Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Некоторые методические приёмы формирования ОУУН на уроках математики»
«Некоторые методические приёмы формирования ОУУН на уроках математики»
преподаватель физики и математики Чуевская М.А

Академик А, В, Погорелов, автор известного учебника геометрии, отмечает: «…очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать.»
Ещё Т. А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации – научить человека мыслить.
Я стараюсь на своих уроках сформировать у своих учеников культуру мышления. В своей работе я использую уже известные приёмы и технологии.
На своих уроках я применяю элементы методики уровневой дифференциации (моя проблемная тема), веду тематический учёт знаний и умений своих учеников, что позволяет мне подбирать материал урока целесообразно, с учётом пробелов в знаниях отдельных учеников, проводить индивидуальную работу.
В начале учебного года провожу диагностику уровня сформированности ОУУ учащихся 1 курса, в виде тестирования или письменной контрольной работы.
По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённых ОУУН.
Применяю приёмы НОТ ( научной организации труда ) прежде всего, в работе с учебником, справочниками, таблицами. Это:
- конспектирование;
-выделение главного;
-работа с иллюстрациями, графиками, диаграммами;
-составление опорных конспектов;
-составление памяток – инструкций, памяток – подсказок для определённого алгоритма;
-создание компьютерных презентаций на основании текстов учебника, дополнительной литературы, ресурсов Интернета;
-работа с текстом в парах
-составление сообщений, докладов, рефератов.

Для развития учебно – интеллектуальных ОУУН применяю метод «многокомпонентного задания», который позволяет научить обобщению, оперированию в логической практике содержательно более ёмкими понятиями
-решение обычной « готовой» задачи;
- составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение её;
-составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей.
Согласно научным данным всякая информация, воспринятая человеком, «циркулирует в оперативной памяти 15-20 минут, и эта фаза оптимальна для всевозможных перекодировок информации, которая потом « уходит» в долговременную память.
Следующий прием обобщение- классификация.
На 1 курсе темы «Показательная функция» и «Логарифмическая функция» обобщаю вместе, увязывая их с темой «Степень и её свойства».
На 2 курсе, с целью развития навыка обобщения, при изучении темы « Производная» в комплексе даю задания типа «Описать свойства функции с помощью производной и построить график функции.», «Описать свойства функции с помощью графика производной», «Описать свойства производной функции по готовому графику функции», «Построить график функции по описанию её свойств и свойств производной данной функции».
Успешно использую прием экспериментов.
На 1 курсе при изучении темы «Комбинаторика и вероятность» студенты с удовольствием проводили эксперименты по подбрасыванию монеты, кубика, двух монет, двух кубиков, подсчитывая число исходов и проверяя формулу вероятности.
Кроме того, при организации работы учитывается очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы учащихся - канал приёма информации (визуальный, аудиальный, кинестетический).
Если ребёнку - визуалу достаточно увидеть чертёж на классной доске и решить геометрическую задачу, то кинестетику необходимо прикаснуться руками к модели и только после этого решить задачу. Это может быть развёртка геометрического тела (многогранник, цилиндр, конус), каркасные модели ( использую на уроках геометрии)

На своих уроках пытаюсь развивать коммуникативную культуру учащихся и организационные навыки, хотя для нашего контингента учащихся дается это с трудом.
Прежде, чем учить школьника говорить и общаться, я пытаюсь научить…молчать. Вернее, слушать и слышать собеседника. Только тогда коммуникация, а проще говоря, диалог пройдёт успешно. На уроке речь идёт об учебном диалоге, но эти навыки, конечно, пригодятся и в дальнейшей жизни, но чаще всего учебный диалог сводится к монологу учителя, в частности вопрос-ответ.
Развитию коммуникативных умений способствуют и другие виды работы на уроке.
Это – работа в парах, когда учащиеся
а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;
б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;
в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;
г) проводят совместную работу практического или исследовательского характера;
д) работают в режиме практикума – « цунами», когда тот, кто справляется с заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому, кто затрудняется.

Вопрос формирования общеучебных умений и навыков имеет много аспектов.
Работа над ними продолжается и после уроков и на переменах, т.е учащиеся не успевшие выполнить задание на уроке, выполняют его на следующей паре или перемене после чего сдают свою работу.
Совместные усилия преподавателей направлены на то, чтобы приблизить качество образования студента к уровню, отражающему его готовность к самостоятельной жизни, сопровождающейся высокой успешностью, благополучностью, позитивным настроем, социальной адаптированностью.
Категория: Опыт | Добавил: mchuevskaya (2016-02-12) | Автор: Марина E
Просмотров: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 5:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru