Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

"Отрар" урок по истории Казахстана в 5 классе
Урок в 5 классе по истории Казахстана
Автор: Комова Наталья Петровна, учитель 1 категории.
ВКО, город Риддер

Тема: Отрар
Цель: Составить у школьников более широкое представление об истории средневекового Отрара, дать возможность проследить взаимосвязь средневековой городской культуры и культуры современного Казахстана, показать значение казахстанской культуры в общемировом масштабе.

Задачи урока:

Образовательные:
1. Учащиеся должны знать, когда возник и где располагался город Отрар, какова история его существования.
2. Понимать какие функции выполнял Отрар в древности.
3. Оценить вклад истории Отрара в общемировую культуру.
Развивающие:
Развивать:
1. Монологическую речь и аналитическое мышление учащихся.
2. Навыки работы с картографической наглядностью.
3.Умения выявлять причинно-следственные связи.
4. Умения обобщать и делать выводы.
5. Эмоциональную сферу учащихся.

Воспитательные
1. Посредством изучения культурного наследия Казахстана, воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
2. Формировать устойчивый интерес к предмету через создание яркого эмоционального зрительного восприятия культурно-исторических ценностей.
3. Воспитание непримиримости к насилию, жестокости.

Креативная: Развитие интеллекта и творческого потенциала.

Валеологическая: Формирование навыков безопасной работы на компьютере.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя:
- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о древних городах Казахстана. А что именно станет темой нашего урока, вам поможет узнать исторический кроссворд.
Задание:
- Разгадайте кроссворд, вспомнив тему прошлого урока.
Слайды 1-6.

-Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Отрар». Так назывался широко известный на Востоке средневековый город, упоминания о котором содержатся во множестве исторических источников.
В ходе урока вам предстоит узнать:
Слайд 7.

3. План урока.
1. Местоположение Отрара.
2. Функции Отрара в древности.
3. История гибели Отрара.
4. Историческое значение Отрара.


1. Местоположение Отрара
- Давайте же посмотрим, где располагался город Отрар.
Учитель показывает местоположение Отрара на карте. (Слайд 8)
- Посмотрите, на впадении каких рек расположен Отрар? (Сырдарьи и Арыси)
Задание:
- Возьмите контурные карты и отметьте на них местоположение Отрара, подпишите его название.
Работа с контурной картой: Учащиеся заполняют карты. (Слайд 9)

- С первой нашей задачей мы справились.

2. Функции Отрара в древности.
- Сейчас мы попытаемся выяснить, какую роль играл Отрар в древности. (Слайд 10 )
- Как вы думаете, какие занятия развивались благодаря близости больших рек – Сырдарьи и Арыси? (Слайд 11) (Земледелие)
- Вы правы, Отрар был центром земледельческого района. И доказательством правильности нашего предположения служит находка остатков зерна, которая датируется 6-7 веками. (Слайд 12)
- Но земледелие было не единственным занятием жителей. Посмотрите на фотографии с раскопок и догадайтесь, чем еще занималось население города Отрара?
(Слайды14-17) (Ремеслом)
- А значит Отрар центр не только земледелия, но и ремесла. (Слайд 18)
- Еще раз посмотрите на карту:
- Какие горные хребты простираются к востоку от Отрара? (Слайд 19)
(хребет Каратау)
- Горные хребты были естественной крепостью в случае наступления врага со степи, поэтому город, расположенный в предгорьях Каратау был опорной крепостью кочевников, живущих на присырдарьинских просторах. (Слайд 20)
- Посмотрите на изображения находок, сделанных в Отраре. С чем связаны все эти находки? Что их может объединять? (Слайды 21-28) (Связаны с торговлей) (Слайд 29)
- Вы правы, Отрар был центром торговли. Он находился на пересечении торговых направлений Великого Шелкового пути. (Слайд 30)
Сообщение ученика:
В город вело несколько ворот. Днем и ночью текли караваны верблюдов со всех сторон света: (Слайд 31)
• с запада - русские купцы,
• с востока – монгольские и китайские путешественники,
• с юга – арабские торговцы, направляющиеся из Бухары и Шаша (Ташкента),
• с северной стороны – башкиры и якуты.
Эти караваны доставляли в Отрар посуду, ткани, диковинных зверей, сухофрукты, ювелирные украшения и книги.
- Итак, очередная функция Отрара это торговый центр.
- Запишите в тетрадь все, что мы выяснили об Отраре. (Слайд 32)

Задание:
Откройте учебник на странице 90. Прочитайте и скажите, какие функции Отрара мы не указали. (1. Столица 2.Центр культуры)
- Столица – это всегда центр управления регионом или по-другому административный центр.
- А то, что Отрар V-XV веков был центром культуры и науки - бесспорно. Вспомните, какой выдающийся ученый родился в этом городе? (Абу Насыр аль-Фараби). В его имени навсегда осталось упоминание о месте рождения – ведь Фараб это второе название Отрара, которое широко употреблялось в древности.
(Слайд 34)
- Абу-Насыр Аль_Фараби. Чем знаменит этот человек? (Слайд33)

Поиграем в игру «Снежный ком». Напомню условия: каждый желающий называет только по одной заслуге Аль-Фараби, и мы получим его полный портрет.

Ученик:
Но не один Аль-Фараби прославил Отрар. В городе было несколько медресе – так назывались восточные университеты. В них преподавали ученые мужи, посвятившие науке всю свою жизнь. Там изучались такие предметы как география, философия, астрономия. Учащиеся знакомились с произведениями Аристотеля, Платона, Аль-Фараби.
Книги в Отрар привозились со всего света. Они были собраны в городской библиотеке. Отрарская библиотека славилась на весь мир своими редкими и ценными книгами. Много мыслителей взрастила она. Но знаменитая библиотека была уничтожена. Согласно легенде ее сожгли воины Чингисхана. И лишь несколько книг были спасены жителями. Они вложили их в кувшины и закопали в землю. Сегодня в столице нашего государства Астане по решению президента Республики Казахстан ведется работа по возрождению Отрарской библиотеки, разыскиваются и восстанавливаются бесценные древние книги.
- Запишите в тетради недостающую информацию о функциях Отрара. (Слайд 34)

Физминутка.

3. История гибели Отрара.
- За свою длинную историю Отрар неоднократно разрушали, но жители вновь и вновь восстанавливали его. Много легенд и сказаний сложено об истории Отрара. Но наиболее впечатляющей является легенда о разрушении Отрара войсками предводителя монголо-татаров – Чингисхана.
Задание:
- Прослушайте рассказ о гибели Отрара, и подготовьтесь высказать свои впечатления об этом событии.
1-ый ученик:
В начале 13 века, монгольский правитель Чингисхан собрал огромное войско и начал завоевательные походы против соседних стран.
К войне он готовился с особой тщательностью, с помощью лазутчиков и купцов собирая сведения о стране, куда готовилось вторжение.
Весной 1218 года Чингисхан отправил в Среднюю Азию торговый караван. Всего в караване, состоящем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими товарами, было 450 человек, включая и монголов-лазутчиков, по приказу Чингисхана присоединенных к среднеазиатским купцам.
Многолюдный караван к середине 1218 года прибыл в город Отрар. Правитель Отрара – Кайр-хан, обеспокоенный странным для торговцев поведением купцов, задержал их, а затем истребил. Караван был ограблен, все богатство убитых перешло к Кайр-хану. Удалось бежать только одному человеку, который и доставил весть об отрарской резне Чингисхану.
2-ой ученик: ( Слайд 36)
Источники не дают нам точных сведений, когда монгольские войска появились перед стенами Отрара. Правитель Отрара Кайр хан, знавший, что ему нечего ждать пощады от монголов, защищался отчаянно, до последней возможности. Под его началом было 20 тысяч воинов. Хорезмшах дал ему еще 50 тысяч воинов. На исходе пятого месяца героической обороны Отрара один из военачальников – Караша, пал духом, и с 10-тысячным войском покинув город, сдался в плен монголам. Сыновья Чингисхана Угедей и Чагатай казнили предателей, но монголы успели ворваться в город. Начался повальный грабеж.
Учитель:
Но Отрар упорно защищался. Кайр хан, с 20 тысячами «подобных львам» смельчаков укрепился в цитадели, взять которую монголы не могли еще месяц.
Когда цитадель была взята и все ее защитники полегли, Кайр хан с двумя оставшимися в живых боевыми товарищами продолжал сражаться на кровле здания. Когда пали и эти двое, и уже не оставалось стрел, он бросал в своих врагов кирпичи, которые рабыни подавали ему со стен дворца; когда не осталось и кирпичей, монголы, имевшие приказ взять правителя Отрара в плен живым окружили его и связали. Разрушив крепость и сравняв стены с землей, монголы безжалостно убили всех жителей непокорного города, который в течение полугода отчаянно сопротивлялся, сдерживая вражеские силы. Чагатай и Угедей присоединились к Чингисхану и доставили ему живого Кайр хана.
Чингисхан приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза, и тот был умерщвлен в наказание за его «безобразное деяние и мерзкий поступок».
Так рассказывают нам древние документы о событии, которое было названо «Отрарской катастрофой».

4. Историческое значение Отрара.

-Сегодня изучение исторического наследия Отрара является одной из важнейших научных задач. Почему?
Версии учащихся.
Слайд 37.
1. Отрар – центр городской цивилизации древнего Казахстана
2. Это крупнейший центр на Великом Шелковом пути, центром встречи разных культур: европейской, китайской и восточной.
3. Отрар дал нам выдающегося ученого энциклопедиста Абу Насыра Аль-Фараби
4. Это место, где смешивались и сосуществовали кочевая и земледельческая культура.
5. Именно здесь сохранились древние оросительные сооружений, каналов и плотин.
Все вышеперечисленное делает Отрар и Отрарский оазис одним из значимых памятников археологии, истории, архитектуры в ряду памятников мирового культурного наследия.
Культурное наследие является объектом пристального внимания в Казахстане. В августе 2001 года между Правительством РК и ЮНЕСКО
/Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Существует с 1946 с целью содействия миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Объединяет 188 стран/
подписано соглашение о «Сохранении и реставрации древнего городища Отрар». В проекте, при финансовой поддержке Японии заняты иностранные и казахстанские ученые с мировым именем. Они пытаются восстановить и сохранить историю и культуру выдающегося древнего города для современных и будущих поколений.
Проведенные учеными раскопки уже сегодня помогают нам воссоздать облик древнего города, представить какой была та далекая от нас жизнь.

В результате раскопок собран большой, во многом уникальный материал по городской застройке, жилищу, различным ремеслам, который позволяет получить представление о развитии городской жизни, уровне городской культуры почти 2-тысячелетней истории Отрара.

(Просмотр заключительных слайдов (37-40)

- Может быть, ребята, и кто-нибудь из вас, заинтересуется историей древних городов Казахстана и посвятит свою жизнь исследованию их истории.

4. Оценочный этап:
- Сегодня на уроке мы с вами узнали немало нового о древнем городе Отраре. Давайте же проверим, как вы усвоили новый материал. (Тестирование)
- А сейчас проверьте свои ответы по ключу:
(Слайд 41)
и поставьте себе оценки в тетрадь.

5. Итог урока.
Итак, давайте подведем итог урока.
(Слайд 42)
Рефлексия:
- На сегодняшнем уроке мы с вами многое узнали, хорошо потрудились. Когда человек справился с заданием много сделал какое у него настроение?
- Настроение отражается на выражении лица – человек радуется – он улыбается, невесело ему – у него грустное выражение лица. Возьмите на своих партах шаблончики лиц и дорисуйте настроение, которое у вас сейчас – в конце урока.
Если вы считаете, что поработали не очень хорошо, мало узнали нарисуйте так:
если поработали хорошо узнали много нового то нарисуйте так, и я буду знать, что урок вам понравился и вы хорошо потрудились.
6. Оценки за урок.
7.Домашнее задание: (Слайд 43)
параграф 27.
по желанию – написать реферат «Древний Отрар» (С использованием доп. литературы)
по желанию - нарисовать рисунки по теме сегодняшнего урока.


1 вариант Фамилия, имя: __________________________________
1. На слиянии каких рек располагался древний Отрар?
а) Амударья и Сырдарья
б) Талас и Шу
в) Сырдарья и Сарысу
г) Сырдарья и Арысь
2. Какие функции не были присущи Отрару в древности (укажите лишнее):
а) центр торговли
б) центр ремесла
в) центр скотоводства
г) центр земледелия
3. Отрар располагался на трассах Великого Шелкового пути:
а) верно б) неверно
4. Укажите древнее название Отрара:
а) Суяб б) Фараб
в) Тараз г) Сайрам
5. Что делало Отрар опорной крепостью кочевников
а) наличие рек
б) близость гор Каратау
в) трассы Великого Шелкового пути
г) отсутствие других городов
6. Какова была участь жителей Отрара после победы монголов:
а) взяты в плен
б) все погибли
в) были отпущены
г) об этом нет сведений
7. Сколько длилась оборона Отрара
а) 3 месяца
б) 4 месяца
в) 5 месяцев
г) 6 месяцев
8. Что стало причиной гибели Отрара
а) предательство сторонников
б) нехватка вооружения
в) отчаянье жителей
г) превосходство сил монголов
9. В чем историческое значение Отрара?
а) Центр городской цивилизации
б) Место строительства древних оросительных систем
в) Смешение разных культур
г) Все верно
10. Родиной какого ученого стал город Отрар
а) Ахмета Яссауи
б) Махмуд Кашгари
в) Юсуф Баласагуни
г) Аль-Фараби
2 вариант Фамилия, имя: ____________________________________
1. Отрар располагался на трассах Великого Шелкового пути:
а) верно б) неверно
2. Укажите древнее название Отрара:
а) Фараб б) Сайрам
в) Тараз г) Суяб
3. На слиянии каких рек располагался древний Отрар?
а) Амударья и Сырдарья
б) Сырдарья и Арысь
в) Сырдарья и Сарысу
г) Талас и Шу
4. Что делало Отрар опорной крепостью кочевников
а) наличие рек
б) трассы Великого Шелкового пути
в) отсутствие других городов
г) близость гор Каратау
5. Какие функции не были присущи Отрару в древности (укажите лишнее):
а) центр торговли
б) центр ремесла
в) центр земледелия
г) центр скотоводства
6. Сколько длилась оборона Отрара
а) 6 месяцев
б) 5 месяцев
в) 4 месяца
г) 3 месяца
7. Что стало причиной гибели Отрара
а) нехватка вооружения
б) отчаянье жителей
в) предательство сторонников
г) превосходство сил монголов
8. Какова была участь жителей Отрара после победы монголов:
а) все погибли
б) об этом нет сведений
в) были отпущены
г) взяты в плен
9. Родиной какого ученого стал город Отрар
а) Юсуф Баласагуни
б) Ахмета Яссауи
в) Аль-Фараби
г) Махмуд Кашгари
10. В чем историческое значение Отрара?
а) Смешение разных культур
б) Центр городской цивилизации
в) Место строительства древних оросительных систем
г) Все верно
Категория: История | Добавил: Klassik (2012-03-24)
Просмотров: 4789 | Комментарии: 16 | Теги: урок, История | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2014-08-28, 7:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1022]
Школьный психолог [359]
История [466]
Опыт [332]
Научная кафедра [186]
Воспитание души [151]
Мастер-класс [136]
Семья и школа [124]
Компьютер-бум [182]
Английский язык [494]
Великие открытия [15]
Университет здоровья [95]
Математика [749]
Химия [245]
Классному руководителю [467]
Биология [407]
Думаем, размышляем, спорим [57]
Казахский язык и литература [1060]
Краеведение [75]
Начальная школа [2787]
Беседы у самовара [12]
Мировая художественная культура [27]
Новые технологии в обучении [198]
Сельская школа [26]
Профильное обучение [48]
Демократизация и школа [18]
Физика [185]
Экология [153]
Дошколенок [700]
Особые дети [143]
Общество семи муз [37]
Школа и искусство
Уроки музыки [414]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [306]
Мой Казахстан [177]
Школьный театр [54]
Внеклассные мероприятия [852]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [45]
ИЗО и черчение [148]
Физическая культура [329]
Немецкий язык [37]
Технология [171]
Самопознание [226]
Профессиональное образование [45]
Школьная библиотека [42]
Летний лагерь [3]

Статистика


Онлайн всего: 145
Гостей: 145
Пользователей: 0

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru