Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Методические рекомендации по предупреждению и исправлению ошибок у детей с ограниченными возможностями в обучении.
Задачи:
1. Систематизировать работу над ошибками как сложную часть процесса обучения детей с нарушением интеллекта, правильному, грамотному письму.
2. Выявить особенности ошибок по предупреждению и исправлению ошибок на письме, у детей с нарушением интеллекта.
3. Использовать приёмы памятки для предупреждения и исправления ошибок у детей с нарушением интеллекта.
В коррекционной школе орфографические ошибки считаются непобедимым злом. Некоторые умственно отсталые дети, правила знают хорошо, а ошибок делают много. Почему дети делают ошибки? Как добиться грамотного письма?
Наиболее распространенными расстройствами у учеников вспомогательной школы являются дефект звукопроизношения и нарушение письменной речи. Дети не могут выражать свои мысли, так как у них малый запас слов.
Учитель обязан исправлять речь на всех уроках: на уроках чтения: разучивание стихотворений, басен, не больших отрывков; на мероприятиях.
Есть ещё причина орфографических ошибок- это недостаточная работа над грамматическим материалом. От поверхностного прохождения учебного материала, в голове у детей не создается прочная система знаний, умений и навыков.
Учитель должен помнить: что плохо усвоенное в процессе текущей работы, того не наверстаешь при повторении.
При письме умственно отсталым детям приходится решать много задач:
писать каллиграфически правильно, чисто и контролировать соблюдение грамматических правил. Это для детей очень сложно. Вот они и делают ошибки. А надо подводить их у этому сложному процессу постепенно Уже в букварный период надо сообщить детям, что между письменной и устной речью есть разница, Что мы говорим "сасна", а пишем "сосна" , говорим "вада" а пишем "вода" и прочее. К тому же у умственно отсталых детей надо развивать наблюдательность во время чтения. При чтении нужно обращать внимание детей на написании того или другого слова.
У многих умственно отсталых детей обнаруживается нарушение психофизических функций, которые непосредственно участвуют в акте чтения и письма: слуховые, общей моторики, недостаточно организованного внимания, артикуляции.
По этому, умственно отсталые дети допускают ошибки, обусловленные:
1.Несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия:
а) пропуски букв и слогов ( дрова-дрва принёс-пинёс);
б) перестановка букв слогов (лапа-алпа, переписал-пеперисал);
в) недописование букв и слогов (зеленый-зелёны, лапата-лопат);
г) наращивание слов лишними буквами и слогами (стена-сетена, матушка-маматушка);
д) искажение слова (храбрый-хабаб);
е) слитное написание слов и их произвольное деление (приехало-пр-ехал);
ё) не умение определить границы в тексте, слитное написание в предложении (моя школа- маяшкола);
ж) смягчение согласных (письмо-писмо, конь-кон);
з) замена одной буквы на другую (балка-палка, жук-зук);
2. Ошибки, обусловленные, несформированностью лексико- грамматической стороны речи:
а) аграмматизмы (мальчик шла домой)
б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (влесу при летели)
По этому, для обеспечении орфографической грамотности, большое значение имеет работа по предупреждении ошибок.
Приёмы работы по предупреждению ошибок.
1.проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное);
2.звуковой анализ слов. Например, перед записью слова (мороз) следует задать детям такие вопросы:" Какой звук слышится в конце слова? Какую букву нужно писать?";
3.проведение выборочного комментирования ( учащиеся объясняют прежде всего написание тех слов, которые трудны по написанию);
4.использование " Словаря для справок ", помещенного в учебнике и "Орфографического словаря".
Данный прием будет способствовать повышению навыков грамотного письма и обогащению словарного запаса;
5. использование сигнальных карточек ,таблиц, содержащих трудные по написанию слова, различного рода "сигналов" обратной связи ,которые помогут учащимся качественнее выполнить самостоятельную или творческую работу;
6.выписывание на доске слов на неизученные правила;
7. использование сигнальных карточек при проведении предупредительных и выборочных диктантов;
При изучении темы "Правописание безударных гласных в корне слова" необходимо карточки с гласными а , я , о, е, и. Использование таких карточек на уроках русского языка является средством контроля за усвоением материала.
Системная работа по предупреждению ошибок и своевременная сознательная работа по их исправлению − важные условия обеспечения орфографической грамотности.
Памятки по исправлению ошибок.
1) Безударные ударные гласные в корне проверяются ударением.
а) Определи устно ударные гласные, которые нужно проверять.
б) Подбери проверочное слово (волны-волна).
Запомни! Безударные гласные в словах пишутся также как и ударные. Проверь свою работу!
2) Безударные гласные в слове, непроверяемые ударением (слово из "словаря")
Запомни как оно пишется.
3) Гласные − согласные в приставках.
а) Выпиши их правильно.
б) Выдели в нем приставку.
Запиши ещё 2 раза по два слова с этой же приставкой ( поехали, побежали, полетели)
4) Правописание падежных безударных окончаний имен существительных.
а) Выпиши существительное, поставь его в начальную форму(им.пад.)
б) Определи тип склонения и падеж.
в) Выдели окончания и запиши свой пример.
Памятки для учащихся по исправлению ошибок.
1. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Пиши так : Собака сидит в будке.
2. Гласные и согласные звуки и буквы .
Подчеркни гласные ,согласные буквы.
Делай так: собака.
3. Слог.
Раздели слово на слоги.
Делай так: мо-ло-ко.
4. Звуковой анализ слова.
а)Выпиши слово.
б)Укажи, сколько в нем слогов, гласных звуков, согласных ,буков, звуков.
Делай так: корова- 3сл,3гл,3сог, 6б ,6зв.
5. Мягкий знак (ь) на конце слова.
Подчеркнуть мягкий знак (ь) и согласную перед ним: семь лень ель .
6. Гласные после шипящих.
Делай так: стрижи, малыши, чаща, чулки.
7. Ударение.
Поставь правильно ударение. (воробей, ребенок)
8. Большая буква в именах и фамилиях (Дима, Наташа).
9. Большая буква в кличках животных (Дружок, Феликс).
10. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением. (моря-море)
Запомни! Безударные гласные в словах пишутся также как и ударные.
11. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова): Ребята.
12. Перенос слова.
Раздели слова на слоги для переноса (сте-на)
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строчку.
13. Парные звонкие, глухие согласные (сугроб-сугробы)
14. Большая буква в названии стран, городов, деревень, улиц, рек (Иртыш, Семей)
15. Мягкий знак (ь) в середине слова( пеньки).
16. Разделительный мягкий знак (друзья)
17. Предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные. (Слава героям!)
18. Двойные согласные в слове (шоссе).
19. Разбор предложения.
Подчеркнуть главные члены предложения. (Заяц сидит в траве)

Как надо работать над ошибками.
1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву которую пропустил. 2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка, для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка в приставке, узнай, как пишется приставка, и напиши слово правильно.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши ещё несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши ещё 2 слова с тем же словом. Выдели суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного то выпиши это слово вместе с тем же словом, к которому оно относится.
Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание.
Составь предложение с существительным в том же падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши, то прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончания.
8. Если ошибка в окончании глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола.
И только опираясь на эти приемы учитель может добиться правильного и грамотного письма от учащихся с нарушением интеллекта.
Категория: Опыт | Добавил: scorpi (2016-03-30) | Автор: Корнейчук Антонида Ильинична E
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 10:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru