Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

О необходимости исторических знаний обществу
На научно- практическую конференцию

Касымов Ербол Аскерович
учитель истории и обществознания
Самарской СОШ
Абайского района
Карагандинской области

Сообщение по теме: «О необходимости исторических знаний обществу»

Это надо не мертвым
Это надо живым
А.Т. Твардовский

Ни одно поколение не начинает свою взрослую жизнь c чистого листа. Каждое вступает в нее, усвоив в той или иной степени опыт прошлого, так или иначе, опираясь на него в своей повседневной практике. Исторические знания составляют необходимый элемент всякого образования, давая каждому поколению не только известную сумму знаний о прошлом, но и прививая определенную систему ценностей, как ориентир в настоящем. Вот почему историческим знаниям принадлежит столь значительное место во всей системе просвещения и воспитания.
Ведущим стимулом в обращении к истории всегда было стремление извлечь из знаний о прошлом нечто полезное для настоящего. Это полезное могло пониматься по- разному: от воспитания молодежи на героических подвигах предков и до извлечения уроков из примеров прошлого своих злодеяний.
Как бы там не было, неизменным остается одно - обращение к прошлому всегда мотивированно «злобой дня» и направлено на удовлетворение общественных потребностей. А раз так, то интерес общества к своему прошлому всегда рождает определенные вопросы к нему. Этим, в конечном счете, и определяется необходимость исторических знаний, их востребованность и актуальность для общества.

О предмете и задачах истории как науки.
Понятие « история» принадлежит к числу древнейших понятий. В переводе с древнегреческого оно означает развертывание, расспрашивание, узнавание и первоначально относилось к любым видам познания окружающего мира.
Среди утвердившихся в современном языке множества значений этого слова нас интересует одно, а именно: история- это прошлое. Следовательно, исследования явлений и событий прошлого, в их взаимосвязи и последовательности собственно и составляет предмет истории как науки. Историческая наука выделяет только наиболее значительные из них, оказавшее существенное влияние на развитие человеческого общества. Например: вторжение монголо - татар в значительной степени изменило характер и направленность социально- экономических, политических и этнических процессов на большей части Евразийского материка. Следовательно, мы вправе рассматривать монголо- татарское нашествие как существенное, оказавшее значительное влияние на развитие Казахстана и сопредельных с ним стран явление.
Иными словами история как научная дисциплина не претендует на отражение всего того, что происходило в прошлом. Она лишь отбирает множество явлений и событий прошлого те, которые в своей совокупности дают возможность проследить в общих и основных чертах весь пройденный человеческий путь.
Предмет истории как науки всегда конкретен и ограничен определенными пространственно- временными рамками. Иначе говоря нет истории «вообще». Подобно другим наукам, историческая наука имеет свою внутреннюю специализацию и хронологическую периодизацию. Например, история Казахстана, история средних веков, или скажем история Итальянского возрождения.
Мы уже говорили выше, что историческая наука не претендует на отражение всего, что было в прошлом. Следовательно, наши знания о прошлом всегда будут не совершенны. Поэтому одной из ключевых задач истории как науки собственно главным ее предназначением является совершенствование наших знаний о прошлом, способствующее формированию в обществе представлений наиболее адекватно отражающих прошлую действительность.

О специфике познания исторического процесса
История - одна из труднейших наук.
Она хочет быть и самой объективной и самой
субъективной одновременно… Если бы историк
не был членом современного общества, он совсем
не мог бы судить о прошлом общества, т.е без
известной субъективности не было бы объективности
А.И. Неусыхин.
Прежде чем продолжить дальнейшее изложение введем в наше повествование некоторые необходимые определения. Итак: исторический процесс – это прошлая действительность, которая отражает деятельность преследующих свои цели людей (субъективный фактор), а так же объективные, т.е не зависящие от воли людей обстоятельства и результаты этой деятельности (объективный фактор).
Исторический факт- это фрагмент прошлой действительности (явление или событие прошлого) определяющим свойством исторического факта является его объективная реальность и хронологическая завершенность. Например, Великая Отечественная война, взятие Бастилии, или скажем смерть Сталина.
Исторические источники- это все то, что непосредственно отражает исторический процесс, т.е то на основании чего создаются представления о прошлой действительности (орудия труда, погребальные сооружения, монеты, рукописи, надписи, литературные произведения и т.д) словом исторические источники – это все то, посредством чего устанавливаются исторические факты. Исторические источники бывают письменными и вещественными.
Выше мы отметили, что предмет истории как науки составляют существенные явления в жизни общества. Однако понятие «существенные» лишено однозначного содержания. В каждой системе ценностей имеются свои критерии, различающие явления существенные и несущественные.
Вкладывая собственный смысл в понятие «существенные», историк тем самым воплощает свое понимание исторического процесса. Это понимание естественно изменяется вместе с обществом, в котором живет историк Каждая эпоха создает свое собственное представление о прошлом. Понятие «существенного» в истории по- разному понималось во времена Геродота (V в. до н.э), Тацита ( I в. до н.э), или скажем Вольтера ( XVIII в) неодинаково оно понимается и в одну и ту же эпоху в различных идеологических системах ( К.Маркс, М.Вебер). Именно это разнообразие в понимании « существенного» в истории способствует объективному познанию исторического процесса, который предстает перед нами в различных аспектах, а значит и наиболее полно.
Историк, включая исторический факт в определенный причинно- следственный ряд, придает ему известный смысл. Этот смысл отражает взгляды (точку зрения) историка, на данное явление или событие. Поэтому у исследователей придерживающихся различных точек зрения один и тот же исторический факт может получить разную трактовку и соответственно приобрести разное порой диаметрально противоположное значение. Например, захват большевиками во главе с Лениным власти в октябре 1917 года в советской официальной науке трактовался, как событие всемирно- исторического значения, как начало нового этапа в развитии человечества, в то же время в западной науке этот исторический факт получил совершенно иную интерпретацию, как узурпация, т.е незаконный захват власти лево- радикальными силами, ввергшими страну в пучину гражданской войны, голода и разрухи. Очевидно, что подобные расхождения в трактовке тех или иных исторических фактов происходит в силу того, что объект исследования историка имеет принципиально иную, чем у представителя естественных наук природу. Историк, в отличии от физика, химика или биолога ,лишен возможности непосредственно наблюдать объект своего исследования. Историк воссоздает прошлую действительность исходя из своих представлений о ней. Следовательно, именно трактовка вносит в познание исторического процесса тот субъективный элемент, без которого он попросту не возможен. Иными словами, познание исторического процесса не может быть абсолютным, объективным, в нем всегда будет присутствовать субъективное начало, отражающее систему взглядов историка на данный исторический факт. В этом и заключается особенность познания исторического процесса, его специфика, отличающая историю как науку от других отраслей научного познания.

Категория: История | Добавил: Erbol (2011-03-27) | Автор: Касымов Ербол Аскерович E
Просмотров: 1703 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 8:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru