Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Методика подготовки заданий по истории, курсу "Челокек.Общество.Право"
Методика подготовки заданий по истории, курсу "ЧОП"

При составлении заданий по истории, курсу "ЧОП" основная трудность заключается в том, чтобы задания были не только сложными, но и интересными, носили творческий характер и были одновременно поучительными.
Задания могут быть следующих видов:
а) альтернативные задания, предполагающие выбор ответа из нескольких взаимоисключающих вариантов (тестовые задания);
б) задания с множественным выбором (т.е. среди предложенных вариантов есть несколько правильных ответов);
в) задания на соотнесение правовых понятий и их признаков;
г) задания на систематизацию особенностей различных процессов и явлений;
д) задания на конкретизацию представлений учащихся о правовых понятиях;
е) терминологические диктанты, направленные на проверку степени овладения учащимися правовой лексикой.
ж) юридические задачи.
Однако из предложенных вариантов заданий сложнее всего всё-таки подобрать необходимый тестовый материал, составить грамотно юридические задачи.
Тестовые задания готовятся сегодня в школах по разным инструкциям и методикам. Анализ специальной литературы утверждает, что предлагаемые в методических пособиях и периодических изданиях тестовые задания не создают целостного представления об основных требованиях к их составлению и применению.
Наиболее правильной является методика, разработанная В.С.Аванесовым; высказанные им идеи вполне подтвердились на практике. Первоначально учитель использует при составлении тестовых заданий готовые образцы; затем он перерабатывает тестовые задания из различных публикаций в соответствии с разработанной методикой; наконец, он самостоятельно создаёт систему тестовых заданий по своему предмету.
При конструировании тестовых заданий нужно исходить из понимания педагогического теста как системы заданий возрастающей трудности, позволяющих оценить структуру и измерить уровень знаний по определённой дисциплине.
Такое определение понятия педагогический тест обязывает, прежде всего, разобраться в особенностях форм тестовых заданий, а именно, закрытой формы, открытой формы, тестов на определения соответствия, на установления последовательности и т.д.
Основные методические требования к конструированию закрытых тестовых заданий (с выбором ответа из числа предложенных) - включать в заранее правдоподобные, равно привлекательные варианты ответа. В.А. Аванесов рекомендует не использовать в задании вопросы, а формулировать их в виде утверждения.
Элементы закрытых тестовых заданий:
1) конструкция (обвести кружком номер правильного ответа, нажать клавишу с номером правильного ответа, если применяется компьютер);
2) задание;
3) варианты ответов;
4) оценка (за правильный вариант ответ - 1 балл, за неправильный - 0 баллов).
Вариативность тестовых заданий тестовой формы достигается за счет различных принципов их составления. Сформулируем ряд рекомендаций.
Принцип альтернативности (да – нет, вправо – влево, имеет – не имеет и т.п.)
Принцип классификации предполагает, что ответы даны по одному признаку, основанию.
Принцип дополнения первого ответа вторым, второго - третьим и т.д.
Принцип цепочки позволяет построить задание так, что второе слово первого ответа становится первым словом второго ответа, второе слово второго ответа – первым словом третьего ответа и т.д.
Принцип построения задания вокруг ядра (предлагается ядро – правильный ответ – и возможные варианты).
Принцип сочетания (для выбора предлагается три ответа, причём третий ответ объединяет первый и второй).
Принцип двойной альтернативы предполагает, что сравниваются два признака и даются все варианты их сочетания.
При использовании открытой формы тестовых заданий ученикам не предлагается готового ответа. Ребята самостоятельно формулируют краткие и однозначные ответы. Элементы открытых тестовых заданий те же, что и у заданий закрытых. Инструкция начинается со слова дополнить.
Тестовое задание на определение соответствия состоит из следующих элементов:
- инструкция;
- задание, предлагающее установить соответствие между единицами в правом и левом столбиках, причём справа вариантов даётся больше, чем слева;
- ответы.
Тестовое задание на установление правильной последовательности состоит из следующих элементов:
- инструкция;
- название задания;
- задание;
- ответы.
Цель такого задания установит правильную хронологическую последовательность каких-либо событий, действий, логическую последовательность явлений.
При разработке тестов необходимо помнить два правила:
1) вопросы должны быть полными;
2) вопросы не должны дублировать друг друга.
Уровень задания должен отличаться, но так, чтобы часть их могли решить все ученики, а одно-два – лишь самые сильные.
Другим видом задания являются задачи. Решение задач должно занимать немного места, а их реализация – требовать длительного времени.
Задачи должны иметь практическую направленность.
Юридические задачи обладают определённой спецификой:
Во-первых, в основе юридической задачи лежит конкретная жизненная ситуация – есть действующие лица, вступающие в правоотношения. В связи с этим всегда возникает вопрос о характере изложения ситуации, степени детализации, чёткости характеристик и акцентов с учётом возрастных особенностей учащихся и воспитательных целей преподавания.
Во-вторых, решение юридических задач требуют применение ранее полученных правовых знаний.
Задачи в зависимости от вида мыслительной деятельности можно разделить на несколько групп:
1) Задачи, вопросы которых носят риторический характер. Цель таких задач: мобилизация внимания учащихся, выявление степени ориентировки в рассматриваемой жизненной ситуации, выявлении личностной позиции.
2) Задачи, рассчитанные на правильное оперирование учащимися юридическими терминами и понятиями.
3) Задачи, требующие применение юридических знаний о конкретных нормах прав, разрешающих, требующих, запрещающих, для оценки явления, действующих лиц, их поступков с точки зрения закона.
4) Задачи, аналогичные третьей группе, но дополненные заданием дать и нравственную оценку факту, поступку, действующему лицу.
5) Задачи и задания, требующие от учащихся применение знаний о конкретных правовых нормах для выработки правомерного способа действия и обоснования его.
6) Задания сравнительно-обобщающего характера, когда на основе анализа рядя юридических ситуаций, фактов и их сравнения учащиеся делают выводы обобщающего характера.
Задачи позволяют повысить интерес учащихся к изучению вопроса права, расширить кругозор учащихся по юридическим вопросам, развивать умения применять правовые знания для анализа и объяснения конкретных жизненных ситуаций.
Стиль изложения задания должен содержать элемент занимательности – элемент «сказочности» сделает задачу запоминающейся и привлечёт к ней внимание учащихся. Пакет заданий обязательно должен включать задачу, с которой справится даже самый слабый ученик, и трудную задачу для сильных учеников.
Нужно всегда помнить о том, что задачи - это особый мир, в каждой из них есть своя изюминка, которая является ключом к решению. В этом смысле тот, кто решает задачу, подобен сыщику, распутывающему сложное дело. Все улики налицо, но часть из них – ложные, а часть может привести к решению.
Таким образом, изложенные выше рекомендации по подготовки заданий помогут учителям составить правильные тестовые задания, превратить любую жизненную ситуацию в юридическую задачу.
Категория: Опыт | Добавил: gnik_boi (2019-04-05) | Автор: Галина E
Просмотров: 110 | Теги: История, курс ЧОП | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2020-05-26, 4:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru