Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Рефлексивный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и уч
Рефлексивный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений
в практику преподавания и учения и управление ими.

В ходе в своей практики процессе своей преподавательской деятельности у меня возникало множество проблем, связанных с различными причинами. Для меня очень важно, чтобы в моей работе уделялось большое внимание новым технологиям, чтобы идти в ногу со временем, согласно современным требованиям.
Придя на данные курсы, я и не подозревала, что моё отношение к преподаванию и обучению так кардинально изменится. Благодаря данным курсам я поняла, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения. Раньше у нас существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении и преподавании позволяют нам перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами.
Вот и незаметно походит к завершению время наших курсов. Каким долгим был этот путь, а с другой стороны, время пролетает стремительно и все подходит к своему логическому завершению. Обучаясь на курсах, я многое узнала, улучшила свою педагогическую практику, достигла положительных результатов в своей работе. Я пересмотрела построение своего урока, отношение к ученикам, подготовку к подбору заданий. Все, что мы изучили на курсах, мы это делали в своей практике, но как-то формально. Сейчас же я взглянула на свою деятельность новыми глазами. Применение семи модулей программы стало важным этапом на пути к моему педагогическому росту и совершенству. Внедряя новые подходы в обучении мне нужно сломать те стереотипы, которые живут во мне: результат обучения – это оценка; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не может допустить ошибку, деление детей на «слабых и сильных».
О своих впечатлениях я расскажу вам в сравнении между тем, что я делала раньше, и как я буду теперь планировать свои уроки. Начну, наверно с того, как я готовлюсь к уроку. Раньше особой подготовки я не осуществляла: писала планы, использовала в основном только материалы учебника и материалы из дополнительной литературы. Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у меня очень много времени. Теперь я стараюсь планировать уроки с учетом возрастных особенностей учащихся. Я работаю в среднем звене, к подбору заданий я отношусь очень серьезно. В помощь мне приходит интернет, где я могу взять много интересного, занимательного материала и дополнительную литературу из разных источников, которые помогают мне подобрать разные дифференцированные задания.
При подготовке к серии последовательных уроков по английскому языку в шестом классе целью я поставила, что ученики смогут: применять новые лексические единицы и грамматические формы. Понимать основное содержание коротких, несложных текстов «Астана», «Лондон».
Класс, который я выбрала 6 «Е» в моей практике сильный, активный, мотивирован на творческие, простые и сложные задания. Учащиеся этого класса любят английский язык, имеют в основном хорошую успеваемость, им было не сложно усваивать темы, материал. Ученики любят занимательные и интересные уроки, легки на подъем. Проявляют интерес к предмету, стремятся выражать свое мнение, имеют творческое мышление. Как и во всяком коллективе, в классе есть несколько групп во главе со своими лидерами, есть дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия и свои уроки я старалась вовлечь абсолютно всех детей. И это удавалось, так как им всем очень нравится участвовать во всевозможных творческих делах и на уроках. Что в итоге? Удалось избежать вспышек агрессии, хотя многие недопонимания были. Рассматривая выполнение задачи, развитие классного коллектива, хочется сказать, что класс как единое целое только второй год существует, отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными, они уже привыкли, что приходят в класс новые дети и они принимают их как своих, так как тоже были в такой ситуации и были на их месте. В новом учебном году необходимо продолжить работу над уровнем сплочения классного коллектива.
Теперь хочу рассказать о том, какие изменения внес каждый модуль программы в мою работу на уроке, ну и о программе в целом.
На курсах я изучила семь модулей программы. Каждый из этих модулей внес свои коррективы. Итак, начну с первого модуля «Обучение тому, как обучаться». Применение данного модуля на уроке играет большую роль. Я поняла, чтобы мои уроки стали успешными, я должна была создать благоприятную атмосферу, которая станет залогом успеха и хорошего результата в процессе обучения. Каждый урок начинался с приветствия и эмоционального настроя коллаборативной среды, применяла разные стратегии, как «Гусеница», «Два берега», «Стрельба глазами», раньше этого не было, хотя слышала от других коллег, которые проходили уровневые курсы. Я посещала их уроки, чтоб посмотреть, как учителя применяют эти стратегии на уроках. Теперь, использование идеи модуля «Обучение тому, как обучаться» создание коллаборативной среды, позволило мне с помощью «бодрячков» и опережающих заданий успешно активизировать детей на учебную деятельность. Такая форма организации начала урока им очень нравится, здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Каждый из нас обладает индивидуальностью, и мы должны, общаясь с детьми, учитывать этот факт и создать все условия, чтобы наши ученики чувствовали себя комфортно на любом уроке. Раньше начиная свой урок, я просто приветствовала учащихся, спрашивала, как у них дела, что тоже служило своеобразным подготовительным моментом к работе. Но здесь, на курсах, я узнала, что можно проводить так называемые бодрячки, которые придают положительный настрой на работу. Я думаю, что именно групповая форма работы помогает учащимся больше узнать информации, получить более глубокие знания. Я поняла, что этот вид деятельности играет важную роль в передаче знаний. Работая в группе и в паре, мои ученики, уже с первого урока, составили правила для слаженной работы в группе, что до этого мы, конечно, не делали. Благодаря разработанным правилам, работа в группе и в паре и вообще на уроке, стала более продуктивной.
Рассматривая модуль «Диалоговое обучение» необходимо сказать, что диалог занимает центральное место на уроке. Так как я, являюсь учителем английского языка, и диалог присутствует на моем уроке постоянно, то я думала, что я осуществляю диалогическое обучение в полной мере. Но проведя анализ, я пришла к выводу, что помимо этого важно еще, и говорить о технике постановки вопросов, о чем я раньше не задумывалась. Тем самым я даю учащимся возможность мыслить критически, и тем самым я могу дать более глубокую оценку степени понимания какого-либо материала. Также я уяснила, что существует три виды беседы: беседа-дебаты, исследовательская и кумулятивная, на которые я не акцентировала особого внимания. Каждая из этих бесед помогает учащимся вести диалог, приобретать знания, и вовлекать в процесс обмена мыслями. Дети в среднем звене, как и в младшем, особенно, любят поговорить. Хотят рассказать обо всем на свете, поделится своими переживаниями. Мы зачастую закрывали на это глаза, и не давали детям раскрыть свой внутренний мир. Строили свой урок в основном на монологической речи, где учитель большую часть урока говорил, объяснял новый материал, а ученики просто слушали. Сейчас же я стараюсь планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, на сколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» теперь будут часто встречаться на моих уроках. Потому что такие формы диалога позволяют детям высказывать свои суждения и доводы. Например, проходя практику, я увидела, что дети активно включаются в данный вид деятельности, и в его процессе могут поделиться различной информацией, используя свой жизненный опыт. По данным высказываниям могу для себя сделать вывод, что детям нравится рассуждать, они учатся говорить, выделять главное.
Следующий модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» стал наиболее близким для меня. Сначала я не понимала в чем разница между этими оцениваниями, но применяя на практике в школе и рассмотрев его в презентации, я, наконец-то, увидела понимание оценивания. Оценивание – это неотъемлемый этап в обучении, когда мы хотим показать, какого результата достигли ученики. Но, как и многие, я не придавала особого значения этому процессу, нужен был результат. Я оценивала суммативно. Также я поняла и о важности проведения рефлексии, применяя техники формативного оценивания, чему раньше я не уделяла внимания. Я поняла, насколько важен этап рефлексии на уроке. Теперь я буду планировать данный прием для самооценивания и взаимооценивания работы. Моим ученикам уже нравится этот вид работы, работы над собой. Еще я поняла, что необходимо обеспечить обратную связь. И я, как учитель, должна проводить рефлексию над собой, оценивать свою работу, что получилось, а что нет. Оценивание стало более интересным видом работы, как для меня, так и для моих учеников.
«Использование ИКТ» на уроке стало одним из камней преткновения, т.к. в моем кабинете нет интерактивной доски, а пользование сотовыми телефонами на уроке строго запрещено. Как были удивлены дети, когда я разрешила им пользоваться мобильным интернетом, но не в целях развлечений, а в целях поиска информации, но даже в этом они были рады. Влияние ИКТ на нашу жизнь огромное. Сейчас невозможно представить, что когда-то ИКТ не существовали. Говоря о настоящем и будущем, можно сказать, что без использования ИКТ, урок не будет современным и успешным. Время не стоит на месте и задача учителя – идти в ногу со временем. Теперь, даже в таком малом количестве, применение ИКТ станет необходимой частью на уроке.
Используя модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» я еще раз убедилась, что здесь необходим дифференцированный подход в обучении. Вообще очень важно обнаружить таланты и способности учащихся, а также развивать их в учебном процессе. Таких способных детей мы обычно замечаем, когда нужно подготовиться к олимпиаде, конкурсам, а во время обычного урока мы забываем о таких детях, потому что и так уверены в них, что они все поймут и все смогут. Но мы не должны отстранять таких детей от работы класса, обособлять их и ущемлять их права, как и права других детей. На своих уроках я привлекала таких детей к работе. Они выполняли роль консультантов, докладчиков, помощников. Ребята были задействованы, им было интересно. Менее способные ученики, не с такой быстрой реакцией мышления, с уважением отнеслись к работе таких учащихся. Я поняла, что здесь необходимо говорить об усложнении заданий для таких детей, чтобы они не просто сидели после выполнения заданий, а действительно помогали другим ребятам достичь определенной цели. В моем классе есть такие дети, которые талантливы не только в учебе, но и в других сферах. Сейчас я понимаю, что мне нужно привлекать таких детей в большей степени, чтобы использовать их потенциал в нужной мере и поощрять их действия.
Какой же вклад внес модуль «Обучение критическому мышлению» в мою практику? Начав изучать теорию, я не понимала его сути, но при дальнейшем рассмотрении и применении на практике, я кое-что уяснила для себя и сделала соответствующие выводы. Моя цель на уроке состояла в том, чтобы научить учащихся размышлять и рассуждать, что раньше не входило в мою практику. Мы с ребятами выполняли задания, но только частично они были способны рассуждать. Я научилась применять этот модуль и теперь поняла, что основу составляет применение вопросов высокого порядка, которые требуют у учащихся более глубокого понимания, размышления, исследования, анализа. Я применила при работе с текстом, когда ребята отвечали на вопросы требующие размышления. Действительно, такие вопросы сыграли важную роль в оценивании ответов и понимании текста. При помощи такой работы можно научить учащихся мыслить, и я поняла, что построение своих вопросов я должна начинать с таких слов, как, почему, каким образом, как это повлияло на вас и другие. Мои ученики тоже посчитали такие вопросы более продуктивными.
Подводя итог выше сказанному, хочу сказать, что став слушателем этих курсов и изучив модули программы, я открыла для себя новый мир, мир знаний и совершенствования своих педагогических навыков. Я считала, что учиться никогда не поздно, и теперь я убеждаюсь в этом еще раз. Теперь моя задача состоит в том, чтобы применять все, чему меня научили на своих уроках. Конечно, я не могу сказать, что я буду применять данную программу каждый урок, но тот факт, что это необходимо, уже точно. Я видела, как менялись дети на моих глазах, когда я проводила серию своих уроков. Они были заинтересованы в том, что они делают, а это самое главное. Может быть, я и ждала чего-то нового в своей работе, но не знала, как этого достичь. А тут, все так случилось. Я очень благодарна нашему тренеру, которая вдохновила меня, и которая помогла обрести смысл и понимания данной программы. Я знаю, что учителем традиционной методики я быть не должна и не должна оглядываться в прошлое. Теперь мой девиз будет: «Только вперед, на пути к совершенству, к достижению новых высот!»

Список используемой литературы.

1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень, 2015 год.
Категория: Опыт | Добавил: rimma_3112 (2016-01-18)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru