Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Обобщение опыта Климкиной Л.А
Обобщение опыта учителя начальных классов
Нижнебурлкской средней школы Климкиной Л.А
«Нам нужно подготовить учащихся к их будущему,
а не к нашему прошлому»
(педагог и футуролог Йан Джукс)

В соответствии с переходом на 12-летнее образование и изменением целей образования, активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования и программы. Пройдя курсы, по программе третьего базового уровня, я поняла, что сегодня учить детей уже нельзя так, как учили раньше В своей работе внедряю «Программу реализации семи модулей в процессе обучения учащихся, ожидаемыми результатами которой является формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие,- становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными. В любом деле начинаю с себя.
Выбранная мною тема самообразования «Развитие учебно-познавательных умений через технологию рефлексивного подхода» предполагает решение следующей основной цели: через развитие навыков рефлексии учебной деятельности обучающихся повысить уровень образования младшего школьника, создать комфортные условия для успешного вхождения детей в учебную деятельность. Ведь от того по какому пути пойдёт развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения или с приходом в школу или ребенок попадёт в чужой, непонятный, а следовательно враждебный ему школьный мир, во многом зависит от учителя , от его умения правильно организовать и построить работу со всеми участниками образовательного процесса. Меняюсь сама и с каждым уроком нахожу приёмы и методы, способствующее эффективности образовательного процесса, развитию личности учащихся.
Раньше, когда я только начинала свой профессиональный путь, часто не придавала значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
В структуре современного урока, соответствующего новым требованиям, она является обязательным этапом урока.
Рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
Многие учителя особый упор делают на рефлексию деятельности, предлагая проводить этот этап в конце урока. Я же убедилась, на примере своей деятельности, что необходимо использовать рефлексивные подходы на каждом этапе урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Здесь важно научить школьника защищать свое мнение, используя приобретенные знания, выяснять не понятное, задавая вопросы учителю, товарищам, оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях, учить рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.
Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексию провожу на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Рефлексию настроения и эмоциональности провожу уже с первого класса. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию провожу для установления контакта с классом, создавая коллаборативную среду. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексию деятельности применяю при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Она помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Примеров организации такого вида работы очень много:
«Лесенка успеха». Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
«Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Или, например, упражнение «Вагончики», где я планирую провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У меня — 4 вагончика. Предлагаю своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
В конце урока или на этапе подведения итогов провожу рефлексию содержания материала. Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Предлагаю детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Или, например, применяю стратегию "Три М" где учащимся предлагаю назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Рефлексивная технология тесно связана с технологией критического мышления. Обе технологии учат: задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, способности самостоятельно заниматься своим обучением брать на себя ответственность, совместно принимать решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, сотрудничать и работать в группе и др.
Применяю такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС .Они известны многим, поэтому не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. Рефлексивное обучение осуществляется при помощи рефлексивного вопроса и рефлексивной познавательной задачи.
Рефлексивный вопрос – важнейший компонент учебно – познавательной деятельности при работе в этой технологии, это вопрос, заданный с целью осмысления:
содержания и последовательности умственных действий, операций, использованных методов и приемов деятельности, возникших трудностей и их причин, новых знаний, умений и навыков, причин достижения или недостижения поставленных целей и задач на этапах целеполагания, планирования деятельности, реализации и контроля.
На этапе ориентировки (Целеполагания) в деятельности рефлексивный вопрос учу задавать (учителем школьникам или учащимся, самому себе) с целью осознания цели, задач и мотивов деятельности: Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?
Что я должен научиться делать? Зачем я хочу научиться это делать?
Что я должен изучить? С какой целью?
На этапе реализации деятельности цель постановки рефлексивных вопросов состоит в том, чтобы осуществлять текущий контроль за содержанием знаний и умственных действий (операций): Что я должен сделать дальше? Почему? Зачем?
Почему не получается? На этапе контроля проделанной работы рефлексивные вопросы помогают ученику осознать достигнуты ли поставленные цели, задачи, предполагаемые результаты деятельности, если нет – то в чем причины неудач. Этим этапом открывается этап ориентировки следующего действия.
Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как связаны эти знания с имеющимися или полученными ранее?
Что научился делать? Для чего мне понадобится это умение?
Достиг ли поставленной цели, задач? Почему не достиг? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?Какие трудности при решении задачи возникли? Почему они возникли?
Что нужно сделать, чтобы их преодолеть? Что необходимо сделать, чтобы подобные трудности не возникали? Что нужно изменить? Почему?
В процессе деятельности на первый план выходит рефлексивная задача – задача, решение которой учит школьников осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий. В процессе решения рефлексивных задач у школьника формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекции, познавательные умения, критически относиться к каждому умозаключению и шагу в решении, аргументировать их; выдвигать гипотезы и проверять их истинность/ложность, осмысленно выстраивать последовательность собственных действий, цепочки умозаключений при решении задачи, постоянно проверяя ход собственных рассуждений, связывать в единое целое различные варианты решения задачи, разные подходы к решению, определять и аргументировать собственную позицию
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что рефлексия (или самосознание) – обязательная составляющая всей учебно-познавательной деятельности современного школьника. Она представляет собой важнейшее основание для самоконтроля, самостоятельной диагностики и коррекции учебных действий ученика, рычагом полноценного саморазвития и самосовершенствования. Новые требования к уроку в школе включают использование рефлексивных технологий как наиболее эффективных для получения детьми качественных знаний и умений.
Реализация программы обновленной программы через использование рефлексивного подхода создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
В учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умению формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Рефлексивный подход создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
Рефлексивное управление учебным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых ученик осознаёт смысл своих действий. Осознанная учеником потребность в том или ином виде формирует внутренний настрой (мотив) на целенаправленную преобразующую деятельность.
Таким образом, технология, разработанная на основе рефлексивного подхода, позволяет сделать учебно-познавательный процесс более динамичным, поворачивать его в новое русло, создавать и использовать новые рефлексии, переводя ученика в позицию субъекта деятельности.
Система рефлексивных подходов и правильно организованная работа с её использованием на каждом этапе урока, способствует развитию познавательных способностей у младших школьников, обеспечивает эффективное усвоение программного материала, что является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах. Для повышения своей квалификации использую не только методическую литературу и советы своих коллег, но и участвую в различных семинарах-практикумах. За время своей педагогической деятельности приняла участие мероприятиях в рамках работы методического объединения школы, района, области, в Международном дистанционном интернет-мастер-классе. Принимаю участие в интернет сообществах , где делюсь опытом и публикую свои авторские методические материалы: http://multiurok.ru, http://konkurstalantov.ru, http://metod-kopilka.ru, http://infourok.ru, http:/collegy.ucoz.ru.
Выступала на секционных заседаниях августовских совещаний:
в 2009 году обмен опытом ( практикум для педагогов) на августовском соовещании по теме «Развитие познавательной активности на уроках математики».
В 2010 году обобщала свой опыт на районном уровне по теме «Диагностико-коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении». Выпустила сборник методических материалов по данной теме.
В 2011году – выступление на августовском совещании по теме «Творческая работа на уроках самопознания»
В 2012г-участвовала в районном семинаре-практикуме «Социально-психологическая защита личности и семьи в современном обществе» (2012г.);
В 2015 году обобщила свой опыт не сайте kopilka.urokov.ru по теме «Психолого-педагогическое сопровождение в условиях образовательной школы»
В 2016 году представила свой опыт, выпустив методическое пособие «Развитие учебно-познавательных умений через технологию рефлексивного подхода»
Педагогическое сопровождение участников образовательного процесса очень сложная и противоречивая деятельность, требующая постоянного роста и самосовершенствования. Участвую в методических семинарах, педагогических советах, работе МО учителей начальных классов, в административных совещаниях.
Работа с использованием технологии рефлексивного подхода позволила достичь хороших результатов.
На протяжении нескольких лет мои ученики участвуют в тематических олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах. Сертификаты за участие в Международном интеллектуальном конкурсе «Кенгуру» получили: Масленникова В, Краус Р «Золотое руно»(ФендельЭ) «Русский медвежонок» (Фазлиев Р),Красников Н.
Дипломы победителя(3место) интеллектульного марафона «Ақ бота» -(Красников Н, Масленникова В ), Диплом победителя (1 место)«Русский медвежонок»-Масленникова В, Диплом победителя( 1 место) Всероссийского конкурса «Вопросита» блиц-олимпиады «Звукобуквоград»-предметная область «Русский язык», Чупрасова А, «Читаем русские народные сказки»-предметная область «Литература» - Дубейко Дарья(1 место).Участники и победители Международного турнира «Пони»(МоринА, БекмурзиноваД,Иванова А.Диплом победителя 1 место Всероссийского конкурса "Талантикус" Блиц-олимпиада: "Прыгают, летают и жужжат"-Чупрасов М.
В процессе формирования рефлексивной деятельности обучающихся наблюдается:
положительная динамика качества знаний и успешность обучения обучающихся, устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету и качественная динамика учебной мотивации деятельности.
Проводимый ежегодный мониторинг учебных достижений показывает положительную динамику успеваемости, качества знаний, уровня обученности .
Как показывают приведенные ниже таблицы, процент детей, принявших участие в предметных олимпиадах, является достаточно хорошим в системе и повышается с каждым годом.
Целенаправленная кропотливая работа позволяет добиваться позитивных изменений результатов обучения. Разнообразие различных форм работы: коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой даёт возможность включать ребят в активную познавательную деятельность. Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих методов обучения с опорой на рефлексию, позволяет достигать высоких результатов в обучении.

За последние три года в моей педагогической работе наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет от 52% до 75%
Категория: Опыт | Добавил: кан (2017-01-03) E
Просмотров: 67 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-02-24, 4:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1509]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [217]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [799]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1792]
Краеведение [93]
Начальная школа [3984]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1186]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru