Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Мотивация обучения младшего школьника в условиях обновления содержания образования в РК
Мотивация обучения младшего школьника
в условиях обновления содержания образования в РК

«Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя».
(Древняя мудрость)

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Безусловно, каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо, с интересом и желанием учились в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.
А ведь учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой всегда стояла, стоит и будет стоять задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности, так как именно она способствует повышению эффективности учебного процесса.
В условиях обновления содержания образования мотивация обучающихся выступает «активатором» обучения школьников, способствует реализации их потенциала. Младшие школьники, в основном, все хотят хорошо учиться в школе, но со временем теряют мотивацию и интерес к учебе. Для того, чтобы этого не происходило, ученики должны быть внутренне мотивированы так, чтобы у них было желание, а не необходимость учиться. Этого вполне можно достигнуть путем активного обучения, где новые знания и навыки находят практическое применение, где учебная деятельность ученика связана с его ежедневным практическим опытом. Кроме того, внутреннюю мотивацию учеников учитель может поддерживать через реализацию разнообразного содержания уроков, организацию парной, групповой, коллективной работы, с применение ресурсов с учетом интересов, потребностей и пожеланий школьников. Немаловажную роль в этом важном деле играет стимулирование учеников, получение положительной обратной связи от них, повышение их самооценки. Все это способствует созданию положительной среды обучения.
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Особым приемом повышения мотивации обучения у учащихся является обдуманное поощрение, словесная похвала, позитивный комментарий учителем работы ученика. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой приём, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Ребенок в начальных классах хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
Существует немало приемов формирования учебной мотивации. Учителя начальных классов часто используют прием «Отсроченной отгадки», когда загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Хорошо, если введение в теорию осуществляется через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Для придания практической значимости изучаемой теме учителя начальной школы применяют такие приемы, как:
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
«Фантазёр»
Записана тема урока. «Килограмм. Грамм»
- Назовите 5 способов применения знаний по этой теме в жизни.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек, буклетов, сообщений и т.д.
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно в начале учебного года или четверти попросить ребят ответить на ряд вопросов:
- Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
- Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
- Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?
- Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых учащихся это здорово стимулирует.
В заключение, хотелось бы сказать, что главным результатом своей работы учитель начальных классов должен считать не столько цифры и столбики мониторинга, сколько весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.
Категория: Опыт | Добавил: Люка (2018-06-02) | Автор: Бекибаева Людмила E
Просмотров: 39 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2018-07-16, 3:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1568]
Школьный психолог [532]
История [756]
Опыт [528]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [185]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [842]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1241]
Химия [394]
Классному руководителю [678]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1857]
Краеведение [98]
Начальная школа [4103]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [391]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1667]
Особые дети [305]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1233]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru