Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Береги здоровье смолоду или как формировать компоненты здорового образа жизни на уроках курса «Основы финансовой грамотности»
Турмашева Ботагоз Кадыровна – учитель экономики и
финансовой грамотности ССШ №2 г.Актобе

Когда открываешь в себе какую-нибудь слабость, то вместо того,
чтобы таить ее, брось лицедейство и увертки, исправляйся.
Эжен Делакруа

Очень важно научить детей заботиться о своем здоровье смолоду. Именно поэтому в воспитании привычки к здоровому образу жизни большая роль отводится школе.
Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, хотя они, несомненно, важны, но и в первую очередь люди, его населяющие, состояние их здоровья. В последнее время резко уменьшается численность полностью здоровых людей, все чаще можно встретить людей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.
По данным всемирной организации здравоохранения, здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов:
Образ жизни 50%
Состояние окружающей среды 20%
Наследственность 20%
Организация здравоохранения 10%
Так как из всех факторов образ жизни оказывает наибольшее влияние оказывает наибольшее влияние на здоровье, возникла необходимость учить людей быть здоровыми, совершенствовать свой образ жизни.
Среди компонентов здорового образа жизни большую роль играет рациональное питание. Известный русский публицист и литературный критик Д.И.Писарев удивительно точно подметил: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Уточним: здоровье человека может измениться в лучшую или худшую сторону.
О влиянии питания на здоровье человека можно говорить учащимся не только на уроках биологии и классных часах, но и на уроках недавно введенного в учебные планы школ курса «Основы финансовой грамотности». Предмет интересен школьникам тем, что он готовит их к жизни и затрагивает многие проблемы, с которыми они сталкиваются повседневно. Возьмем, к примеру тему «Ты - потребитель». В ней учащиеся узнают о правах потребителя, какую роль играет реклама в информировании о товарах и услугах и о чем говорит маркировка «Е» на продуктах питания.
Приведем фрагмент урока на тему «Как потребитель узнает о товарах и услугах» (5 класс).
Учитель: Поднимите руки те, кто любит пепси-колу? Кока-колу? Чипсы? Сухарики?
Да, оказывается в нашем классе много любителей этих продуктов. А теперь немного поговорим о том, что мы пьем и что едим.
Далее cледует рассказ учителя, который основывается на следующей информации (приводим её полностью, учитель может сам отобрать тот материал, который посчитает нужным).
Что мы пьем?
Употребляя газированные напитки, в любом случае, важно знать, что именно в них может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а, наоборот, вызывают аппетит.
Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.
Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и, разумеется, кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.
Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии - возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.
Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.
История кока-колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.
Чтобы почистить туалет, вылейте банку колы в раковину и не смывайте в течение часа. Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока-коле.
Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой колы, и коррозия исчезнет.
Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока-колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока-колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине, как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока-кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
О составе кока-колы. Активный ингредиент кока-колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.
Для перевозки концентрата кока-колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозийных материалов. Дистрибьюторы кока-колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.
Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.
Приведя эти факты, учитель спрашивает:
Все еще хотите бутылочку колы? Поднимите руки, кто настолько любит пепси или колу, что не хочет отказаться от этих напитков, даже узнав об их вреде для организма.
Тогда придерживайтесь следующих советов.
Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от рepsi, необходимо следовать простым правилам:
1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.
2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.
3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.
4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.
5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о том, что мы едим. В мусорных корзинах в классе можно увидеть пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому давайте поговорим, как изготавливаются эти любимые вами продукты.
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. То же самое в полной мере относится и к сухарикам.
В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе чипсов и сухариков.
Буквой «Е» маркируются пищевые добавки, которые придают продукту привлекательный вид и цвет, усиливают вкус, а также продлевают срок его хранения. Не все пищевые добавки безобидны для здоровья человека, Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики
Учитель раздает листочки с информацией:
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?
Таким образом, продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, опасны для здоровья.
Здоровье человека определяется не только количеством и качеством пищи, но и режимом питания. Питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным. Пища должна содержать витамины.
Ребята, какие продукты содержат витамины?
Правильно, свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – это продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион.
Прокомментируйте следующие строчки:
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
(Омар Хайям)
Следующим компонентом здорового образа жизни является отсутствие вредных привычек: курения, потребления алкогольных напитков. Как сформировать неприятие этих пагубных привычек на наших уроках?
На уроках курса «Основы финансовой грамотности» рассматривается тема «Реклама» (11 класс). Среди прочих методов и приемов на уроке можно предложить упражнение «Реклама». Учащимся предлагается прочитать 4 высказывания великих людей:
А) Пьянство есть упражнение в безумстве.
Пифагор
Б) Пьянство не создает пороков, а только выставляет их напоказ. У спесивого растет чванство, у жестокого - свирепость, у завистливого – злость; всякий порок выходит на свободу.
Л.Сенека
В) Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.
М.Монтель
Г) Избавиться от пьянства человек может не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним стояло вино.
Л.Н.Толстой
Как вы считаете, целесообразно ли разместить в качестве антирекламы одно из изречений на каждой бутылке спиртного? Если «да», то какое? Если «нет», то почему?
О вреде курения сказано немало. Если, например, на уроках биологии последствия этой пагубной привычки можно продемонстрировать наглядно, предлагая сравнить фотографии: легкое здорового человека и легкое курильщика (контраст налицо!), то в курсе преподавания «Основ финансовой грамотности» учащимся необходимо показать экономический ущерб от курения для семьи и для самого человека. С этой целью можно предложить экономические задачи и упражнения, например, упражнение «Покупка» (тема «Ты - потребитель», 5 класс).
ПОСЧИТАЛ,
ПОДУМАЛ,
СКОПИЛ,
КУПИЛ
Предположим, что курильщик выкуривает в день одну пачку сигарет стоимостью 70 тенге. Посчитайте, сколько вещей и за какое время он сможет купить, если бросит курить?
ЦЕНА ОДНОЙ ПАЧКИ – 70 ТЕНГЕ
1. Сумма денег, потраченных за неделю: 490 тенге
2. Сумма денег, потраченных за месяц: 2170 тенге
3. Сумма денег, потраченных за год: 25500 тенге
4. Сумма денег, потраченных за 3 года: … тенге
5. Сумма денег, потраченных за 5 лет: … тенге

ТЕЛЕВИЗОР
МАГНИТОФОН
КОМПЬЮТЕР
ФОТОАППАРАТ и т.д.
Такие же подсчеты можно провести, показывая экономические издержки пьянства и алкоголизма.
Для формирования здорового образа жизни необходимы также двигательная активность, положительные эмоции и закаливание.
Двигательная активность должна составлять не менее 30 мин в день. Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», - удивительно метко сказал Гораций – римский поэт. Самые полезные и доступные виды спорта: гимнастика, бег, ходьба. А на уроках необходимы разминки типа «Австралийский дождь», «Конный бой», «Эстафета» и другие.
Поговорим о положительных эмоциях, таких как радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта, так необходимых для здорового образа жизни. В школьные годы формируется Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, я не способен, я не нужен) мешает успеху, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Как воспитать успешную конкурентоспособную личность? Наиболее оптимальным вариантом ответа на этот вопрос является использование на уроках педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации. Это интерактивные методики: тренинговые технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо, дискуссия как эффективный интерактивный метод познания. Они предусматривают проведение различных тренингов и упражнений. Например, создать положительный эмоциональный настрой в классе помогут упражнения «Мои пожелания», «Комплименты», «Ассоциации». Особенно интересно для учащихся проходят уроки по теме «Основы бизнеса и предпринимательства» (6,8,11 классы). Одной из слагаемых успешного бизнеса является наличие оригинальной бизнес-идеи. Для этого человек должен уяснить собственную уникальность, понять, что он умеет делать лучше других. С этой целью проводится упражнение «Что я делаю в 1000 раз быстрее и лучше других». Индивидуально каждым заполняются в тетради личностные особенности. Продолжением этого упражнения является коллаж «Мои достоинства»: вырежьте из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие ваши достоинства, и сделайте из них коллаж. Получившуюся картинку повесьте на видное место. Или упражнение «Хвастовство»: каждый должен похвастаться перед классом каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе. Эти упражнения способствуют самораскрытию личности, совершенствованию навыков выступления, становлению жизнеутверждающей мотивации и формированию положительных эмоций.
А вот отрицательные эмоции (злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность и др.) разрушают здоровье. Нужно стараться избегать таких эмоций и оберегать от них детей. Каким образом?
Слово – важнейшее орудие воспитания. Слово – тончайший инструмент человеческого общения! Как заставить его служить искусству воспитания?
От педагога требуется контролировать свои эмоции и действия в педагогической деятельности. Грубость страшна не только тем, что она оскорбляет детей, вызывает ответную грубость, она еще в высшей степени отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка, подрывая деятельность всего организма. Лауреат Ленинской премии профессор Ф.Г.Углов пишет: «Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через нее отрицательно влияет почти на все органы и ткани. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему в ответ на неприятный разговор организм человека реагирует резкими спазмами сосудов сердца и мозга. И, заметьте, раздражитель может действовать несколько минут, а реакция на него продолжается многие часы, даже дни! Спазмы же сосудов нарушают нормальное питание сердце, могут привести к стенокардии или инфаркту миокарда. Мне, врачу, приходилось видеть людей, на многие месяцы прикованных к постели тяжелым недугом. И причиной их болезни была проявленная к ним грубость».
Плохим союзником в воспитании является не только прямая грубость, но и обращенный к нему резкий, слишком громкий голос. Но повышенный тон дает часто результаты, прямо противоположные тем, что мы ожидаем, и вот почему. Слово, переходящее в крик, обращенный к подростку, резкий голос вызывают обычно в нервной системе его так называемое охранительное торможение, которое снижает или даже сводит на нет воздействие вашего слова.
Как быть? Вспоминаются слова А.С.Макаренко: «Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение… Нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками».
А вы сможете произнести это слово с 15 оттенками? Попробуйте!
Так учитель должен искать вербальные и невербальные способы и методы воздействия на ребенка с целью изменения его в лучшую сторону.
Таким образом, корнями, питающими ствол здорового образа жизни, являются следующие компоненты:
• правильное рациональное питание;
• двигательная активность, положительные эмоции;
• предупреждение формирования пагубных привычек.
Хочется, чтобы каждый человек по-новому взглянул на себя, на свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше оценил этот драгоценный дар и вел здоровый образ жизни.

Литература
1. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. – Алматы, 2009. 344с.
2. Основы экономики и финансовой грамотности: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса./Авт.-сост. Т.М.Ильичева, Т.П.Стекольникова, В.В.Шестель; Под редакцией Т.П.Стекольниковой. – Алматы: Достижения молодых, 2010, 68 с.
3. Основы экономики и финансовой грамотности: Методические рекомендации для преподавателей. 5 класс./Авт.-сост. Т.М.Ильичева, Т.П.Стекольникова, В.В.Шестель; Под редакцией Т.П.Стекольниковой. – Алматы: Достижения молодых, 2010, 104 с.
4. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2005. -448 с.
5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебн. Для 10,11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,1999. – 248с.

Категория: Опыт | Добавил: ДЖИЛ (2010-03-16) | Автор: Турмашева Ботагоз Кадыровна E
Просмотров: 4548 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 9:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru