Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Некоторые методические приёмы формирования ОУУН на уроках математики»
«Некоторые методические приёмы формирования ОУУН на уроках математики»
преподаватель физики и математики Чуевская М.А

Академик А, В, Погорелов, автор известного учебника геометрии, отмечает: «…очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать.»
Ещё Т. А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации – научить человека мыслить.
Я стараюсь на своих уроках сформировать у своих учеников культуру мышления. В своей работе я использую уже известные приёмы и технологии.
На своих уроках я применяю элементы методики уровневой дифференциации (моя проблемная тема), веду тематический учёт знаний и умений своих учеников, что позволяет мне подбирать материал урока целесообразно, с учётом пробелов в знаниях отдельных учеников, проводить индивидуальную работу.
В начале учебного года провожу диагностику уровня сформированности ОУУ учащихся 1 курса, в виде тестирования или письменной контрольной работы.
По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённых ОУУН.
Применяю приёмы НОТ ( научной организации труда ) прежде всего, в работе с учебником, справочниками, таблицами. Это:
- конспектирование;
-выделение главного;
-работа с иллюстрациями, графиками, диаграммами;
-составление опорных конспектов;
-составление памяток – инструкций, памяток – подсказок для определённого алгоритма;
-создание компьютерных презентаций на основании текстов учебника, дополнительной литературы, ресурсов Интернета;
-работа с текстом в парах
-составление сообщений, докладов, рефератов.

Для развития учебно – интеллектуальных ОУУН применяю метод «многокомпонентного задания», который позволяет научить обобщению, оперированию в логической практике содержательно более ёмкими понятиями
-решение обычной « готовой» задачи;
- составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение её;
-составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей.
Согласно научным данным всякая информация, воспринятая человеком, «циркулирует в оперативной памяти 15-20 минут, и эта фаза оптимальна для всевозможных перекодировок информации, которая потом « уходит» в долговременную память.
Следующий прием обобщение- классификация.
На 1 курсе темы «Показательная функция» и «Логарифмическая функция» обобщаю вместе, увязывая их с темой «Степень и её свойства».
На 2 курсе, с целью развития навыка обобщения, при изучении темы « Производная» в комплексе даю задания типа «Описать свойства функции с помощью производной и построить график функции.», «Описать свойства функции с помощью графика производной», «Описать свойства производной функции по готовому графику функции», «Построить график функции по описанию её свойств и свойств производной данной функции».
Успешно использую прием экспериментов.
На 1 курсе при изучении темы «Комбинаторика и вероятность» студенты с удовольствием проводили эксперименты по подбрасыванию монеты, кубика, двух монет, двух кубиков, подсчитывая число исходов и проверяя формулу вероятности.
Кроме того, при организации работы учитывается очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы учащихся - канал приёма информации (визуальный, аудиальный, кинестетический).
Если ребёнку - визуалу достаточно увидеть чертёж на классной доске и решить геометрическую задачу, то кинестетику необходимо прикаснуться руками к модели и только после этого решить задачу. Это может быть развёртка геометрического тела (многогранник, цилиндр, конус), каркасные модели ( использую на уроках геометрии)

На своих уроках пытаюсь развивать коммуникативную культуру учащихся и организационные навыки, хотя для нашего контингента учащихся дается это с трудом.
Прежде, чем учить школьника говорить и общаться, я пытаюсь научить…молчать. Вернее, слушать и слышать собеседника. Только тогда коммуникация, а проще говоря, диалог пройдёт успешно. На уроке речь идёт об учебном диалоге, но эти навыки, конечно, пригодятся и в дальнейшей жизни, но чаще всего учебный диалог сводится к монологу учителя, в частности вопрос-ответ.
Развитию коммуникативных умений способствуют и другие виды работы на уроке.
Это – работа в парах, когда учащиеся
а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;
б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;
в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;
г) проводят совместную работу практического или исследовательского характера;
д) работают в режиме практикума – « цунами», когда тот, кто справляется с заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому, кто затрудняется.

Вопрос формирования общеучебных умений и навыков имеет много аспектов.
Работа над ними продолжается и после уроков и на переменах, т.е учащиеся не успевшие выполнить задание на уроке, выполняют его на следующей паре или перемене после чего сдают свою работу.
Совместные усилия преподавателей направлены на то, чтобы приблизить качество образования студента к уровню, отражающему его готовность к самостоятельной жизни, сопровождающейся высокой успешностью, благополучностью, позитивным настроем, социальной адаптированностью.
Категория: Опыт | Добавил: mchuevskaya (2016-02-12) | Автор: Марина E
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-12-11, 6:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1206]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4036]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1607]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [548]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [43]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru