Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

О словарной работе на уроках русского языка
Почему-то работу над словарными словами многие учителя сводят к тому, чтобы дети выучили эти слова. Ребята заучивают слова несколько дней. Каждый день пишут под диктовку, допуская ошибки, вновь пишут – и опять ошибки. Работу со словарными словами учитель должен проводить по принципу предупреждения ошибок. Зная, что ученик может сделать в слове ошибку, концентрирую его внимание на этом слове, прошу произнести это слово по слогам без правил орфоэпии, записываю слово на доске, разбиваем его на слоги для переноса. Красным карандашом выделяем орфограмму «ошибкоопасное» место и только после этого разрешаю записать слово, комментируя.
Работая над словарными словами, стараюсь объяснить ученикам значение этого слова и, если возможно, его этимологию. Ребенок должен уметь им пользоваться, т.е. употреблять это слово в речи, устной и письменной, мог оперировать им безошибочно в разных позициях: берёза, на берёзе, у берёзки, берёзовый, подберёзовиков много под берёзой… Здесь же можно использовать метод ассоциаций.

Например: бЕрёза

Сл. слово - Ас. Образ
берёза – по цвету бЕлая
берёза – кудрявая нужен гребень, чтобы расчесать по
форме как буква Е.

Результат: бЕрёза – бЕлая – гребень (Е)

Многие словарные слова не требуют запоминания, если дети хорошо знают состав слова и этимологию: например, почему машину назвали словом машина (машет, маховик, взмах) выделить корень мах и маш (маховик приводит в движение мотор, и машина едет); завод (делают машины на заводе, машины заводят); деревня (строили избы из дерева, деревянные) .
Закончив букварный период и начав изучение русского языка в 1 классе, заводится общая тетрадь – словарь, где проводится вся работа со словом. Этот же «Словарик» продолжаем вести и во втором, в третьем, и в четвертом классах.
Не считаю нужным, изучать словарные слова строго в алфавитном порядке. Например, дойдя до слова воробей, выбираем из «Словаря» слова с сочетанием – оро- . Это исконно русские слова, и к ним уже без «Словаря» подбираем огромное количество слов и записываем в «Словарик»:
воробей
сорока
хорошо
коробок
дорога
молоко
Везде выделяем – оро -. Дети сами подбирают слова с сочетанием – оро -. И ни в коем случае не следует ограничивать количество слов. Целый лист в «Словарике» отведен на слова с сочетанием – оро -. Начиная с первого класса дети с этими словами составляют предложения, распространяют их. Проверяя знание этих слов, провожу выборочные диктанты. Слушая текст, дети выписывают только слова с сочетанием – оро- . Необходимо давать коллективные творческие задания с этими словами, где наилучшее предложение, составленное учеником, возможно, дополненное другими, записывается под диктовку, предупреждая тем самым ошибки.
Если такая работа с группой слов проводится активно хотя бы неделю, результаты будут видны, но при этом надо обязательно в тексты вставить другие орфограммы, провести разбор слов по составу, разбор предложений по членам предложения, подбор однокоренных слов, а также синтаксический и фонетический разбор.
Одним из видов творческой работы является составление небольшого рассказа, используя от 5 до 10 словарных слов, на выбор.
Необходимо учить ребят пользоваться «Словариком», когда у них возникает затруднение в правильности написания слова. На то и словарные слова, чтобы заглядывать в «Словарик». Чем чаще ученик заглядывает в него, тем он грамотнее. Очень часто учитель задает детям заучивать по 10 – 12 слов (по алфавиту), не группируя их по орфограммам и зачастую не объясняя значение слов. Проводя контроль знаний, сухо диктует 20 – 25 слов и не видит желаемого результата. И пошла работа над ошибками, причем не всегда качественная.
Запоминая словарное слово, нужно использовать все виды памяти и зрительную, и слуховую, и механическую, но, не муштруя детей, а увлекая и заинтересовывая.
Моим ребятам очень нравится игра «Знатоки словарных слов». Выбрав те же 20 – 25 слов, рисую сюжетную картинку, например, на тему «Зима». Прячу в рисунке словарные слова, а рядом, как подсказка, ставлю звездочки.
Например: зима, много снега, маленькие деревянные дома, девочка строит снежный город, по дороге бежит мальчик с коньками… Для рисунка можно подобрать любой сюжет. В таком рисунке можно спрятать и 10, и 20 слов.
Дети видят не просто бегущего мальчика, но и, бежит быстро, весело. Эту работу можно проводить в парах. Один ученик называет слова, другой – записывает. Затем взаимопроверка.
Такую же творческую работу можно дать детям. Ребята придумывают очень интересные сюжетные рисунки. В первых своих рисунках они прятали
5 – 6 слов, в последующих 15 – 20.
Есть замечательная китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Нужно дать ребенку попробовать изобразить это слово, и может быть тогда, он будет писать грамотно и не бояться уроков русского языка.

Категория: Опыт | Добавил: Адальят (2010-01-15) | Автор: Буркутова Адальят Гинаятовна E
Просмотров: 2131 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 2:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru