидактических мероприятий, оказывающих значительное влияние на повышение познавательной активности.
На начальном этапе структурирования определяется целесообразность формирования структуры и наглядная форма ее воспроизведения. Практика показывает, что многие учащиеся не только не умеют обобщать изученный материал, не видеть его взаимосвязанные составные части. В качестве одной из причин данного обстоятельства можно назвать отсутствие (или ограниченность) методов системного подхода к структурированию учебного материала и соответствующей организации учебных занятий. В связи с этим нами предлагается метод структурирования изучаемого материале на основе системного подхода на уроках истории реализующий системный, проблемный исследовательский подходы в учебном процессе учебной и познавательной деятельности учащихся На рис.1 представлена схема, предложенная автором (5), предназначенная для решения проблемы интенсификации обучения за счет активизации познавательной и творческой деятельное обучаемых, развития у них навыков системного мышления, обобщения и унификации знаний изучаемой дисциплине.
Структура схемы: включает центральную часть содержащую основную теорию; анализ данных(литературных источников, исходных, получаемых в процессе изучения темы, раздела, вопроса необходимых для цельного восприятия информации получаемых результатов и т. д.; эксперименты, практику, опыт (моделирование, получение требуемых характеристик; исследования модели, реального объекта, процессов и явлений, владение современными методами исследования, передовой опыт в реализации основной теории, анализа данных экспериментов, практическая сторона изучаемого материала); влияющие факторы (учитывающие то, что может повлиять или изменить основную теорию, анализ данных, эксперименты ); проблемы (имеющиеся, возникающие, потенциальные сопутствующие). Кроме того, схема предусматривает возможность размещения необходимой графической иллюстрации.
Особенностью представленной работы отличие от используемых на практике методов, является конструкция схем, продиктованная логикой системного подхода к представлению изучаемого материала. При этом предусматривалось использование предлагаемых схем в качестве инструментария познавательной деятельности творческого мышления учащихся.
Нами предлагается метод обучения истории в средней общеобразовательной школе на основе системного подхода к структурированию изучаемого материала, который позволяет учитывать национальные особенности при изучении любой темы, позволяет связывать исторический материал с действительностью, исследовать проблемы, решать их, т.е. способствует выработке у учащихся системного мышления, т.к. открывает путь познания.
Например, при изучении темы «Начало развития капиталистических отношений в Казахстане» урок начинается с актуализации темы и целеполагания. Затем учитель рассказывает о предпосылках, причинах, ходе развития капиталистических отношений с опорой на центральную часть схемы (рис.2). По ходу рассказа учителя учащиеся заносят центральную часть схемы в тетради, что позволяет включать в работу зрительную, слуховую, моторную память. После завершения работы над центральной частью предлагаем учащимся проанализировать данные и записать их в верхнем левом углу таблицы. Можно задать вспомогательные вопросы: Что нового вы узнали при изучении данной темы? Что еще необходимо проанализировать, чтобы детально разобраться в данном вопросе?
Изучение влияющих факторов на уроке является настоящим научным исследованием. Ребятам, разбитым по группам, предлагается прочитать текст учебника и, используя знания, полученные на данном и предыдущих уроках по истории Казахстана, а также на уроках по всемирной истории, выявить факторы, влияющие на развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX века. Работу в группах целесообразно проводить по ролям: предлагаем учащимся посчитаться по часовой стрелке; первые номера - выявляют экономические влияющие факторы; вторые - политические; третьи - социальные и т.д. Это позволяет учащимся обмениваться информацией не только между группами, но и внутри отдельно взятой группы.
Работа учащихся над выявлением проблем и их решением выводит на самый высокий - творческий уровень усвоения материала, т.к. позволяет применить знания, полученные при изучении различных дисциплин (география, экономика, литература и др.), а так же практически применять исторические знания, полученные ранее. При этом учащиеся обучаются говорению, свободному высказыванию своей точки зрения, использованию знаний при решении современных проблем.
Исследование по данной теме проводится в качестве работы по написанию докладов, рефератов, сравнительному анализу уровня развития капитализма в данный период в Казахстане и других странах и т.д.
Таким образом, применение метода структурирования материала на уроках истории в старших классах на протяжении нескольких лет показало, что у учащихся возрос познавательный интерес к предмету, повысилось качество знаний, появилось осознанное отношение к уроку. Происходит пробуждение психологических механизмов, благодаря чему учащийся включается в работу на каждом уроке. Использование метода структурирования изучаемого материала на уроках истории позволяет вводить детей в целеполагание, обучать их навыкам системного мышления, сотрудничеству, самоуправлению, самоанализу, обобщать и унифицировать знания, видеть целостную картину исторических событий. Позволяет формировать личностное отношение к изучаемому материалу, формировать научное мировоззрение, что является реализацией принципов гуманизации и гуманитаризации в образовании.
Использование метода структурирования на уроках истории способно гарантировать у учащихся успех в обучении, способствует развитию коммуникативных качеств, т.е. осуществляет реализацию возрастных особенностей: быть значимым, уметь общаться, т.е. дает возможность раскрыть врожденную потребность в активном познании окружающего мира. Другими словами метод структурирования позволяет настойчиво переводить духовных потребителей в ранг творцов - работников.

Список литературы:
1.Беспапько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М: Педагогика, 1989 - 191с.
2.Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М: Изд-во Моск. Ун-та, 1985 - 207с.
3Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М: Наука, 1974 - 279с.
4.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.-М: Наука, 1973 -270с
5. Галиев Т. Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса. Алматы: Гылым, 1998 - 303с.
6.Бамарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? - Специалист, 1993-№9-с25-27
7) Дашковский В.Я. Системный подход к изучению дисциплин педагогического цикла: Дис. канд. пед. наук Киев,
1980-223с.
8) Ильина Т. А. Структурно - системный подход к организации обучения. - М: Знание - Вып. 1,2 - 72с, 88с.

Источник: http://научная литература

Категория: История | Добавил: Ксюша (2010-10-21) | Автор: Оксана Оздоева E
Просмотров: 4105 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 4:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru