Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Игра в шашки как форма развития интеллектуальных способностей
Игра в шашки как форма развития интеллектуальных способностей

Вечность есть играющее дитя, которое расставляет
шашки: царство над миром принадлежит ребенку.
Гераклит

На протяжении многих веков одной из интеллектуальных спортивных игр, полюбившейся как взрослым, так и подрастающему поколению, являются шашки.
История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки - об это говорят и клетчатые доски, и разделение на "белые" и "чёрные" фигуры, и поочерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны - игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.
За многовековой опыт игра шашки не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели некую значимость в современном динамичном мире, как для взрослых игроков, так и для подрастающего поколения.
Данная игра очень увлекательна и интересна, часто занимает досуг, но ее предназначение не только развлекательного характера, но и развивающего. Систематически играя в шашки, у человека развиваются умственные и аналитические способности. На первый взгляд, может показаться, что игра в шашки очень проста и не требует особых усилий. Но даже самые простые игры хранят в себе тонкости и нюансы.
Во время сеанса игры участник должен в режиме реального времени быть внимательным, изобретательным, сообразительным, мыслящим, и хорошо помнить и свои ходы и действия соперника. Благодаря этому развивается память и внимание. Необходимо быть расчетливым, чтобы просчитывать варианты ходов, рассматривать разные планы развития игры, идти к осуществлению самого идеального плана, кроме этого нужно противостоять противнику, поворачивая ход игры в свою сторону. Чтобы обыграть соперника в шашки, необходимо понимать цель игры – расположить шашки таким образом, чтобы они не мешали хорошим ходам соперника, но в то же время закрывали его фигуры так, чтобы он не мог совершить следующие ходы без потери.
В шашках сочетаются элементы игры, искусства и научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования.
Шашки – игра, требующая творческого подхода. Спецификой творчества является предметный и объективный характер мышления. Установление единства мыслительного процесса, анализ и синтез, прогнозирование – всё это обогащает личность воспитанника, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам игрока, также как математика. Ведь неправильно решенная задача, снижает оценку ученика, а один неверный ход влечет за собой результат игры.
На протяжении всей своей жизни являюсь активным участников различного рода соревнований и турниров. И не смотря на звание мастера спорта по шашкам Республики Казахстан, систематически повышают уровень мастерства. Принимаю участие не только в чемпионатах области и республики по шашкам, на которых не раз становился Чемпионом, но и в международных соревнованиях. По результатам на Чемпионате Мира по шашкам, в 2013 году в г. Евпатория (Украина), вошел в первую семерку лидеров. В 2015 году на Чемпионате Азии среди ветеранов по шашкам «64» стал Чемпионом Азии, заняв 1 место и достойно обойдя соперников в игре.
Свою любовь к этой, поистине, народной игре, решил передать и своим воспитанникам. В кружке в КГКП «Станции юных техников» г. Сарани, под моим руководством, занимаются 64 воспитанника. Ежегодно мы принимаем участия в турнирах Карагандинской области и Чемпионатах РК. За последние 3 года отмечается положительная динамика в количестве призовых мест и увеличение количества воспитанников-участников различного рода соревнований.
Мои воспитанники ежегодно выполняют и подтверждают юношеские разряды. Так, в 2012 году - 14 воспитанников, в 2013 году- 18, в 2014 году – 19 человек.
В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю индивидуальному подходу с детьми с органичными возможностями. Как правило, это дети, у которых как компенсация за физический недуг, присутствует талантливость в интеллектуальных играх.
Приходят в кружок, обучаться игре в шашки, дети с разным уровнем познавательного развития.
Для рассеянного и невнимательного ребенка, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания во время шашечной игры – тяжелый труд, но и драгоценное приобретение. Можно отметить, что к концу учебного года, повышается не только уровень игры, но и улучшается устойчивость внимания, отмечается положительная динамика в усидчивости и сосредоточенности, а также в развитии восприятия, мышления, воображения.
Шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от них самих. Но главной моей целью было и есть: научить моих воспитанников думать, размышлять, делать выводы, принимать самостоятельные и обдуманные решения.
Категория: Опыт | Добавил: nasekina_t (2015-06-02) E
Просмотров: 1393 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 3:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru