Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках химии и биологии через использование возможностей сервиса Google-form
Статья по теме «Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках химии и биологии через использование возможностей сервиса Google-form»

Автор: учитель химии и биологии первой категории КГУ "Березовская основная школа" Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Ширин Станислав Александрович

1. ВВЕДЕНИЕ

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов.
В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. [1,с.7]. Повышение конкурентоспособности Казахстана является одной из важнейших задач системы образования. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. [2,с.4].
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знаний, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. [2,с.8].
В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса невозможна без использования современных технологий обучения. Мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера, смартфона или планшета. И в образовательный процесс так же проник научно – технический прогресс. Актуальность данной работы заключается в том, что современный урок немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. И у учителя появляется самое мощное и эффективное техническое средство – интернет - технологии.
К ним можно отнести использование бесплатных хостингов сетевых служб для обучающихся и педагогов. Одними из них являются Google-сервисы. Я применяю на уроках химии возможности сервиса Google-формы. Данный сервис позволяет создавать тесты, анкеты, опросы, викторины, к которым можно предоставить общий доступ. Созданные при помощи возможностей сервиса Google-формы ресурсы можно использовать при осуществлении дистанционного обучения.
Практическая значимость заключается в том, что применение возможностей сервиса Google-формы позволяет решить следующие актуальные проблемы в учебно-воспитательном процессе:
1) Большинство современных школьников очень активно используют свои смартфоны и в основном для игр. Тестовые задания, созданные при помощи сервиса Google-формы, обучающиеся выполняют в режиме - онлайн при помощи своих смартфонов, что непосредственно мотивирует их к качественному выполнению тестирования.
2) Тесты на бумажных носителях или тесты, выполнение которых предусматривает наличие компьютеров не всегда удобно использовать в практике, так как требуются затраты определенных ресурсов (наличие компьютеров, бумаги, принтера и т.д.). Для начала работы с Google-формами ученику необходим интернет и смартфон.
3) Часто на уроках и консультациях необходимо выполнить большое количество тренировочных упражнений, что требует больших временных затрат на их проверку и снижают мотивацию у обучающихся. Google-формы предоставляют возможность автоматической проверки выполненных упражнений.
4) При отсутствии обучающего на уроке, или в случае, если он не успел выполнить задание на уроке или желает выполнить его повторно для улучшения своих результатов, он может в удобное для него время перейти по ссылке, отправленной в его социальную сеть или на почту и пройти тестирование.
5) В настоящее время большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности обучающихся. Тестовые задания, выполненные в оболочке Google-form позволяют развивать функциональную грамотность.
6) Тестовые задания можно выполнять как в паре, так и индивидуально, а также в группе.
7) Настройки теста позволяют открыть после выполнения теста ученикам доступ к правильным ответам. У каждого ребенка всегда есть возможность улучшить свой результат.
8) Тестовые задания можно использовать при проведении формативного оценивания на уроках химии и биологии, а также для подготовки к ВОУД, СОр и СОч.

2. Алгоритм работы с сервисом Google-формы
1. Для начала работы с сервисом необходима регистрация в Google-системе, или авторизация по электронной почте. Для этого необходимо открыть браузер в строке поиска ввести «Google диск» и перейти по ссылке.
2. В открывшееся окно необходимо ввести имеющийся адрес электронной почти в формате example.gmail.com или создать новый аккаунт.
3. После того как Вы вошли в Google диск, необходимо кликнуть левой кнопкой мыши на любом пустом месте диска. После чего выйдет контекстное меню, в котором необходимо кликнуть на вкладку «Ещё», затем «Google-формы», затем «Создать пустую форму»
4. Откроется страница формы. Затем необходимо нажать на значок «Настройки», показанный на скриншоте. Открыть вкладку «Тесты» и включить тест. Также, по необходимости, можно настроить параметры теста.
5. Во вкладке «Презентация» можно настроить параметры выполнения теста (например, показать ход выполнения, перемешать вопросы и показать ссылку для повторного выполнения теста).
6. После завершения работы с настройками теста обязательно нужно нажать на кнопку «Сохранить»
7. После сохранения настроек откроется основное окно формы.
8. Чтобы создать первый вопрос, необходимо ввести в поле «Вопрос без заголовка» текст задания.
9. Затем нажав на вкладку «Один из списка», выбрать необходимую форму вариантов ответов (текст (строка), текст «абзац», один из списка, несколько из списка и т.д.).
10. Далее необходимо навести курсор мыши на вариант 1 и в это поле внести один из вариантов ответов. Нажатием клавиши Enter добавляем необходимое количество ответов. Также следует сделать каждый вопрос обязательным, что исключит пропуск задания обучающимися.
11. Далее необходимо указать правильный ответ и количество баллов, которое получат обучающиеся при ответе на данный вопрос. Достаточно просто нажать левой кнопкой мыши на правильный ответ (при этом он окрасится в зеленый цвет) и указать количество баллов за вопрос.
12. Для того чтобы добавить новый вопрос, необходимо нажать на кнопку «+»
13. В вопрос можно включить изображение или видео. Для этого необходимо навести указатель мыши на панель, расположенную справа, и выбрать соответствующие значки «Загрузить видео» или «Загрузить изображение»
14. После того как тест по теме будет создан до конца, можно настроить тему (выбрать фоновое изображение и цвет фона).
15. Для того чтобы открыть обучающимся доступ к форме, необходимо зайти в свой Google диск и правой кнопкой мыши кликнуть на название формы. Откроется контекстное меню, в котором необходимо выбрать «Копировать ссылку для общего доступа». После этого ссылку можно отправить обучающимся в группу «WhatsApp», посредством сообщения в социальной сети «ВКонтакте» или на электронную почту.
17. После того как пользователь заполнит форму, на Вашем Google диске автоматически появятся результаты тестирования. Для ознакомления с ними, необходимо перейти по ссылке «Ответы». Откроется страница с 3 блоками. Блок «Сводка» - позволяет увидеть общие результаты тестирования. Блок «Вопрос» - дает возможность ознакомиться с ответами обучающихся в разрезе вопросов. Блок «Отдельный пользователь» - позволяет учителю ознакомиться с результатами тестирования, с ошибками каждого ученика по отдельности.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения химии и биологии на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.
В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.
Последовательное развитие идей гуманизации школьного образования, включает изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. Конкретизируется содержание предмета химии, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Определены требования и к выбору методов обучения, и к логике построения предмета. В основу технологии преподавания предметов естественнонаучного цикла ставится деятельностный подход. При этом ученики основной школы запоминают изложенные факты, явления и теории.
Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности, определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе.
Формирование функциональной грамотности является сложным, многосторонним, длительным процессом. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. [4,с.34-35]. Особую роль при этом играют информационно-коммуникационные технологии.

4. Список литературы
1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы от 1 марта 2016 г.
2. «Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин». Методические рекомендации. Петропавловск, филиал АО «НЦПК «Ѳрлеу», 2014.
3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.

Источник: https://drive.google.com/open?id=1z702thkykh1MrE-N1XIfg2-geeQFoQ6g
Категория: Опыт | Добавил: berezovskaya-osn-shkola (2019-07-05) | Автор: Ширин Станислав Александрович E
Просмотров: 726 | Теги: Google, Form, функциональная грамотность | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru