Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Игра в шашки как форма развития интеллектуальных способностей
Игра в шашки как форма развития интеллектуальных способностей

Вечность есть играющее дитя, которое расставляет
шашки: царство над миром принадлежит ребенку.
Гераклит

На протяжении многих веков одной из интеллектуальных спортивных игр, полюбившейся как взрослым, так и подрастающему поколению, являются шашки.
История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки - об это говорят и клетчатые доски, и разделение на "белые" и "чёрные" фигуры, и поочерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны - игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.
За многовековой опыт игра шашки не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели некую значимость в современном динамичном мире, как для взрослых игроков, так и для подрастающего поколения.
Данная игра очень увлекательна и интересна, часто занимает досуг, но ее предназначение не только развлекательного характера, но и развивающего. Систематически играя в шашки, у человека развиваются умственные и аналитические способности. На первый взгляд, может показаться, что игра в шашки очень проста и не требует особых усилий. Но даже самые простые игры хранят в себе тонкости и нюансы.
Во время сеанса игры участник должен в режиме реального времени быть внимательным, изобретательным, сообразительным, мыслящим, и хорошо помнить и свои ходы и действия соперника. Благодаря этому развивается память и внимание. Необходимо быть расчетливым, чтобы просчитывать варианты ходов, рассматривать разные планы развития игры, идти к осуществлению самого идеального плана, кроме этого нужно противостоять противнику, поворачивая ход игры в свою сторону. Чтобы обыграть соперника в шашки, необходимо понимать цель игры – расположить шашки таким образом, чтобы они не мешали хорошим ходам соперника, но в то же время закрывали его фигуры так, чтобы он не мог совершить следующие ходы без потери.
В шашках сочетаются элементы игры, искусства и научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования.
Шашки – игра, требующая творческого подхода. Спецификой творчества является предметный и объективный характер мышления. Установление единства мыслительного процесса, анализ и синтез, прогнозирование – всё это обогащает личность воспитанника, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам игрока, также как математика. Ведь неправильно решенная задача, снижает оценку ученика, а один неверный ход влечет за собой результат игры.
На протяжении всей своей жизни являюсь активным участников различного рода соревнований и турниров. И не смотря на звание мастера спорта по шашкам Республики Казахстан, систематически повышают уровень мастерства. Принимаю участие не только в чемпионатах области и республики по шашкам, на которых не раз становился Чемпионом, но и в международных соревнованиях. По результатам на Чемпионате Мира по шашкам, в 2013 году в г. Евпатория (Украина), вошел в первую семерку лидеров. В 2015 году на Чемпионате Азии среди ветеранов по шашкам «64» стал Чемпионом Азии, заняв 1 место и достойно обойдя соперников в игре.
Свою любовь к этой, поистине, народной игре, решил передать и своим воспитанникам. В кружке в КГКП «Станции юных техников» г. Сарани, под моим руководством, занимаются 64 воспитанника. Ежегодно мы принимаем участия в турнирах Карагандинской области и Чемпионатах РК. За последние 3 года отмечается положительная динамика в количестве призовых мест и увеличение количества воспитанников-участников различного рода соревнований.
Мои воспитанники ежегодно выполняют и подтверждают юношеские разряды. Так, в 2012 году - 14 воспитанников, в 2013 году- 18, в 2014 году – 19 человек.
В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю индивидуальному подходу с детьми с органичными возможностями. Как правило, это дети, у которых как компенсация за физический недуг, присутствует талантливость в интеллектуальных играх.
Приходят в кружок, обучаться игре в шашки, дети с разным уровнем познавательного развития.
Для рассеянного и невнимательного ребенка, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания во время шашечной игры – тяжелый труд, но и драгоценное приобретение. Можно отметить, что к концу учебного года, повышается не только уровень игры, но и улучшается устойчивость внимания, отмечается положительная динамика в усидчивости и сосредоточенности, а также в развитии восприятия, мышления, воображения.
Шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от них самих. Но главной моей целью было и есть: научить моих воспитанников думать, размышлять, делать выводы, принимать самостоятельные и обдуманные решения.
Категория: Опыт | Добавил: nasekina_t (2015-06-02) E
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru