Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Лессер С.К.,учитель истории СКО, г.Тайынша
Учитель: Лессер Светлана Казимировна
СКО, Тайыншинский район, г.Тайынша СШ №4
Тема: Культура Древнего Китая.
Цель: сформировать представление о культуре древнего китайского общества, философском учении Конфуция, достижениях в науке и искусстве, используя активные формы обучения и информационно-коммуникационные технологии.
Задачи:
освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей;
формирование исторического подхода к событиям;
создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 6 классов.

развитие исторического и логического мышления;
развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
развитие самостоятельности;
развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
развитие творческих способностей учащихся;

воспитание уважения людей друг к другу, приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории Китая.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: культура, иероглифы, Паньгу, Сыма Сянжу, Конфуций, Сыма Цянь, компас, сейсмограф, чай, звездные карты, бумага.
Основные результаты обучения:
1. Изучая развитие китайской письменности и литературы, учащиеся получают представление о многогранности исторического прошлого Древних цивилизаций.
2. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретаю опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
3. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература, Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
4. Экспресс-опрос, в виде тестового задания с применением компьютерной программы, используемого в начале урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала прошлой темы.
5. Выполнение практической работы развивает творческие способности учащихся, мотивирует их к изучению необычных видов искусства.
Структура:
Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;
в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;

г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником.
Система контроля, оценивания:
а) фронтальная работа, опрос;
б) компьютерное тестирование;
в) самоконтроль
Оборудование:
1. Интерактивная доска.
2. Слайд-презентация «Культура Древнего Китая».
3. Конверт с афоризмами Конфуция.
4. Раздаточный материал для практической работы (цветная бумага).
5. Учебник истории Древнего мира для 6 класса (авторы Т. Тулебаев, Р. Кусаинова, М. Дакенов, год издания – 2006)
ХОД УРОКА
1. Вводно-мотивационная часть.
2. Проверка домашнего задания (электронное тестирование).
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5. Итоги урока.
План.
1. Китайская письменность и литература.
2. Конфуций- гений Древнего Китая.
3. Сыма Цянь – отец китайской истории.
4. Достижения науки и искусства.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня наш урок истории посвящен теме: «Культура Древнего Китая» (слайд с темой урока). Нам предстоит продолжить путешествие по Древнему Китаю, которое мы начали на прошлом уроке (слайд с планом урока). Мы познакомимся с китайской письменностью и литературой, научными открытиями и достижениями Древнего Китая. Также встретимся с гениальными мудрецами того времени.
Но прежде давайте вспомним то, что мы узнали на прошлом уроке по истории Древнего Китая. Предлагаю взять в руки джостики и проверить свои знания, которые вы получили на прошлом уроке. Перед вами тестовые вопросы, вам нужно выбрать один правильный ответ. Начинаем тестировании (электронное тестирование на интерактивной доске).

Вопросы тестов:
1. Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам.
А) атлас В) лен С) шелк
2. Как назывался путь, по которому везли продавать шелк из Китая в страны Западной Европы?
А) Степной путь В) Лазуритовый путь С) Великий шелковый путь
3. Главные реки Китая.
А) Хуанхэ, Янцзы В) Инд, Ганг, С) Тигр, Евфрат
4. Где расположен Китай?
А) Средняя Азия В) Юго-восточная Азия С) Северо-Западная Азия
5. Кого в Китае называли “Сыном Неба”?
А) Вельмож В) Наместников С) Царя
6. Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью
А) Чжоу В) Цинь Шихуан С) Ван Ман
7. Для защиты от каких кочевых племен была воздвигнута Великая Китайская стена?
А) Саков В) Гуннов С) Индийцев
8. В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство?
А) 221 г. до н.э. В) 231 г. до н.э. С) 241 г. до н.э.
9. Где проживали первые китайские племена?
А) в верхнем течении р. Хуанхэ В) в среднем течении р. Хуанхэ С) в нижнем течении р. Хуанхэ
10. Призыв восстания «желтых повязок»?
А) Освобождение от налогов В) Равноправие С) Свобода слова
Учитель: Тестирование завершено. Прошу проверить себя. Перед вами правильные ответы.
А теперь продолжаем путешествие по Древнему Китаю (слайд – правильные ответы тестирования).

Первый вопрос плана. Китайская письменность и литература.
Учитель: Мы все хотя бы частично знакомы с китайской письменностью, так как в большинстве пользуемся китайской продукцией. Ответьте, пожалуйста, в виде каких знаков существует китайская письменность?
Учитель: В Китае еще в древности появилась письменность иероглифами ( слайд – иероглиф).
Особенность китайских иероглифов в том, что они пишутся столбцами сверху вниз ( слайд – страница с китайскими иероглифами).
Учитель: Как вы думаете сложно выучить китайский язык? Насколько он сложный?
Ответ ученика:
Учитель: Язык и письменность китайская непростая, но если стараться и его можно выучить.
Как вы думаете, на чем писали китайцы первые книги?
Ответ ученика:
Учитель: Они свои первые книги писали на деревянных досках толщиной 1 см. и длиной от 20 до 40 см. (слайд - деревянная книга).
Вмещалось на доску примерно от 30 до 60 иероглифов, затем доски связывали веревкой. Вот такие тяжелые были первые китайские книги.
Удобные эти книги были для чтения?
Ответ ученика:
Учитель: Поэтому китайцы искали материал, который был бы более удобен для письма. И нашли. Сначала они стали использовать для письма шелк, а потом изобрели бумагу (слайд – древняя бумага).
Китайские древние книги сохранились до наших дней. И одна из них сохранила легенду, которая описывает происхождение жизни на земле ( с.114, чтение легенды по учебнику).
Вопрос учителя: Что говориться в китайской легенде о происхождении мира?
Ответ учеников:
Учитель: Китайская литература известна также прекрасными поэтами, которые воспевали в своих стихотворениях родину. Одним из таких поэтов был Сыма Сянжу, живший во 2 веке до н.э. (слайд – портрет Сыма Сянжу).
Второй вопрос плана. Конфуций- гений Древнего Китая.
Учитель: Ну а теперь нам предстоит знакомство с величайшим гением, мудрецом китайского народа – Конфуцием.
О том, кто был этот человек, и чем он занимался, нас познакомит Мирова Оля. Пожалуйста.
Ответ Мировой Ольги: Конфуций – это великий мудрец Древнего Китая. Годы жизни Конфуция 551-479 год до н.э. Его настоящее имя – Кун Цю. Он очень много учился, читал, глубоко знал обычаи и традиции, песни и литературу своего народа. Также он был знатоком китайского календаря. Но самое главное – это его мысли, которые он высказывал в народе. Они были интересны и понятны людям. Особенно молодежи, которая приходила к нему послушать его мудрые мысли. Они стали считать себя его учениками. Его мысли до сих пор известны во всем мире. Наставления Конфуция дошли до нас через сборник под названием «Беседы и суждения». Я бы хотела сейчас вам прочитать одно из сказаний Конфуция. (Читает легенду о учениках)
Учитель: Спасибо. Что мы с вами узнали о жизни Конфуция?
Ответ ученика:
Учитель: А что говориться в рассказе о Конфуции и трех его учениках?
Ответ ученика:
Учитель: Действительно Конфуций очень много хороших мыслей оставил в истории.
Сейчас, предлагаю вам, разделится на группы по 4 человека и выполнить задание.
Задание: Вам дается высказывание Конфуция. Попробуйте объяснить, как вы его понимаете, к чему призывал Конфуций? Согласны ли вы с высказыванием Конфуция? ( на доске слайд с высказываниями) (время для обсуждения пол минуты).
Высказывания:
1. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей.
2. Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.
3. Молодые люди должны выказывать почтительность к родителям, а вне дома – уважительность к старшим, серьезно относиться к любому делу, любить свой народ и стремиться сблизиться с человечными людьми.
4. Человек может сделать путь великим, не путь делает великим человека.
Ответы учащихся:
Учитель: Например учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком.
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка». (Циновка – ковер, сплетенный из тростника).
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
В наше время эти правила действуют?
Ответы учеников:
Учитель: Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
Обычно китайцы носили халат. У простых людей, они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности.
Император считался «Сыном Неба».
Многие положения из учения современны и сегодня, особенно отношение к старшим и учениям, и я хотела, чтобы вы о них всегда помнили.
Третий вопрос. Сыма Цянь – отец китайской истории.
Переходя к следующему вопросу нашего урока, хочу задать вам вопрос: Кто такой Геродот?
Ответ ученика: Греческий историк. Отец истории.
Учитель: У китайцев был свой «отец истории», которого звали Сыма Цянь. О его жизни и вкладе в историю расскажет Дмитриенко Анна (слайд – портрет Сыма Цяня).
Учитель: Труд Сыма Цяня стал образцом для последующих поколений, как нужно писать историю.
Четвертый вопрос плана. Достижения науки и искусства.
(Появляется слайд, на котором перечислены достижения и изобретения китайцев)
Учитель: Китайские ученые, изобретатели оставили после себя огромный след. Прошу вас внимательно посмотреть на таблицу, где представлены главные достижения и изобретения китайцев. Прошу прокомментировать…

Наука Вычислили продолжительность года (365,25 суток)
Исследовали движение и расположение небесных тел
Создали звездную карту мира
Развитие земледелия Новые способы обработки, орошения и удобрения почвы

Выращивание коконов-шелкопрядов

Впервые стали использовать чай, как лекарственный напиток
Изобретения Компас
Сейсмограф
Бумага
Порох
Шелк

Учитель: Назовите, что изобрели китайцы?
- Какой вывод можно сделать на основании этих данных?
Вывод: Китай своеобразная страна с особой культурой. А достижениями и изобретениями талантливых китайцев мы и весь мир пользуемся и сейчас.
Учитель: Талантом писать красиво, говорить обладают многие, но лишь единицы владеют техникой оригами. Теперь и у Вас появилась возможность приобщиться к этому виду искусства и проникнуться духом Древнего Китая.
Искусство оригами – это изготовление фигурок из бумаги. У вас на столах листы бумаги. Если в древности она была серого или белого цвета, то теперь мы имеем возможность делать цветную бумагу. Выберите тот цвет бумаги, которая отражает ваше настоящее настроение. Предлагаю вам создать своими руками оригами. Главное, чтобы она была сделана от души (слайд с фигурками оригами).
Учитель: Спасибо за работу. Что у вас получилось? Почему именно эту фигурку ты сделал?
Ответы учеников:
Рефлексия.
Игра «Черный ящик». Условия игры: Перед вами на экране появляется черный ящик. Чтобы увидеть, что в нем находится, нужно ответить на вопросы, которые вам будет задавать учитель. Вопросы будут по тому материалу, который мы изучали сегодня. Ответив на вопрос на экране будет появляться ответ из «черного ящика». Самые активные будут награждены хорошими оценками.
Вопросы в «Черном ящике».
1.Как называлась письменность в Китае? (Иероглифы).
2.То, что учтивый китаец снимает с ног при входе в дом. (Туфли)
3.Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
4Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
5.То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
6.Один путешественник, который побывал в Древнем Китае, рассказывал о том, как китайцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
7.Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций).
8. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь?(компас)
Задание на дом по выбору.
Нарисовать рисунок, в котором отразите то, что больше всего запомнили с урока; или составьте свой кроссворд в необычной форме по теме. П.20.
Оценки за урок (комментирует учитель).
Итог урока.
Учитель: Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение :Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта. Изобретениями и открытиями Древнего Китая люди всего мира пользуются до сих пор.
Категория: История | Добавил: DELUX (2011-11-21)
Просмотров: 2195 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 7:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru