Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Разработка урока по теме "Памятники архитектуры", 5 класс
Тема: Памятники архитектуры.

Цели: образовательные – дать учащимся общие знания об архитектуре, а также о развитии архитектуры в Казахстане в средние века, об особенностях архитектурных памятников,
развивающие - развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины,
воспитательные – на основе сравнения лучших образцов средневековой архитектуры с современными сооружениями повысить интерес к архитектуре, дать эстетическое воспитание.

Тип урока: комбинированный.
Наглядности: карта Казахстана, слайды мавзолеев, использование интерактивной доски, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
1. Работа по карточкам.
2. Игра «Кто первый ответит».
- Когда родился Абай?
- Когда родился Ибрай?
- Что открылось в городе Семипалатинске в 1883 г.?
- Произведение каких русских писателей Абай переводил на казахский язык?
- В 1879 г. Ибрай стал инспектором. В этом же году было в его жизни еще одно событие. Какое?
- К чему призывали стихи Абая?
- Какие языки знал Ибрай Алтынсарин?
- Какие события подорвали здоровье Абая?
3. Кроссворд.

III. Объяснение материала.

Какое слово выделено в кроссворде?
Что вы понимаете под словом «архитектура»?
Архитектура – в переводе с латинского языка «строительное искусство». Оно подразумевает строительство высотных красивых архитектурных сооружений, поостренных по сложному проекту. Но давайте вспомним самые первые постройки. Каким было жилище первых людей? Где они жили?
В древности у первобытных людей не было таких красивых домов как сейчас, они жили в пещерах. Но с развитием орудий труда и видов хозяйства они постепенно научились строить дома. Первые жилища – это землянки. Что такое землянка? (слайд № 1).
Для строительства землянок использовали дерево и камни в качестве материала. В связи с развитием кочевого хозяйства была изобретена разборная юрта – жилище кочевников. ( слайд № 2). Расскажите о юрте. Чем удобна юрта для кочевников?
Первые юрты появились в бронзовом веке. Одной из разновидностей древнего жилища являлся - куйме. (слайд № 3, 4). Это повозка с установленной на ней юртой, или по-другому говоря «юрта на повозках». С появлением государства и развитием экономики развивается и строительство, архитектурное строительство. архитектурное искусство на казахской земле начинается с бронзового века. Самые первые постройки называются «дын» или «уйтас».
«Дын» - разновидность зодчества, в виде юрты, стены которой были выложены из камня. Обычно дыны сооружали на месте захоронения. Например дын «Козы Корпеш и Баян Сулу». (картина) Высота 12 метров. Точных данных когда был построен нет. Но предполагается, что до распространения ислама. Расположен на левом берегу р. Аягуз в нашей области.
В средневековье было построено много дворцов, мечетей. Некоторых из них до сегодняшнего дня сохранены как историко-культурные памятники. Некоторые памятники были посвящены знаменитым людям. Для строительства использованы долговечные материалы. Например, камень, кирпич и т.д.
Одим из таких сохранившихся памятников является мавзолей «Айша Биби». (слайд № 4, 5, 6, 7, 8) этот мавзолей построен в XI – XII вв. он расположен в 18 км от Тараза. Мавзолей снаружи полностью покрыт орнаментом. Это уникальный памятник. Пространственное построение представляет собой кубическую форму. Памятник Айша-Биби является своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана. Это мавзолей поострил Карахан. По преданиям это легенда о любви и преданности Айша-биби Карахану. Она была дочерью знатного богача Хаким-Ата (ученик Ходжа Ахмета Йассауи). 16 летнюю Айшу Карахан полюбил с первого взгляда и она его тоже. Но ее отец не дал своего благословения. Опечаленный юноша уехал в родные края. Айша собралась в дорогу, но не доехала. По дороге у реки ее укусила змея. Карахан не успел. Тогда он приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной мавзолей, тем самым, вписав имя Айши в вечность.
Мавзолей Бабджа-Хатун (слайд № 9, 10, 11) .
Это была няня Айша Биби, которая была до конца ее жизни предана ей. И после смерти она была рядом и ухаживала за ее могилой. Насколько она была предана. И после смерти Карахан похоронил ее рядом с Айшой Биби и тоже воздвиг ей мавзолей. Сам мавзолей интересен своим архитектурными формами и декоративным оформлением. Мавзолей представляет себя прямоугольник. Стены сложены из кирпича. Интересен гофрированный купол, 16-гранный, очень редкий.
Мавзолей Карахана (слайд № 13).
Представитель династии Караханидов. Карахан аулие оставил большой вклад в истории народа. Он являлся одним из основателей Караханидского государства. Благодаря его убеждению целый народ примет Ислам. Этот памятник тоже расположен неподалеку от Тараза. Снаружи он обложен кирпичами. В начале XX века он был заново отстроен.
Мавзолей Жошы хана.(слайд №14,15)
Жошы хан (1187-1227) сын Чингисхана. Прадед и основатель династии казахских ханов. Умелый и храбрый полководец. Мавзолей расположен в 40 км от города Жезказган, на берегу р. Кенгир. Сооружен в XIII в. из кирпичей.
Мавзолей Алаша хана.(слайд № 16, 17, 18, 19)
Самый великий памятник казахского ханства. Что вы знаете о Алаше хане? Время правления относится к 4-3 тыс. до н.э. Алаша с детства пережил много испытаний и тягот, а затем, приобретя огромный жизненный опыт стал заниматься государственными делами. При Алаше хане появилось деление на 3 жуза. Мавзолей – архитектурный памятник X – XI в. расположен на правом берегу р. Каракенгир в Жездинском районе Жезказганской области. Автор неизвестен. Памятник сделан в форме куба, над которым возвышается купол. Спереди арочная П-образная ниша. Стены украшены геометрическим, елочным орнаментом. Орнамент типа «кереге» - связь с юртой. Внутри имеется лестница, которая поднимается вверх. По легенде этот мавзолей построен по приказу Касыма.
Мавзолей Арыстан Баб (слайд № 20, 21, 22)
Баба- это наставник, учитель. Арыстан Баба – великий наставник и учитель. Ученик пророка Мухаммеда. Согласно легенде баба прожил около 800 лет, взяв обязательство у пророка передал «аманат» (поручение, просьба, которое нужно обязательно выполнить) Кожа Ахмеду Йассауи. Он много путешествовал, объездил весь мир, изучил 33 религии. Приняв Ислам, всю свою жизнь посвятил изучению и обучению заповедям Корана. Мавзолей был построен в XII в., в честь учителя Кожа Ахмеда Йассауи. Неоднократно подвергался разрушению. Вновь был возведен в начале XXI в. находится около Отрара. Построен из жженного кирпича. Это сочетание гробницы и мечети. Группа помещений мечети (молитвенный зал, библиотека, комнаты сторожей и паломников) расположена в правой части здания. Группа помещений гробницы (состоит из 2 комнат) расположен в левой части здания.
Мавзолей Ходжа Ахмета Йассауи. (слайд № 23, 24, 25)
Это мавзолейный комплекс. Ходжа Ахмета Йассауи родился в районе Отрара, древнем городе Испиджаб в 1093 или 1094 г. Древняя легенда гласит, что пророк Мухаммед собрав учеников поручил передать аманат человеку, который продолжит его учение. Ходжа Ахмета Йассауи с раннего детства были присущи сверхъестественные качества. С учителем Арыстан баб совершает первый хадж в Мекку. Возвратившись на родину основывает свою суфистскую общину. Сам жил просто и скромно, трудился наравне с простолюдинами, не терпел излишеств, осуждал гордыню, алчность. В память об умершем пророке Мухаммеде в 63 года поселился в подземной келье около мечети и прожил там 10 лет. И оттуда давал наставления своей семье и ученикам. Мавзолей построен в XIV в. по приказу Эмира Тимура в Туркестане в 1399-1404 г. Это целый комплекс. Высота 40 м. в нем 35 комнат. Посередине здания высокий купол. Внутри мавзолея стоит большой жертвенный котел – тайказан. Ширина 46,5 м., длина 65 м. высота главного портала 40 м. толщина наружных стен 2 м. имеется библиотека, баня. Сюда приезжают паломники. Это место является священным для мусульман. Мавзолей является пантеоном.
Пантеон – в переводе с древнегреческого – «место обитания богов». Здесь захоронены многие казахские ханы и государственные деятели: Жолбарыс-хан, Есим-хан, Абылай-хан, Бабыр-хан правнук эмира Тимура, Казыбек-би, Жанибек-батыр и др. мавзолей включен в Красную книгу ЮНЕСКО.
Со временем на казахской земле начали появляться новые образцы строительства, в архитектуре произошли изменения. Это происходит, потому что изменяется хозяйственный строй, политическая ситуация. Но пусть прошло много лет, эти памятники не изменились. Наша задача: охранять их, сохранить для потомков, потому что это наша история.
Сегодняшняя архитектура отличается от прежних. Но в некоторых случаях сохраняются элементы средневекового строительства.

IV. Закрепление.
1. Как строились жилища в древности?
2. Что такое архитектура?
3. Что такое куйме?
4. Какие постройки относятся к постройкам «Дын»?
5. С какими архитектурными постройками вы сегодня познакомились?
6. Какой мавзолей вам больше запомнился?
7. Дома придумайте архитектурное сооружение будущего

V. Домашнее задание. Параграф 39.

Категория: История | Добавил: Мира (2011-01-18) | Автор: Толеубаева Сауле Балтабековна E
Просмотров: 11678 | Комментарии: 6 | Теги: разработка урока 5 класс, История, памятники архитектуры, культура | Рейтинг: 1.8/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 7:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru