Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Семь модулей Программы в системе обучения обучению общественных дисциплин. Изменение в преподавании.
КГУ «Школа-гимназия №38» акимата города Усть-Каменогосрка Восточно-Казахстанской области
Учитель истории (закончила 3-х уровневые курсы)
Категория: первая категория высшего уровня квалификации
Орлова Оксана Михайловна

Движущей силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание». Иными сло¬вами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оцени¬вать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится[1].

Основная задача Программы – совершенствование педагогической деятельности учителя. Его развитие и понимания того процесса, который он должен будет осуществить в своей профессиональной деятельности, опираясь на полученные знания.
При погружение в смысл новых подходов в обучении, первоначально было сложно понять, как можно связать данные модули на занятиях и как их практически применить. Как и какие задания разработать так, чтобы учащиеся получали знания совершенно иным способ. В данном случае происходил процесс анализа моей педагогической деятельности и ее особенностей, который говорил о том, что в обучении доминировал индивидуальный подход учителя как центра знаний, нежели самостоятельной, групповой работе учащихся. Да, не секрет, что групповая работа присутствовала в моей педагогической деятельности, но не так часто. Новым для меня были разнообразные стратегии, позволяющие мне взаимодействовать с учащимися, выступать лидером, влияющим на их обучение. Важным фактором для меня являлось консультирование с коллегами, которые помогли мне более глубоко проникнуться к новому обучению в обучении. В первую очередь научилась грамотно составлять среднесрочное планирование, которое должно включать в себя цели, задачи, ожидаемые результаты, интеграцию модулей, внедрение новых стратегий. Углубленное изучение литературы и опыта коллег, натолкнуло меня на разработку новых стратегий. Например: начинать занятие с положительного настроя, в течении урока разнообразить самостоятельную деятельность учащихся при помощи новых стратегий, направлять их на саморегуляцию.
Мотивировать и погрузить в осмысление предмета, раскрывать в себе новые потенциалы. Как в данном случае произошло с учащимся 7 класса (слабомотивированным), который благодаря стратегии проектирования на уроке, активно включился в данную работу и показал отличный результат. На последующих занятиях ему стала интересна и другая стратегия, анализ учебного материала при помощи схем. При защите работы группы он держался уверенно и легко оперировал знаниями. Одна из учениц при проведении открытого опроса отметила, что открыла в себе талант актрисы, ей понравилось включать воображение, вливаться в роль сказочного персонажа. На следующем занятии я применила новую стратегию, при выполнении индивидуального опережающего домашнего задания было необходимо проанализировать Закон «О правах ребенка в Казахстане» и составить памятку по главе №9 для своих одноклассников. Учащийся выполнявший данную работу отметил, что изучение законов натолкнуло его на мысль в будущем стать юристом.
Наблюдая за изменениями моей работы, было особенно заметно повышение интереса к предмету. Учащиеся стали активными, с особым интересом подключались к новым стратегиям. Темп моей работы стал более высоким.
Приведу пример новых стратегий:
 «психологический настрой на урок»;
 «видео сюжет» наталкивающий учащихся на определение темы урока, цели, построение проблемного вопроса;
 минутки активизации, когда учащиеся выполняли движения под музыку и зрительно наблюдали за движущимися фигурками на экране, чтобы разгрузить свою психо-физическую и зрительную усталость;
 составление постеров; схем; исследование статей;
 проектирование на компьютерах при помощи информационного ресурса интернет;
 игра талантов «Театралы»;
 изготовление и реализация своей продукции на аукционе идей;
 индивидуальная работа, затем в паре, которая в последующем соединялась в работу в группе;
 Стратегия составь описание сюжета по фотографии;
 Рефлексия;
 Открытые и закрытые вопросы от учителя;
 Ребусы;
 Оценочное заключение;
 Построение логического доказательства;
 Оценка своей деятельности, учащихся, учителя.
Все перечисленные стратегии являются составляющими семи модулей Программы.

Новые подходы в преподавании и обучении:
учащиеся умеют проводить личное исследование, консультировать друг друга, структурировать учебный процесс, ставить цель перед собой, экспериментировать с идеями, оценивать свои способности, планировать деятельность, направлять свои действия, анализировать [1].

Обучение критическому мышлению:
учащиеся умеют интерпретировать, обосновывать выводы, выстраивать вопросы, работать с источником, применять знания, аргументировать, анализировать, собирать и классифицировать информацию, работать самостоятельно, применять знания [1].

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников:
учащиеся умеют решать проблемы, получать знания самостоятельно, выстраивать практические задания (схема, вопросы). Способны обдумывать информацию, сопоставлять новую с уже известной. Умеют планировать свою деятельность, проводить аналогию [1].

Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании и обучении:
учащиеся умеют применять опыт на практике, проектировать, демонстрировать свой опыт, моделировать, ставить цель, использовать интернет ресурсы. Умеют создавать презентации, документы, схемы, таблицы. Применяют фото, текст, конструктор Презентации Microsoft Office PowerPoint, Документ Microsoft Office Word [1].
Управление и лидерство в обучении:
учащиеся умеют брать инициативу в свои руки, принимать решение, собирать факты, классифицировать свои действия, взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, проводить исследование [1].

Оценивание для обучения и оценивание обучения:
учащиеся умеют делать оценочное заключение, оценивать свои знания, умения, навыки. Умеют строить логический вывод, суммировать результат работы, проводить самооценку, взаимооценку [1].

Обучение талантливых и одаренных учеников:
У учащихся развито воображение, творческие способности, дедукция. Умеют взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, дискутировать, вести конструктивную беседу, выстраивать логические связи, анализировать [1].

Благодаря консультированию с психологом мне удалось понять особенности каждого ребенка, разнообразить виды и формы стратегий, чтобы учащиеся не утомлялись в процессе урока, работали с интересом. Были так же учтены их возрастные особенности и интересы. Продуман каждый шаг, так чтобы учащиеся двигались в процессе урока, группы менялись за урок несколько раз и выполняли разные по содержанию задания. Сами же учащиеся, при опросе отметили, что им интересна деятельность, связанная с ИКТ, реализацией их знаний, поиск информации из информационного ресурса интернет. Мнение ребят для меня является важным потому как влияет на формирования и проктирование будущих стратегии урока.
Особенно важным являлось то, что учащиеся в последующем стали включать ассоциативное представление фрагмента более ярко, срабатывало воображение, мышление и выработался навык анализа информации. Учащиеся стали держаться уверенно на каждом занятии предлагали и реализовывали свои идеи.
Анализируя совместно с коллегами, закончившими курсы 3 базового уровня и другими учителями предметниками, сравнили мою прежнюю деятельность с новой работой. Пришли к выводу, что произошло изменение в обучении обучению коренным образом. Учитель выступает в роли лидера, который направлял деятельность учащихся на раскрытие своих способностей. Дается возможность работать самостоятельно, включать в процесс обучения и получения знаний так, чтобы у учащихся вырабатывались навыки и формировались знания при помощи разных, новых, по их мнению стратегий. В прежней работе с учениками подобных стратегий не было. Мне, как учителю, было интересно, получится ли у меня качественно применить на практике свои знания в школе или нет. Первоначально мне помогло наблюдение за ребятами на разных предметах, чтобы выявить интерес ребят к разным формам работы. Продумывалась создание коллаборативной среды на каждом уроке. Учащиеся научились сотрудничать между собой, нашли точку соприкосновения друг с другом. Прониклись в смысл новой работы на уроке.
Главным было, показать ребятам свой позитивный настрой, огромное желание открыть что-то новое и интересное вместе с ними. Желание удивить преобладало в моей практике постоянно. Ведь не секрет, что обычное преподавание в школе не включает в себя такого разнообразия заданий. Важно было подойти к процессу работы в первую очередь с точки зрения психологии, только потом педагогики. Их тесное взаимодействие дает значительно лучший результат. Благодаря полученным мною знаниям, мне с легкостью удалось проделать сложную работу по реализации полученных навыков в преподавании.
Да, на сегодняшний день я хорошо знаю своих учеников. Знаю их потребность в получении знаний, навыков, реализации своих возможностей.
В настоящее время неоспорим тот факт, что наибольшее воздействие на процесс обучения и качественные резуль¬таты учеников, оказывает повседневная работа учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся[1].
Таким образом, можно сделать вывод, что мне удалось изменить свою профессиональную деятельность в обучении обучению. Внедрить в работу все семь модулей Программы. Научить учащихся взаимодействовать друг с другом по направлению не только на свой результат, но и на результат класса. Смоделировать свою профессиональную деятельность и внедрить новые навыки и знания в последующую работу с учащимися.

Литература

1. Руководство для учителя. www.cpm.kz
2. Приемы педагогической техники. Пособие для учителей 3-е издание. Москва 2001 г.
3. Мотивация и личность. Абрахам Маслоу. Самоактуализированные Люди: Исследование психологического здоровья. Перевод А.М.Татлыбаевой.
4. Статья одаренный ребенок (http://www.7ya.ru/article/Odarennyj-rebenok/)
5. Оценивание успешных достижений учащихся. Методическое руководство. Бишкек 2012 г.
Категория: Опыт | Добавил: OksanaO (2015-01-23) | Автор: Орлова Оксана Михайловна E
Просмотров: 335 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru