Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ, НО ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ СВОЕ ПРОШЛОЕ

Сегодня у нас в гостях - главный эксперт Архива Президента Республики Казахстана Евгения Викторовна Чиликова.

– Евгения Викторовна, расскажите немного об Архиве Президента. Что он из себя представляет, чем занимаются его сотрудники?

– Архив Президента Республики Казахстан – это современный, технологически оснащенный комплекс. Выполняет он основные задачи в сфере информационно-архивной деятельности Президента Республики Казахстан, его Администрации. Архив комплектующийся. Фондообразователями его являются госорганы, непосредственно подчиненные и подотчетные Главе государства. Такие как Конституционный Совет, Министерство иностранных дел, Республиканская Гвардия, Казахстанский институт стратегических исследований, Академия Госуправления и другие. Документы государственных органов дополняются документами политических и общественных организаций: Народно-демократической партии «Нур Отан», Социалистической партии, Всемирной ассоциации казахов, Казахстанского добровольного общества «Адилет», национально-культурных центров.

– Документы какого времени хранятся у вас в Архиве? Сколько ему лет?

– В этом году Архиву Президента РК исполняется 25 лет. В хранилищах Архива Президента отложились документы не только периода независимости Казахстана, но также документы политической истории республики, начиная с 1918 года, так как, в свое время, в его состав вошла та часть архивного фонда Коммунистической партии Советского Союза, хранение которой осуществляли Сектор партийного архива Института истории партии при Центральном Комитете Коммунистической партии Казахстана и Архив Алма-Атинского обкома Коммунистической партии Казахстана. По состоянию на 1 января 2019 год в Архиве насчитывается свыше 810 524 796 тыс. единиц хранения за 1918–2013 гг. Наряду с официальными документами в Архиве отложились уникальные коллекции визуальных источников.

– А что это такое – визуальный источник?

– Это один из прямых источников, когда говорящий зрительно наблюдал данную ситуацию. Например, фотографии. В силу своей направленности Архив Президента РК не ориентирован на создание всеобъемлющей фотографической источниковой базы. Однако в наследство от предшественников он получил комплекс фотоальбомов, состоящий из 69 единиц хранения, и фототеку, включающую 551 позитив. Последняя была сформирована в 1960–1980-е годы. в ходе работы над документальными изданиями и воспоминаниями ветеранов партии, комсомола, Великой Отечественной войны.

Фотодокументы по истории Казахстана дореволюционного периода, имеющиеся в АП РК, как правило, являются репродукциями с позитивов, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга. Документы советского периода представлены позитивами, собранными архивистами из личных архивов непосредственных участников событий. В них сосредоточена информация о промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, об общественно-политической жизни, образовании и культуре Казахстана. Отдельными темами выделены группы фотодокументов по партийной печати 1920–1930 годов ХХ века, по Балхашскому горно-металлургическому комбинату, архитектуре городов республики и портретные снимки советских государственных и партийных деятелей. В 1997–2000 годах в Архиве появилась электронная фототека, созданная на базе личных архивов потомков репрессированных. В последнее десятилетие появилась и такая тема как история повседневности, которая отражена на вклейке сборника воспоминаний и документов «Казахстан – Украина: дороги и перекрестки. 1917–2008 гг.». Например, «Учителя школы № 5 города Алма-Аты на сенозаготовке… Алма-Атинская обл. 1933 г.»

На практике случается так, что не существует иных свидетельств, кроме фотодокументальных. Для исследователей это определяет уникальность последних. У биографов, журналистов, архивистов, ученых появляется возможность расширения и углубления источниковой базы работ, посвященных разнообразной тематике, начиная со второй половины XIX в., то есть с момента появления фотодокументов.

– Я знаю, что в Архиве есть документы Центрального Комитета комсомола Казахстана.

– В Архиве действительно имеются уникальные документы по истории комсомола. В прошлом году, когда страна отмечала его столетие, эти фонды были востребованы. К сожалению, последнее время к первоисточникам по комсомолу обращаются не так часто. На самом деле в фонде можно ознакомиться с рядом интересных сюжетов: как например, переписка о восхождении комсомольцев-альпинистов на пик Хан-Тенгри (1936 г.), культпоходе о переходе казахского языка на латинскую графику, создание молодежных организаций, шефстве пионерской организации Украины над Казахстаном, комсомола Казахстана – над воинскими частями и ревкомом Монголии, участие комсомольцев в войне или такому движению, как студенческие строительные отряды. Если этими документами заниматься серьезно, можно написать немало исследований.

– Добавлю: и не просто написать исследования, а кое-что очень нужное и полезное возродить в нашей жизни. Я знаю, что в России, например, сейчас возрождаются студенческие строительные отряды.

…Когда я писала свои книги, посвященные истории ТЮЗа, вы, Евгения Викторовна, предоставили мне интересные материалы из архива.

– Да, еще в конце 1990-х, выявляя документы по Великой Отечественной войне, обнаружили письмо Наталии Сац одному из первых руководителей Казахстана Жумабаю Шаяхметову. Наталия Ильинична просила об оказании помощи в открытии на территории Казахстана первого детско-юношеского театра. Уже после публикации статьи в республиканских СМИ был выявлен фотоальбом, посвященный истории создания театра. Визуальные источники: первые программки, пригласительные билеты, оформление старого здания ТЮЗа и, пожалуй, самые трогательные из них, отклики, письма, в которых дети делились впечатлениями о просмотренных спектаклях. Благодаря этим источникам мы смогли восстановить дополнительные сюжеты по истории любимого театра.

– Над какими исследовательскими проектами работает Архив?

– Проблемы, находящиеся в центре внимания исследовательской деятельности определяются, как и во всяком другом архиве, составом и содержанием его документов. Темы во многом определила внутренняя политика Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, когда были подписаны указы «Об объявлении 1997 года Годом общественного согласия и памяти жертв политических репрессий», «Об объявлении 1998 года Годом народного единства и национальной истории», «Об объявлении 1999 года Годом единства и преемственности поколений», «Об объявлении 2000 года Годом поддержки культуры», инициированы разработки программ «Культурное наследие», «Рухани жангыру»». В соответствии с указами подбирался и блок тем исследований. Одни из последних работ по проектам были презентованы на Х Международном форуме Ассамблеи народа Казахстана «Память во имя мира» (г. Нур-Султан, май 2019 г.) – две книги, подготовленные Архивом – «Из истории депортаций. Казахстан. 1939–1945 гг.»; «Материалы Международной научно-практической конференции «История. Память. Люди», отражающие вопросы и проблемы, связанные с эвакуацией людей, промышленных объектов, учреждений культуры в связи с трагическими событиями Второй мировой войны. Надеемся, что данные издания внесут определенный вклад в изучение формирования многонационального состава населения Казахстана и создание интерактивной карты «Народ Казахстана».

– Какие шаги предпринимаются Вашим Архивом по программе «Архив – 2025», обозначенной в статье Первого Президента РК Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи», о расширении источников пополнения Национального архивного фонда.

- Зимой 2019 года в Архиве состоялось мероприятие, посвященное 75-летию снятия блокады Ленинграда, на котором на государственное хранение был передан особый раритет военного времени – подшивка газеты «Отанды қорғауда», которая долгое время бережно хранилась в семейном архиве Туймебая Ашимбаева. Издавалась газета с 1 ноября 1942 г. 2 раза в неделю для воинов-казахстанцев, как приложение газеты «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Более 1000 листов газетных материалов, 600 фотографий содержат статьи и публикации военных корреспондентов о подвигах воинов-казахстанцев, письма с фронта и тыла, художественные произведения известных советских писателей и поэтов. Данная подшивка – новый практически неиспользованный историками войны источник.

– Евгения Викторовна, как вы думаете, интересно было бы в вашем архиве побывать педагогам?

– На мой взгляд, каждый архив уникален по-своему для заинтересованного исследователя. В свое время, совместно с Казахстанским историко-просветительским обществом «Адилет», Институтом истории и этнологии им. Ч. Валиханова Архив подготовил издание «Человек в истории. Казахстан – ХХ век». В сборнике собраны работы победителей Казахстанского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников, посвященные узловым моментам истории республики: коллективизации, голоду 1930 годов, политическим репрессиям как против отдельных личностей, так и против ряда этносов Советского Союза, высланных в Казахстан, участию казахстанцев в Великой Отечественной войне, истории заводов, истории родного края. Общая сквозная тема всех работ – судьба конкретного человека в стремительном потоке истории, его повседневная жизнь. Своего рода коллективная память старшего поколения, записанная их потомками. И вот в такой ситуации педагогам, курирующим исследовательские работы учеников, было бы актуально обращение не только к учебникам, но и к первоисточникам, то есть к архивам.

Для учащихся средних школ и педагогов проводятся историко-документальные выставки, экскурсии, лекции, также архивисты по приглашению проводят открытые уроки в школах.

– Как я знаю, Ваш архив собирает историю коллективной памяти. Что это такое?

– Благодаря участию в исследовательских проектах, архивистам удалось пополнить Национальный архивный фонд коллекциями так называемой устной истории – коллективной памяти. И если наши предшественники записывали воспоминания только той части общества, которая была абсолютна солидарна с правящим режимом, то нашему поколению пришлось уже работать и с теми, кто в свое время позиционировался властью как «социально-опасные элементы», - репрессированными, спецпоселенцами, бывшими военнопленными. Один из примеров «коллективной памяти» – издание «Казахстан – Украина: дороги и перекрестки», составленное на основе воспоминаний как отложившихся в государственных архивах, так и написанных специально для книги. По текстам, автобиографиям и другим документам можно проследить, как грандиозные политические события отразились на судьбах рядовых жителей конца 20 – начала 21 века.

Архивистам удалось собрать и уникальную коллекцию фотографий. На сайте Архива в рубрике «Виртуальные выставки» на одной из фотографий вы можете увидеть немцев, иранцев, евреев и греков в украинских вышиванках – все они одна семья из поселка Пахта-Арал бывшей Южно-Казахстанской области. Люди женились, рожали детей, дружили и никто не выяснял, кто какой национальности. Все – семья. Попавшие в Казахстан по воле случая, зачастую печального, здесь они обрели дом и родину.

– Думаю, особенно важно знать историю подрастающему поколению.

– В последнее время Архив активно работает совместно с Дворцом школьников г. Алматы. Например, когда проходят такие мероприятия как День Победы, Архив Президента представляет выставку, лекционный материал. Приходят школьники, фондообразователи Архива – ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла. Ко Дню благодарности, 1 марта, помимо историко-документальной экспозиции Архива, представители республиканских этнокультурных центров устраивают ярмарку по типу этнографической деревни…

Документы востребованы совершенно для разных возрастных категорий. Учителя, обращаясь к первоисточникам, могут писать исторические эссе. Так, например, в прошлом году преподаватель с учеником, взяв за основу одно из сообщений на конференции по эвакуации, обратились к архивным документам и подготовили исследование о писателе еврейского происхождения. Результат: победа в конкурсе, награда – поездка в Израиль. К работе в Архиве допускаются с 18 лет, поэтому школьник работал совместно со своим наставником – педагогом. Мы рады, что творчество архивистов пошло в народ, что к документам обращается не только узкий круг ученых, которые занимаются историей ХХ века, но и школьные учителя и их ученики

– Многие люди сегодня пытаются восстановить свою семейную историю, разыскать своих родственников. Здесь вы помощники?

– Действительно, в последнее время подобные обращения поступают все чаще. Архивисты участвуют в создании баз данных. С 2006 г. Архивом открыт доступ исследователей к БД: «Именной каталог», «Именная картотека» и другим. Тогда же началось создание электронной фототеки и тематического каталога к фотодокументам.

Пишут исследования по персоналиям. Написан ряд методик алгоритма поиска, исследования по архивной эвристики. Реконструировать историю рода можно, для этого необходимо приложить максимум усилий и кропотливого труда. Читальный зал Архива Президента, Архива – политической истории ХХ века открыт для исследователей.

– Ваши ближайшие планы.

– Совместно с коллегами из России, Киргизии, Узбекистана, Белоруссии архив активно готовится к Юбилею Победы в 2020 году. Великая Отечественная война – одна из многих трагических страниц истории советского государства. Страница, заполненная самоотречением, жертвенностью, готовностью к ежедневному, ежечасному подвигу во имя высшей цели – свободы. Для Казахстана война оказалась мощным катализатором в процессе, наметившемся в первое предвоенное десятилетие – индустриализации. На базе эвакуированных предприятий в республике возникли машиностроение, станкостроение, черная металлургия, оборонная промышленность. За короткий срок перебазированные заводы и фабрики стали составной частью единого организма военной экономики страны. В сочетании с неисчислимыми естественными богатствами эвакуированные предприятия превратили восточные районы в мощную линию экономических укреплений, в несокрушимую крепость обороны. Война пополнила и человеческие ресурсы Казахстана: в те годы в республику прибыли высокообразованные, квалифицированные кадры, многие из которых навсегда связали свою жизнь с Казахстаном.

– Спасибо за интервью, Евгения Викторовна. Как тут не вспомнить знаменитые строки Расула Гамзатова, которые так любила Наталия Сац: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Будем помнить наше прошлое.

Интервью брала Людмила Мананникова.

На фото:Учителя школы № 5 г. Алма-Аты на сенозаготовке. Алма-Атинская обл.. 1933 г.

Категория: История | Добавил: collegy (2019-06-07)
Просмотров: 89 | Комментарии: 1 | Теги: Евгения Чиликова, Архив Президента РК | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2020-05-25, 2:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru