Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Умение взаимодействовать с личностью и коллективом в классах с глубокими нарушениями зрения
Хикметова Г.К.,
КГУ «Областная специальная
школа-интернат №1
для детей с нарушением зрения»,
г. Караганды

Умение взаимодействовать с личностью и коллективом
в классах с глубокими нарушениями зрения

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.
На сегодняшний день существует не маловажная проблема, касающаяся нарушения зрения детей. Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.
Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается слепого ребенка. При обучении таких детей необходимо учитывать, что они развиваются по тем же самым законам, что и нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности. Нарушение зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие навыков общения детей со сверстниками и взрослыми.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует деликатного и гибкого подхода. Помимо образованности в работе со слепыми детьми педагогу необходимы следующие качества:
-любовь к детям, заботливость;
-наблюдательность, умение поставить себя в положение ученика, понять его психическое состояние;
-высокий уровень культуры речи (содержательность, правильность и образность речи, простота изложения, эмоциональность);
-коммуникативные способности (умение добиться взаимопонимания с учащимися);
-педагогическая гибкость (умение сдерживать отрицательные эмоции).
Взаимодействие с личностью и коллективом в классах с глубокими нарушениями зрения должно быть построено на справедливости, доверии и взаимопонимании. Эти качества в педагоге дети ценят, прежде всего. Поэтому первым шагом педагога должно быть стремление установить контакт с незрячим учеником, вызвать его доверие к себе. Педагогу необходимо создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Следует показать положительные стороны незрячих учеников, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны одноклассников. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку. Все это достигается в процессе постоянного общения, справедливого и спокойного отношения к ребенку. Целесообразно пользоваться косвенными замечаниями, так как они обычно воспринимаются спокойнее, чем прямые. Следует привить ребенку положительное отношение к школе и учебной деятельности. Это становится возможным только тогда, когда ученик чувствует себя равноценным членом коллектива, когда он ежедневно ощущает заботу и доброжелательное отношение к себе со стороны окружающих. Только в этих условиях у него возникнет желание следовать указаниям учителя и участвовать в работе класса.
Одним детям нужны частые, легкие подбадривания: достаточно улыбнуться такому ребенку, дружески кивнуть ему головой, чтобы он почувствовал поддержку и ощутил уверенность в своих силах. Другим не нужны постоянные и неприметные для других похвалы. Такие дети нуждаются в том, чтобы об их успехах, достижениях знали товарищи по классу. Есть дети, которые нуждаются в индивидуальном внимании, непосредственном контакте с учителем. Чтобы поддержать такого ученика и создать у него хорошее настроение, с ним время от времени надо поговорить отдельно о чем-нибудь близком для него и интересном.
В процессе повседневной работы педагогу необходимо учить детей разумному, чуткому, справедливому отношению друг к другу. Например, при проведении проверочных работ можно предоставить возможность ученикам самим проверить правильность ответов. Это способствует установлению доверия и справедливости при выставлении оценок. Также очень важно не оставлять без внимания участие детей в различных конкурсах, посещение учреждений культуры. Обсуждения на такие темы помогают установлению взаимопонимания. В отношении незрячих и педагогически запущенных детей необходимо применять индивидуальный подход. Выполнение такими учениками посильных заданий, поощрение их успехов, чувство поддержки позволяет ученикам поверить в свои возможности. Немаловажную роль играет стимулирование оценками. Также налаживанию контакта с классом помогают игровые методы. В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности, что особенно важно для слабовидящих и незрячих детей, нуждающихся в коррекционной помощи, так как у большинства детей наблюдается снижение памяти, внимания, мышления. Использование на уроках игровых технологий позволяет создать условия для воспитания детского коллектива, развивать коммуникативные качества учащихся, формировать навыки коллективной работы, исключать неудовлетворительные оценки по предмету. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
На уроках географии такие игры, как «географическая цепочка», «третий лишний», «установите соответствие» и другие дидактические игры помогают закреплению географической номенклатуры. Так как неполнота и фрагментарность зрительного восприятия слабовидящих и слепых с остаточным зрением сказывается на овладении знаниями и умениями, особенно при работе с картой. Обследование рельефных карт также не дает глубоких и прочных знаний. Использование контурных карт невозможно для незрячих и слабовидящих учеников. Поэтому контурные карты можно заменить картосхемами, на которых ограниченное количество условных обозначений, линий, знаков.
Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания в школе, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение позволит повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний. Малая наполняемость классов в школе для детей с нарушением зрения позволяет оказать конкретную помощь большему числу учеников, предложить им посильный темп работы. В таких классах легче установить благоприятный психологический микроклимат, поскольку все ученики находятся почти в равных условиях.
Известный педагог Фридрих Цех писал: «Относительно этических качеств учителя слепых нужно подчеркнуть, что учитель слепых должен быть человеком сердечным, добрым, которому доставляет удовольствие и для которого является потребностью оказывать помощь слепым. Влияние его должно быть умиротворяющим, успокаивающим, ободряющим».

Литература:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 2004.
2. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушением зрения. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 2002.
3. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. Москва, «Просвещение». 1979.
4. Самойлов А.Ф. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Ленинград. 1980.
5. Соколова А.В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих. Москва «Просвещение». 1987.
6. Титова М.Ф. Изучение природы в классах коррекционных образовательных учреждений. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 2004.
Категория: Опыт | Добавил: gulmira_412 (2015-04-25) | Автор: Хикметова Гульмира Кайратовна E
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 6:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru