На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
1) отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
2) педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;
3) отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
4) при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;
5) отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению.
Критериальное оценивание - эта система оценивания не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга.
Оценивание детей осуществляется по заранее определенным критериям.
Критерий:
• Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели.
• Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося с учетом специфики предметов.
• Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию.
• Каждый критерий оснащен детально прописанными рубрикаторами (дескрипторами). Дескрипторы для каждого критерия организованы иерархически.
• Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание
Баллы по критериям оценивания
Система оценивания воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.
Система оценивания – главный интегрирующий фактор школьного образовательного пространства, основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи
Задачи оценивания:
• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.
• Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения
• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы
• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности
• Отслеживание эффективности учебной программы
• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями
Главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. В современной школе большинство учителей используют традиционные пятибалльные отметки, имеющие травмирующие результаты: искажается учебная мотивация, отношения ученика с учителем; повышается тревожность детей, необъективно отслеживается динамика школьной успешности ученика. Для преодоления указанных проблем необходимо изменить систему оценивания, использовать новые формы качественного оценивания учебных достижений.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
При критериальном оценивании
нет условий для сравнения себя с другими.
Ты успешен по одному критерию, а я – по другому,
появляются дополнительные возможности оценивать
и наращивать свои достижения
по тому или иному критерию.
Цель критериального оценивание:
определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.
Критериальное оценивание
Формирующее (текущее) оценивание: определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.
Констатирующее (итоговое) оценивание: определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
Обозначение и название критерия
А
Знание и понимание- Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях
В
Исследование- Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя необходимые методы, находит закономерности, описывает взаимосвязь между ними.
С
Коммуникация- Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения
D
Рефлексия- Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения
Функции критериального оценивания
o обучающая
o контролирующая
o развивающая
o воспитывающая
o диагностическая
o мотивационная
Задачи критериального оценивания
• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
• Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
• Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
• Мониторинг эффективности учебной программы;
• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.
Практическая значимость
• Оценивается только работа учащегося;
• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
• Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
• Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
• Улучшить качество преподавания;
• Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
• Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
• Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Данный вид оценивания позволяет:
Ученикам:
• использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
• знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
• участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
• использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Данный вид оценивания позволяет:
родителям:
• Получать доказательства уровня обученности ребенка;
• Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
• Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
Следовательно, применение данной технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.
|