Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

"Демократия и демократический политический режим"
1. ПРЕДМЕТ: основы обществознания
Класс: 11 , гуманитарное направление
Тема урока: Демократия и демократический политический режим
Цель урока: правовое воспитание учащихся
Задачи урока:
- знать определение термина "демократия", основные принципы демократического строя и правового государства, понимать значение демократических прав и свобод в жизни общества;
- совершенствовать навыки и умения учащихся при работе в группах;
- воспитывать свободолюбие, гражданственность и коллективизм.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: интерактивные, "мозговой штурм", "каждый учит каждого", просмотр фрагмента из м/ф, работа в группах.
Оборудование, наглядность, ТСО: телевизор, DVD-плеер, плакаты, маркеры.
Дополнительная литература: "Что такое демократия" (Информационное агентство США, 1991 год), "Стратегия обучения демократии" (Честер И-Финн младший, 1996 год)

План урока.

1. Мотивационно-целевой этап.
а) Вступление
б) Мотивация, тема урока, цели для уч-ся

2. Содержательно-обобщающий этап.
а) Игра "Ассоциация"
б) "Каждый учит каждого"
в) "На пути к правовому государству"
г) Закрепление: 1. Определение признаков демократического государства.
2. Тестирование.

3. Рефлексивно-оценочный этап.
а) Подведение итогов
б) Домашнее задание
в) Рефлексия.

1. На первом этапе урока я привожу слова одного из отцов-основателей США Томаса Джефферсона: " Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Ставлю цель урока: углубить знания о демократии, правовом государстве и к концу урока четко знать основные принципы демократии и антидемократии. На этом же этапе урока класс делится на группы в соответствии с цветом бэйджика (группы распределяются так: синие - вода, голубые - воздух, коричневые - земля, красные - огонь).
2. На втором этапе начинаем с игры "Ассоциация", суть игры в том, чтобы используя свои знания о демократии, группы поочередно называют слова-ассоциации со словом "демократия". В итоге мы получим солнце с лучами, где основание-это "демократия", а лучи - это ее признаки.
Следующим этапом методом игры "Каждый учит каждого" рассматривается вопрос о демократии и ее признаках. Информация делится на части и каждая из групп получает одну из частей, затем в течение определенного учителем времени знакомится с ней в своей группе, потом 3 спикера от каждой группы идут по одному в другие группы, где знакомят учащихся других групп с полученной информацией.

Материал для групп:

Первая группа: Само слово демократия греческого происхождения и означает "власть народа". Впервые это слово использовал Геродот. В политике этот термин трактуется по-разному: а) под демократией понимается система общественной жизни, в которой все действия человека совершаются по его доброй воле; б) демократией называют форму государства противоположную монархии; в) демократия понимается как идеальная модель строения общества основанная на ценностях свободы, равноправия и защиты прав человека. Из этого можно сделать вывод, что демократия есть форма государственно-политического строения общества, признающая народ источником власти и основанная на принципах равенства и свободы.

Вторая группа: В качестве исторических форм демократического обустройства общественной жизни можно назвать Афинскую демократию, Римскую республику, средневековые городские демократии, парламентские формы правления в Англии, США и т.д. Для Афинской демократии были присущи следующие институты демократии: верховная власть находилась в руках Народного Собрания, где рассматривались вопросы внутренней и внешней политики; в качестве исполнительного органа избирался Совет Пятисот; важным шагом на пути к демократии было назначение Народного Суда.

Третья группа: Современные демократические режимы, хотя восприняли и сохранили многие традиции истории демократии, тем не менее все более отходят от нее. В этой связи в современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий: либерально-демократической и радикально-демократической, сформулированной классиками политической мысли XVII-XIX в.в. - Локком, Монтескье, Руссо, Кантом. Кроме этого, сейчас распространены идеи - плюралистическая, консенсусальная, конкурентная и др.

Четвертая группа: Согласно либерально-демократической теории, основывающейся на праве отдельного человека, общество трактуется как сумма свободных индивидов, а общественный интерес - как общий интерес всех индивидов, т.е. индивид ставится выше общества, а право выше общественного блага. Радикально-демократическая теория, основывающаяся на праве общества, общество ставится выше индивида, а общественное благо выше права индивида.

Следующий этап урока «На пути к правовому государству». У каждой группы на столе лежат плакаты со схемой маршрута. Задача групп заключается в том, чтобы подписать те принципы демократии или правового государства, которые будут помогать достичь цели и те принципы тоталитаризма которые будут мешать это сделать. При этом каждая группа путешествует на том виде транспорта, который соответствует цвету бэйджиков и стихии этого цвета - 1)синий - вода на корабле, а помогают им дельфины, мешают акулы; 2) красный-огонь на ракете, помогают звезды, мешают метеориты; 3)голубой - воздух на самолете, помогают облака, мешают тучи; 4)коричневый - земля на машине, помогают разрешающие, мешают запрещающие знаки. По истечении времени группы проводят презентацию и делают выводы.

Закрепление материала я провожу двумя методами:1) учащиеся просматривают фрагмент м/ф "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Задача состоит в том, что надо найти в увиденном принципы демократии и тоталитаризма; 2) проводится разноуровневый тест:
Приведу задания одного из вариантов-
I уровень: 1. Этот политический деятель утверждал, что демократия это управление людей людьми для людей: а) Вашингтон; б) Джефферсон; в) Линкольн ; г) Клинтон; д)Рузвельт
2. Решающим шагом афинской демократии, по мнению Аристотеля, было назначение: а) Народного Собрания; б) Народного Суда; в) Стратега; г) Народного трибуна.

II уровень: 3. В современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий:
а) либерально-демократической и радикально-демократической;
б) радикально-демократической и социалистической;
в) либерально-демократической и консесусальной;
г) социалистической и консесусальной;
д) радикально-демократической и плюралистической .

III уровень: 4. Продолжите предложение:
Деятельность институтов государственной власти должна основываться на принципе__________________________

3. На третьем этапе урока проводится рефлексия как учащихся в отдельности, так и группы в целом.
А) Вопросы для индивидуальной рефлексии:
Что я узнал нового о демократии?__________________
Чему я научился на уроке?_______________________________
Б) Режим оценки деятельности групп проходит по следующей таблице:

Оценка работы Фактическое количество баллов
1. Режим работы группы
Спокойный 0
Средний +20
Жесткий +40
2.Креативность группы
Отсутствие нового -50
Нововведение +100
3. Активность работы группы
Не участие 1 члена -50
4. Корректность
1 конфликт -25
5. Стиль общения
Дружеский +20
Напряженный 0
Диктат -15
Враждебный -30

Восточно-Казахстанская область
Бородулихинский район
ГУ «Новопокровская средняя школа»

Демократия и демократический политический режим.
(показательный урок на областной конкурс «Учитель истории 2008 год)
Провел учитель истории 1 категории
ГУ «Новопокровская средняя школа»
Бородулихинского района, ВКО, Казахстан
Муканов Арман Шамшиденович

Прошу вас выслать сертификат о публикации разработки

Категория: История | Добавил: ленин (2011-04-14) | Автор: Муканов Арман Шамшиденович, учитель
Просмотров: 3968 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 10:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru