Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Творческий отчёт на тему: «Дидактическая игра как средство обучения младших школьников»
Введение
Цель работы: создать условия для перехода к учебной деятельности посредством игры
Предмет исследования: процесс обучения младших школьников
Объект: дидактическая игра как средство обучения младших школьников
Гипотеза: процесс развития интереса будет эффективным, если:
- учитываются возрастные особенности младших школьников;
- используется комплекс специально подобранных дидактических игр на уроках.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы игры как средства обучения.
2.Проанализировать использование игры в процессе обучения и развития младшего школьника.
3.Рассмотреть общую характеристику дидактических игр, их функции.
4.Охарактеризовать виды дидактических игр, используемые в начальной школе.
5.Приложение. Описание игр и применение их на уроках.
1. Теоретические основы игры как средства обучения
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа. Эти трудности в адаптации ребенка, можно избежать, если ввести в урок и внеурочную работу игровые моменты.
С переходом из условий игры к условиям учебной деятельности наступает в жизни ребенка переломный момент. Новое положение ребенка в обществе определяется тем, что он не просто уходит из детского сада в школу, а тем, что обучение для него станет отныне обязательным. За результат своего обучения ребенок будет нести ответственность перед учителем, школой и своей семьей. Теперь ребенок должен соблюдать одинаковые для всех школьников правила. И тут на помощь учителям снова приходит игра.
Что такое игра?
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
Игра – особая осмысленная деятельность, интегрирующая в себе все основные типы человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно - ориентированную и коммуникативную.
Игра - это сложное социально-психологическое явление. (В игре ребенок учится управлять собой)
Игра- то средство познания ребенком действительности. ( При помощи игры ребенок учится познавать окружающий мир)
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра в начальном звене является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознание детьми цели своей деятельности, развития творческого воображения и умственных способностей, установлениях человечных отношений.
2. Использование игры в процессе обучения и развития младшего школьника
Игра для ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, обладает еще и исследовательским содержанием, позволяющим моделировать все то, что существует вне игры. Именно через игру ребенок быстрее знакомится с правилами и нормами общения с окружающими.
Важная задача игры: дать возможность каждому ребенку само выразиться, само реализоваться, как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности.
Почему игра так нравится детям? Потому что игра дарит радость и восторг, сам процесс игры полон неожиданностей, а результат - тайна.
Роль игры в развитии, становлении личности ребенка неоспорима.
Важной предпосылкой успешного обучения младших школьников является заинтересованность. Обучение младших школьников должно быть интересным, радостным, но в то же время должно обеспечивать глубокое усвоение учебного материала. Задача учителя начальных классов не только обучать, но и пробудить у детей эмоциональное удовлетворение, радость от полученных знаний и к самому процессу их усвоения.
Использование игр на уроках способствует позитивному отношению к обучению, требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Чтобы и сама игра не надоела, через некоторое время нужно вносить в нее некоторые изменения, усложнять задачу, учитывая усвоенный материал, индивидуальные особенности младших школьников. В большинстве игр на уроках нужно вносить элементы состязательности, что также повышает познавательную активность детей в процессе обучения.
При использовании игр на уроках целесообразно придерживаться следующих требований:
- игра по содержанию должна совпадать с учебным материалом;
- содержание игры должно быть посильным для каждого ребенка;
- дидактический материал по способу изготовления и использования должен быть простым;
- правила игры - простые и четко сформулированы;
- игра будет интересной, если в ней принимают участие все дети;
- итог игры - четкий, справедливый.
Таким образом, использование игр на уроках становится важным средством в формировании чувства коллективизма, умении самостоятельно принимать решения, развитии интереса к изучению предмета.
На уроках и внеурочное время используются следующие игры:
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
Сегодня я расскажу о дидактических играх и применении их на уроках.
3. Общая характеристика дидактических игр
В процессе обучения в начальных классах особое место отводится дидактическим играм.
Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам), входят в понятие «дидактические».
Дидактические игры - это игры с правилами, специально создаваемыми педагогикой с целью обучения и воспитания детей. Учебно-воспитательное содержание таких игр представляется в виде дидактического задания.
Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственное задание, именно в решении которого и заключается смысл игры. Они также содействуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, однако она никоим образом не должна превращаться в учебное занятие. Игра будет увлекать ребенка лишь в том случае, если будет давать радость и удовольствие.
Дидактическая игра - одна из форм учебного влияния педагога на ребенка.
Дидактическая игра - метод умственного развития детей, во время такой игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т.д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни.
Для организации и проведения необходимы следующие условия:
- ЗУН педагога относительно дидактических игр.
- Выразительность проведения игры.
- Необходимость включения педагога в игру.
- Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре.
- Наглядность должна быть простой, доступной и лёгкой.
Цель: Создание условий для перехода к учебной деятельности посредством игры

Предлагаю посмотреть, как я осуществляю преемственность в игровой деятельности.
К.Д. Ушинский писал «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –вот задача первоначального обучения.»
.






Еще Л.С.Выготский обращал внимание на роль дидактической игры, при переходе ребенка в школу.
Дидактическая игра имеет определенную структуру
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую. Она преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры и чем они разнообразнее, тем интереснее для детей игра.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры.
При проведении игры важно сохранить все структурные элементы, т.к. с их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактическая игра - это игра для ребенка, а для взрослого она способ обучения.
ИГРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На любом уроке игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.
Но игра как магнит может быть положительной, а может и отрицательно влиять на развитие ребенка, чтобы этого не произошло надо соблюдать всю структуру урока.
Наиболее важные функции игры:
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Для успешного обучения необходимо пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение.
Таблица рационального использования игр
Положительное влияние игры на личностные качества ребенка
1Овладевают новыми навыками и умениями, получают определенные знания способствуют расширению сферы познавательных интересов.
2. Приобретения чувства коллективизма
3. В игре дети получают опыт коллективного мышления
4. Моделируют труд и общественные отношения людей
5.Из противоречия между стремлением реализовать те или иные ролевые действия и знаниями опытом детей рождается потребность в приобретениях знаний, источник которых взрослые люди и различные средства информации
6.Хорошая игра - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитываемых в неблагополучных семьях
7. Игра, как способ познания деятельности, есть одно из главных условий развития детского воображения
8. Игра, как диагностическая характеристика психического развития ребенка (на каком этапе развития, находится сюжетно - ролевая игра),
9.Именно в игре происходит становление мотивов новой деятельности- учебной
10.Игра есть новый аспект в развитии речи
11.Игра -деятельность, в которой происходит и познавательная,эмоциональная "децентрация" ребенка
12.Развитие ребенка в игре происходит по различным направлениям:
а) нацеленные на физическое воспитание (подвижные);
б) эстетическое воспитание (музыкальные)
в) умственное воспитание (дидактические, сюжетные);
г) эмоционально-волевое (развивается воля);
д) нравственное воспитание (сюжетно-ролевые игры, драматизация)
13.Развитие личностного сознания, есть результат игры

Отрицательные влияние игры
на личностные качества ребенка
1.Если однообразные сюжеты, то есть «скупые сцены» у детей формируются «клише»- ограниченное видения окружающего мира, угасает у детей потребность познания
2. При распределении ролей ребенок может получить «ярлык» (либо плохой «-»-либо хороший «+»).
3. При неверном руководстве- неизбежно возникновений конфликта, может развиваться детская агрессивность.
4. Если взрослый не руководит игровой деятельностью ребенка , то у ребенка в процессе игры не происходит в становлении самосознания.

4. Виды дидактических игр, используемые в начальной школе
Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры свойственны другой, они переплетаются, пересекаются, расширяют пределы.
Игры очень разнообразны по содержанию, формам организации, правилам, влиянием на ребенка, по видам использования материалов, происхождением и тому подобное.
ДИ используются на различных этапах урока: знакомство с новой темой, проверка ЗУН, повторения пройденного материала, закрепление и т.д.
Среди игр, используемых в начальной школе выделяют :
1.игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2.настольные печатные;
3.словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении определённых дидактических задач.
Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.
Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.
Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож – не Похож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.
Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Заключение
Игра по своей сути многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности.
Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилие на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее участниками. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха. Ведь наличие этих условий представляет основу всякого плодотворного труда.
Таким образом, игра - это не только развлечение и забава, которая заполняет досуг ребенка, но и одно из самых серьезных средств педагогического влияния на него.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с игровой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. особое место в этом процессе принадлежит дидактическим играм, способствующим, главным образом развитию умственных способностей ребенка, содействующим развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.
В ходе данной работы были изучены исторические предпосылки возникновения игры. Проанализировано использование игры в процессе обучения и развития младшего школьника. Рассмотрена общая характеристика дидактических игр, их функции. Охарактеризованы виды дидактических игр, используемые в начальной школе.

Этапы урока ПОНЕДЕЛЬНИК
Чтение Математика Письмо Окружающий мир
Актуализация знаний
Игры на внимание «Внимательный читатель» «Веселый счет» «Узнай букву» Игры-настроения
Формирование новых знаний «Теремок» «В гостях у Знайки» «Волшебницы –буквы» Игра-путешествие
Закрепление материала «Чудесный мешочек» «Прятки с цифрами» «Кто самый зоркий» Игра -путешествие
Рефлексия «Закончи фразу» «Угадай-ка» Самооценка «Цепочка пожеланий»
Я считаю, что
Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.

5.Приложение. Описание игр и применение их на уроках.
Категория: Опыт | Добавил: oksano4ka2705 (2017-01-25) | Автор: Захарова Оксана Рамильевна E
Просмотров: 65 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-02-22, 6:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1509]
Школьный психолог [514]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [216]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [799]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1792]
Краеведение [93]
Начальная школа [3983]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [72]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1185]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru