Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Статья "Обучение тому, как учиться"
«Обучение тому, как учиться»
В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся
(Barber and Mourshed, 2007).
Сегодня учитель является стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников. Ожидаемый результат этой программы - сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и становление их быть независимыми, самомотивированными, уверенными в своих силах и возможностях, увлеченными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
( Руководство для учителя, стр.110)
Широкий профессионализм учителя, который позволяет учителю отойти от узких стандартов подхода к обучению, взамен этому необходимо проявить комплексный подход к профессионализму, когда знания создаются учителем, чем просто принимаются и транслируются им.
Сентябрьские курсы... Нас учили новым подходам в обучении детей. На протяжении одного месяца нас знакомили с особенностями семи модулей и как их внедрять в свою практику. В процесс изменения методики преподавания нужно было вовлечь не только коллег и администрацию школы, а также естественно детей и их родителей, спонсоров, поскольку новые технологии предполагают хорошую материально-техническую базу. Встречи были интересными, обсуждения имели эмоциональную окраску и множество вопросов. Незаметно пролетел месяц и вот практика. Волновало все: с чем столкнусь, найду ли правильное решение, смогу ли создать команду единомышленников и каков будет результат?
В период прохождения моей практики в школе я сделала определённые выводы о том, что важную роль в обучении имеют новые подходы в преподавании, где дети активные обучающиеся, они отходят от стереотипов и строят свое собственное понимание на основе личных исследований. Приоритетом в новой методике преподавания служат понятия - «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться».
Главным толчком для меня явился тезис курсов:
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай действовать мне самому
И я научусь».
Как учитель, я должна помочь детям осознавать, и в то же время нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем они могли добиться успеха в обучении самостоятельно, чтобы на уроках всегда была
мотивация к обучению. Если раньше во главе урока была я, то сейчас в центре внимания находятся мои ученики. Готовясь к урокам, я задавала себе вопрос: Что сумеют сделать мои ученики? Справятся ли? «Ломать» себя и свои убеждения тоже было нелегко. Но веление времени требует изменений, в первую очередь начинать нужно с себя.
Если в настоящее время ключевой фигурой является ученик, то меньше времени и функций остается мне. Планировала уроки так, чтобы дети в процессе исследования добывали знания сами. Невозможно передать мое восхищение от того, как они догадывались, находили источники знаний и какое желание в передаче того, что они узнали! Такие приёмы и методы повышают самооценку самого ребенка. Немаловажно само оценивание, возможность оценить себя, друг друга и дать при этом объективную оценку. «Слабоуспевающие» ученики становились увереннее, и голос их звучал сильнее и четче, когда они исправляли недочеты «сильных» учеников. Я думаю, что новые подходы в обучении вселят чувство ответственности и уверенности в нас и наших детях.
В период практики мной был выбран предмет «познание мира» в 3 классе. После некоторого изменения, мне и моим ученикам уже не хотелось ворачиваться к традиционному обучению. Все уроки были построены не индивидуально, а с учетом работы в парах, мини-группах, группах, меняя свои обязанности, свои роли.
Тема урока №3, который я хочу описать - «Явления». Цель – определение возникновения причин природных явлений.

Обучающие задачи:
1) познакомить с причинами изменений в явлениях природы;
2) формировать умения применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Развивающие задачи:
1) развивать речь учащихся
2) развивать умение анализировать, сравнивать, выделять основную мысль
3) развивать умение работать с новой информацией
4) развивать навык систематизации полученных знаний
5) стимулировать навык критического мышления
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении диалога, бережное отношение к природным телам, предприимчивость.
Детям уже самим хочется начать урок с позитива. И мы начинаем с него. Звучит музыка, мы все улыбаемся, настроение отличное! Учащиеся готовы к дальнейшим действиям, они сосредоточены, внимательны. Можно приступать к опросу домашнего задания.
Очень продуктивно проводить опрос в кругу при помощи мяча. Вопросы задают сами учащиеся, это охватывает сразу две стороны – умение задать вопрос и знание ответа на него. Задание было дано с учетом возрастных особенностей детей, поэтому и вопросы звучат «тонкие » и «толстые».
-Что называется телом?
-Приведи примеры тел, состоящие из одного вещества (из нескольких).
Дополнительная информация из других источников по теме, дети добывали самостоятельно и теперь делятся ею.
-Из каких веществ состоит человек?
-Количество веществ (наибольшее, наименьшее).
Желание добыть то, что я и другие не знают, дают стимул в самообразовании. Но не все дети могут справиться с таким заданием, хотя желание у всех одинаково. Причина проста- нет компьютера, бытовая загруженность родителей.
Очень интересным было деление на группы – по временам года. Этот прием эффективно демонстрирует умение учащихся ориентироваться в жизненной ситуации и позволяет направить на самостоятельное определение темы урока после моих вопросов: - Что напоминает вам цвет полученных конфет? А отчего меняется цвет листьев? Что влияет на смену времен года?
Готовность групп определена по окончании их представления. Уже никто не отвлекается и ждет дальнейшего развития событий. Продуктивное время как раз приходится на изучение нового материала. Если при традиционной системе обучения это сделала бы я, то при новой – дети, что способствует самостоятельной сформированности навыков обучения.
Прежде чем начать работу в группах, детям предлагается ознакомиться с предстоящим планом работы. Концепт-карта, таблица оценки группы и памятка рефлексии урока приклеены на партах для отработки системности алгоритма действий. Это помогает выработать систему оценивания и существенно сокращает время ответа. Знакомство с заданиями разбирают группой и сразу же приступают к работе. Так как в группах собрались дети с разными способностями, то и выполнение заданий всеми будет зависть от каждого.
Задания: 1. Прочитать текст стр. 34-35
2. Ответить на вопросы.
3. Задание «Каприз твоего времени года»
4. «Подумаем вместе»
На этом уроке все задания рассчитаны для обсуждения и определения главного всеми группами. Важным является умение слушать и слышать своих товарищей, оценивать максимально грамотно и честно. Ответить на вопросы не сложно для сильных учеников, поэтому они выступают в роли учителя, опрашивая слабого. Этот прием продуктивнее, чем опрос самим учителем. Чувство собственного «Я» - если он смог, то и я смогу, стимулирует слабого дать объективный ответ.


Фото 1 Диалог в форме «Учитель-ученик
Задание «Заполни таблицу ,,Явления,,», которое они выполняют сообща, отрабатывает элементы диалога, так как выясняют соответствие ключевых слов. Продумывая это задание, я была не уверена, что ребята справятся с ним которое связанно с критическим мышлением. Подсказать алгоритм выполнения так и напрашивался, но они справились! При дальнейших разработках уроков обязательно буду использовать задания связанные с критическим мышлением. Это позволит оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.
Работа с одаренными и талантливыми детьми отражена в задании на логическое задание: Катастрофы... что это? и «Правила поведения при катастрофах». Развитие критического мышления моих третьеклашек помогло справиться с этой работой. Но все же не все сильные дети готовы были к обсуждению. Проявилось стандартное поведение - я знаю и я отвечу.
А вот задание творческого характера «Нарисуй каприз своего времени года»
неожиданно для меня, было с интересом встречено детьми и решено единогласно, распределив роли между собой! Они уже самостоятельно
попытались взять на себя ответственность за собственное обучение.
Фото 2 «Каприз моего времени»
Один предложил, и все стали, как по его велению, изображать природные явления времени года. Интересным был момент, когда слабый и зачастую молчаливый ученик С. дорисовал улетающих птиц, а еще и аргументировал свое решение, то даже ребята не удержались от похвалы. В дальнейшем этот ребенок стал заметнее для всего класса. Презентация длилась бы немного дольше, поэтому мне пришлось ограничить регламентом выступлений. Пока чувство времени у детей не развито, приходится использовать как объект контроля - песочные часы. И все же для некоторых учеников и это не помогло, сказалось неумение выделять главное и доносить до слушающих материал в интересной и объективной форме.
В итоге урока всегда кроется достижение цели урока. Мне представилась возможность проверить это на этом этапе. В схеме-опоре я выделила не только главное слово урока – «явления», но и слова предыдущих - «тела», «вещества», чтобы дети смогли найти взаимосвязь этих понятий.


Фото 3 Работа группы
На фото слабый ученик в действии – нашел соответствие тел в природных явлениях. Очень хороший прием «Подумаем вместе» сплачивает команду и дает возможность высказаться в ходе беседы, обсудить и прийти к единому мнению группы. Работали все, но мне было интересно, сможет ли защитить кластер слабый ученик? Волновались и дети, и я, и как они хотели ему помочь! Но по мере возможности своих способностей и уже готовому плану ученик справился.
Для меня не всегда понятно, желает ли выступить слабый ребенок, готов ли он, как не дать скучать ему на уроке. Хороший прием «наблюдение» за ним, как вступает в диалог, что предлагает и может ли отстаивать свое мнение? При новой форме обучения, когда дети учатся сами учиться, у учителя появляется такая возможность. Наблюдение ученика А, В и С с целью анализа и дальнейшей постановки стратегической задачи.
В рефлексии урока заложено оценивание обучения и оценивание для обучения. Количество заработанных фишек группой и каждого в отдельности четко определяется просто подсчетом. Кто и как работал наяву. Алгоритм оценивания группы и личностная оценка отработаны, легко справиться и дать объективную оценку группе и себе. До практики у меня были трудности в донесении умения оценивания самими учащимися. Настаивала на объективности и честности. Не получалось. А вот когда выстроили определенный алгоритм оценивания и критерии оценки (работа всех, умение слушать и слышать), этот процесс стал гораздо объективнее и логически верным. Очень важно обратить внимание на личную самооценку, осмысление собственных успехов и неудач. Ученица К. со средним уровнем знаний, сумела оценить себя непринужденно: - Я не довольна собой. Потому что я знаю больше, но не проявила себя. Может я не выспалась? И сразу же планирует свою стратегию – отдохнуть, чтобы быть активной.
Серии проводимых уроков напоминают мне «снежный ком», одна тема вытекает из другой. Существующая взаимосвязь между темами дает возможность повторения и закрепления, отрабатывается механизм запоминания и понимания. Шквал аплодисментов в конце урока подтвердил понимание темы детьми и достигнутой целью урока.
Чтобы знать, о чем думают дети после урока, делать соответствующие выводы в дальнейшей работе по корректировке, я завела рефлексивный журнал, в котором записываются все внутренние мысли учащихся, а также пожелания и предложения коллег. Одно высказывание совпало с моим: «Сегодня был самый классный урок в моей жизни!
Эффективность учебного процесса – это понимание детьми того, как обучаться, а учителем – чему обучать. Для этого, прежде всего, я думаю, нужно:
1) самой отказаться от «слепого» следования шаблонам и стандартам,
2) изучить больше материала по данной теме в сетевом сообществе и дополнительной литературе,
3) провести нечто вроде врачебного консилиума с коллегами по выявлению талантов и одаренностей у каждого ребенка (у нас в школе не так уж и много детей),
4) не гнаться на уроках за количеством решенных задач, а углублять те знания и навыки, которые действительно пригодятся им в практической жизни и к которым они испытывают интерес,
5) не бояться инноваций, быть более открытой для сотрудничества и толерантной,
6) искать пути интеграции с другими предметами, может быть даже очень неожиданными, если в этом есть потребность у учащихся для их дальнейшего развития,
7) больше внимания уделять оцениванию для обучения и психологическому фактору в ходе этого оценивания, дабы не «убить» зачатки интереса ребенка к процессу обучения.
Каким же будет обучение?
В будущем наши дети должны совершенствоваться и саморазвиваться, через свои трудности прийти к определённой истине. Процесс обучения будет проходить через индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствования. Развитие ребёнка должно происходить индивидуально, личность должна, если можно так выразиться, устоять на ногах в своём недалёком будущем. Результатом всего этого послужит формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира. В ходе моей практики я рада, что при консультировании нашла полную поддержку коллег, администрации , родителей и самих ребят, наверное потому, что главным приоритетом нашей школы является не «пичканье» детей академическими знаниями , часто оторванными от жизни , а обучение их ключевым жизненно-важным компетенциям, которые позволят им самореализоваться и быть востребованными, а следовательно стать творцами своего счастья.
Идеи Программы наших курсов помогают как нельзя более эффективно организовать по новому процесс обучении в школе, с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, а также потребности общаться, сотрудничать, познавать мир через общение не только реальное, но и виртуальное, использовать нестандартные методы и приёмы для развития самостоятельности, творчества, инициативы, критического мышления, логики и коммуникабельности учащихся.



Используемая литература:
Руководство для учителя
Категория: Опыт | Добавил: ngabdrautova (2017-04-09) E
Просмотров: 166 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-12-17, 11:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [745]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [224]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1207]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4037]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1608]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [549]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru