Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

ТРАДИЦИИ АНДРЕЕВА ЖИВЫ
К концу XIX столетия в эволюции русского народного инструментария наступили значительные перемены. Они были подготовлены всем ходом развития народного музыкального искусства. В течение XIX столетия, особенно со второй его половины, оно все более отходило от подголосочно-полифонического распева и стиля бурдонного инструментального сопровождения мелодии. Теряют былое значение и выходят, из употребления такие "бурдонирующие" инструменты, как волынка, лира, гудок. Интерес к ним угасал, терялось и мастерство исполнения. Даже самый распространенный и любимый в ту пору инструмент - балалайка - и та в своем начальном виде полностью отвечать новым эстетическим запросам была уже не в состоянии. "Вторая половина XIX столетия - время, когда балалайка, вытесняемая повсеместно в Великороссии гармонией, забывается народом" - писал исследователь балалайки, участник андреевского оркестра В.П. Бабкин. Казалось, наступает безраздельное господство всесильной "заморской" гармоники. Однако это не так. В 1880-1890 годах возникает одно из крупнейших и знаменательных явлений русской народной музыкальной инструментальной культуры - великорусский оркестр Андреева и, наряду с ним, ряд профессиональных ансамблей жалейщиков, рожечников и т.п. В музыкальный быт широко вошла балалайка, но уже с увеличенным, хроматическим звукорядом, начали возрождаться улучшенного образца крыловидные гусли и появился новый струнный щипковый инструмент домра, получивший наименование от забытого скоморошеского музыкального орудия. Это был большого исторического значения перелом.
В 80-х годах XIX столетия в имении Марьино Бежецкого уезда Тверской губернии В.В. Андреев услышал местного балалаечника крестьянина Антипа. Талантливая игра народного музыканта оказала сильное воздействие на Андреева. Последовавшее затем знакомство его с известным исполнителем на балалайке А.О. Паскиным окончательно привело к решению овладеть этим инструментом. По примеру Пасши Андреев заказывает себе инструмент у местного столяра-лучшего мастера по изготовлению балалаек. Завершив период обучения, Андреев демонстрирует свое искусство в домашних и публичных благотворительных концертах в Петербурге. Об одном из таких выступлении, состоявшемся 23 декабря 1886 г. в зале благородного собрания, корреспондент петербургской газеты писал: «Под конец вечера был настоящий сюрприз, это наслаждение, воспринятое от игры, на чем бы вы думали?... на балалайке г. Андреевым».
В 1887 г-н Андреев заказывает известному петербургскому скрипичному мастеру В.В. Иванову балалайку более совершенного образца.
Начало большой, сложной преобразовательской деятельности замечательного русского музыканта в сфере усовершенствования народного инструментария было положено.
Сложилось мнение, будто усовершенствование балалаек, создание домр, конструирование оркестровых семейств и т.д. было осуществлено чуть ли не одним только Андреевым, притом, в необыкновенно короткий срок и сразу в том виде, в каком эти инструменты существуют в настоящее время.
Вместе с Андреевым занимались этим делом М.Фомин, Н. Привалов, Фр. Пасербский, С.Налимов и др.
В 1887 г. одновременно и Ивановым несколько балалаек по заказу Андреева делает Ф. Дасербский. Последний, как указывает Бабкин, увеличил число ладов на грифе так, чтобы была возможна на балалайке не только диатоническая гамма, но и хроматическая. Эти инструменты, получившие впоследствии наименование примы, и использовал "Кружок любителей игры на балалайках", организованный Андреевым в октябре 1887 г. Однообразность звучания ансамбля привела Андрееве, к попытке ориентировать один из инструментов на более низкий строй, также народный, но иного характера - кварта-квинтовый (так называемый "разлад"). Вот это и привело на мысль мастера Пасербского сделать целый ряд балалаек различных размеров, с разным строем. Пасербским были сконструированы следующие виды балалаек: дискант (со строем на октаву выше примы), пиккало, тенор, бас, контрабас.
Дискант, прима и тенор были мелодическими инструментами, остальные - аккомпанирующими. Первое концертное выступление балалаечного оркестра, или по названию того времени «Кружка любителей игры на балалайках», состоялось 20 марта 1888 года в Петербурге, в зале городского Кредитного общества. Участниками его были В.В.Андреев, Л.Л. Болков, Л.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров и Н.П. Штибер - балалайка-прима, Ф.Е. Реннике - балалайка-пикало, В.А. Данченко - балалайка-альт и А.В. Парагорин – балалайка-бас.
Возникли, однако, непредвиденные трудности, Андреев и несколько его последователей желали дать свой первый концерт в зале Кредитного Общества, сговорились с администрацией зал - о дне концерта и плате за зал. Вдруг неожиданно все пропало. Заведующий залом, узнав, что будут играть на балалайках, наотрез отказал балалаечникам в предоставлении помещения. Понадобилась немало времени и настойчивости, чтобы сломить сопротивление администрации. Успех превзошел самые смелые ожидания. "Санкт- Петербургские ведомости", а вслед за ними, "Русская газета" отмечали, что успех балалаечников был выдающимся", г-на Андреев вызывали без конца и поднесли ему два лавровых венка". В статье сообщается об одном курьезном случае, происшедшем на концерте. Во время сольного выступления Андреева на эстраду поднялся неизвестный человек преклонных лет, взял в руки один из поднесенных лавровых венков и венчал им Андреева на протяжении всего времени, пока тот исполнял свой номер.
Успешное выступление кружка балалаечников вынуждены были признать и те, кто решительно отвергал Андреевскую затею.
В течение первых трех лет работы Андреевцы пользовались инструментами Пасербского. В сентябре 1980 г. появляется свой инструментальный мастер Семен Иванович Налимов (1858-1916). На протяжении 26 лет, до конца своей жизни, Налимов трудится при андреевском оркестре, экспериментируя и изготовляя для него потребное количество балалаек и домр.
После 8 лет работы с кружком балалаечников В.Л. Андреев задается целью ввести в состав своего ансамбля и другие русские народные музыкальные инструменты. В 1896 г. он писал Привалову: "Я думаю восстановить все инструмента, на которых играл народ государства московского, к моим балалайкам присоединяю домры... затем восстановлю гусли-«жалейку, накры и другие ударные".
Летом 1896 г. В.В. Андреев, Е.П. Фомин, С.И. Налимов осуществляют первую реформу балалаечного оркестра. К балалайкам были добавлены 2 домры - дискантовая, или как он тогда называлась "домирико", "альтовая" и средняя, - также крыловидные гусли, изготовленные по рисунку, а заимствованному из книги Фамицына "Гусли - русский народный музыкальный инструмент". Изготовление гуслей и домр было осуществлено Налимовым, Руководил его работой в данном случае Андреев.
Как уже говорилось, домра существовала на Руси сравнительно недолго, примерно около 200 лет, и находила применение главным образом среди профессиональных музыкантов - скоморохов. В конце ХШ века она полностью вышла из употребления. Ни одного экземпляра ее не сохранилось, она лишилась исполнителей и превратилась в мертвый, никому не нужный предмет. В 1902 г. Андреев писал: "С XIII в. название домра совершенно исчезает из употребления народа, вместо него появляется наименование - балалайка, относящиеся сначала к инструменту с круглым кузовом, т.е. к домре, с XIX века кузов принимает, однако треугольную форму, круглый же встречается как большая редкость. Название домры совсем позабыто. Мною найдены в Вятской губернии оба типа - с треугольным и полушаровидным кузовами, оба 3-х струнные. Домра восстановлена мною по этому экземпляру, строй для балалайки принят мной народный, две струны в унисон, третья в кварту. Для домры я взял один из употребительных в народе, так называемый "разлад", то есть все 3 струны в кварту".
В результате введения домр и гуслей, кружок любителей игры балалайках переименован в великорусский оркестр.
Первое выступление состоялось 9 ноября 1897 г. - концерт устраивался с благотворительной целью в пользу черногорцев, пострадавших от наводнения".
Второй концерт 11 января 1898 г., а третий, Юбилейный, состоялся 22 марта того же года. Наряду с поездками по городам России, андреевский оркестр совершил и зарубежные гастроли. Первые две поездки Андреева с секстетом балалаек были совершены во Францию. Выступление на Всемирной парижской выставке /1889 г./ хотя и были встречены сочувственно, однако не в такой мере, как надеялись члены кружка балалаеч¬ников, Андреев остался этой поездкой недоволен. Зато вторые гастроли, состоявшиеся весной 1892 года, принесли шумный успех, Андреев награжден французским Министерством изящных искусств, в парижской прессе появились хвалебные статьи и высказывания крупных французских музыкантов. В Парижской консерватории был введен класс по обучению игре на балалайке.
За поездками по Францию последовали гастроли в Англию, Германию, Америку, и всюду они проходили с шумным успехом. "Любимцем местной, преимущественно немецкой публики сделался солист оркестра г. Трояновский немецкий кронпринц сообщил Андрееву, что он недавно сам начал учиться играть на балалайке..." В программе оркестра были произведения не только русских, но и зарубежных композиторов: Чайковского, Мусоргского, Р-Корсакова, Бородина, Шумана и других композиторов.
В 1909 г. Андреевский оркестр, по совету Ф.И. Шаляпина, совершает с громадным успехом поездку в Англию, где гастроли вместо 3-х недель продолжались 3 месяц и выступления шли по 2 раза в день. В магазинах Лондона появились в продаже костюмы, обувь, духи, мыло и т.п. под названием "Андреев", "Балалайка", "Эй, ухнем" и т.п. В Англии, так же как и в Германии, после выступлений андреевцев было создано 5 великорусских оркестров, один из которых, присвоивший себе имя Б.С.Трояновского, существует по нестоящее время.
В 1911-12 годах с таким же из ряда выходящим успехом оркестр гастролировал в США. Сразу же в Америке газета "Нью-Йорк дейми трибюн" напечатана статью, где говорилось "Чрезвычайно характерно для России, что для назидания мира она послала такого красноречивого миссионера, как балалаечный оркестр". Американский видный критик Фильдс писал: "Мы помним невероятный успех в Нью-Йорке таких артистов, как Аделина Татти, Иоган Штраус, Кубелик; их американцы принимали с восторгом, но такого, успеха, как андреевский оркестр, они все же не имели".
Говоря о достоинствах и замечательных творческих (достоинствах) достижениях оркестра, мы должны подчеркнуть, что более всего он обязан своему учредителю - Андрееву, не только превосходному музыканту - исполнителю, но и выдающемуся дирижеру и талантливому организатору.
В июле 1908 г. Андреев направляет ходатайство в Совет министров о назначении оркестру ежегодной государственной субсидии в размере 33000 рублей, сроком на 10 лет. Ходатайство поддерживает Министерство торговли и промышленности. Дело тянулось 6 лет (1908-1914). Однако в конечном итоге, пользуясь покровительством любителя и знатока русской народной песни, видною государственною чиновника Т.И. Филипова, Андреев сумел добиться выдачи оркестру ежегодного пособия из средств Министерства двора в сумме 25000 рублей.
С той поры деятельность Андреева, и андреевпев приобрела особенно широкий размах. Пропаганде усовершенствованной балалайки много способствовало появление балалаечников-виртуозов, среди которых самым выдающимся был Б.С.Трояновский.
Но самым, кажется, действенным способом внедрения балалайки в народный музыкальный быт широчайших крестьянских слоев явилось обучение игре на балалайке солдат. В 1891 г. он сумел добиться разрешения обучать игре на балалайке нижних чинов сводно-гвардейского батальона. С 1891 по 1897 г. Андреев преподавал в 6 полках, причем как он сам, так и его помощники работали бесплатно.
В 1994 г. появляется учебная литературе "Школа для балалайки" В. Андреева, "Самоучитель для хроматический балалайки" Б. Бабкина и Ф. Пасербского, в 1898 г. - "Самоучитель для балалайки но цифровой системе" - А. С. Шевелева (под ред. Андреева), а в 1901 г. - "Полный самоучитель для балалайки по цифровой системе" в 2-х частях В. Андреева и А. Насыпова, "Школа для домры" в 3-х частях и др.
В декабре 1886 г. Андреев впервые выступил в Петербурге в публичном концерте в качестве солиста, на народной балалайке. В 1898 г. только в столице насчитывалась около 20000 любителей, игравших на балалайке. В 1905 г. "Попечительство о народной трезвости" открыло в Народном доме класс игры на балалайках, домрах и гуслях, рассчитывая принять в них 50 учеников. В первые же три дня записалось 300 желающих, а несколько позже число обучающихся было доведено до 400 человек.
Однако признание Андреевского дела со стороны русских музыкальных деятелей и русской музыкальной прессы пришло не срезу, а путем длительной и ожесточенной борьбе. В газетах печаталось очень много статей, где авторы порицают вредное, с их точки зрения, увлечение игрой на музыкальных инструментах, "не имеющих литературы", к которым они относят, в первую очередь балалайку, домру, гитару и др. В связи с появлением критических выступлении в прессе Андреев обратился в редакцию газету "Россия" с открытым письмом, в котором ответил на основные вопросы противников.
Русский народ, писал Андреев, никогда своих музыкальных инструментов не оставлял, но развитие их действительно задерживалось в результате гонения церкви. Новые инструменты полностью сохраняют самобытность народных образцов, поскольку усовершенствование коснулось лишь качественной стороны, а не существа конструкции и, следовательно, они ничего общего не имеют ни с мандолинами, ни тем более с гитарами.
Отвергая необоснованные обвинения в засорение репертуара оркестр разного рода вальсами, маршами и т.п. Андреев пишет, что, во-первых, на 100 исполняемых оркестром народных песен приходится не более 10-15 подобного рода пьес /кстати, замечает Андреев, исполняемых постоянно полковыми оркестрами/, и во вторых, сама жизнь не переносит однообразия, и ежедневные щи и каши непременно надоедят, как бы они ни были прекрасны и любимы.
Дальнейшее продвижение великорусского оркестра лежало на другом пути - развития его как самостоятельного организма, с опорой на музыкальный материал более высокого художественного значения. Трудно переоценить при этом роль сочинении Глинки. Р-Корсакова, Бородина, Шумана, Шопена и др. используемых оркестром в многочисленных транскрипциях. Значение "Русской фантазий" Глазунова 1906 г. была поистине огромным для дальнейшего пути великорусского оркестра. Наконец в концертах Андреевского оркестра стали охотно выступать Шаляпин - личный друг Андреева, Ершов, Пигнер и др. крупные артисты, после всего этого балалайка, великорусский оркестр и вся деятельность Андреева получили всеобщее признание.
В те же годы началась деятельность - Григория Павловича Любимова, создателя 4-х струнных домр квинтового строя. В 1912-1931 г. Любимов совместно с инструментальным мастером С.Ф. Буровым, построил домры четырех размеров и организовал квартет домристов. Деятельность квартета приобрела большую популярность, особенно после того, как к участию были привлечены молодые, талантливые певцы А.Л. Доливо и О.В. Ковалева. Обработку русских народных песен для этого ансамбля осуществляли композиторы А.Д. Кастальский и А.Т. Гречанинов. В советские годы квартет был преобразован в домровый оркестр.
Оркестр В.В. Андреева, лишенный временным буржуазным правительством финансовой помощи, встретил поддержку Наркомпроса в лице А.В. Луначарского, он преобразуется в "Первый народный государственный оркестр". Оркестр Андреева командируется в двухнедельную поездку со 2 по 16 ноября на Северный флот, для участия в торжествах празднования Октябрьской революции. Предоставляя право участвовать в октябрьских торжествах вместе с теми, кто совершил революцию и с оружием в руках защищал советское государство от интервентов, партия и правительство оказывали народному оркестру большую честь, подчеркивали его заслуги перед народом. В 1917 году Г.П. Любимов организовал в Москве при "Убежище для слепых воинов-жертв империалистической войны", мастерскую по изготовлению 4-х струнных домр. Руководство мастерской осуществлялось С.Ш. Буровым. Из слепых был создан и 1-ый домровый оркестр, игравший по нотам /по системе Брайля/. В 1918 году в студиях московского Пролеткульта возникли небольшие домровые группы-предвестники домровых оркестров, а вслед за тем Наркомпрос создал 1-ый профессиональный Государственный домровый оркестр под руководством Любимова, укомпл¬ектованный всеми видами домр от пикколо до контрабаса. Вот, что писал журнал "Пролетарская культура" об одном из первых выступлений домрового оркестра: «В воскресенье, 18 августа, в помещении Пролеткульта был устроен тов. Любимовым показательный концерт-доклад с участием народных музыкальных инструментов и певицы О. Ковалевой. Великолепно исполненный в этом концерте ряд народных песен в гармонизации Р. Корсакова, Людова, Мусоргского и др. имел колоссальный успех». Статья заканчивалась призывом к организации подобных оркестров. Начиная с 1919 г. домровые оркестры получили широкое распространение. В эти же годы начинается борьба за художественную, современную революционную музыкальную литературу, за изгнание из быта пошлой "Непмонской" музыки. С этой целью в Москве и Ленинграде, а затем в ряде других городов состоялись конференции, конкурсы и смотры исполнителей на популярных муз. инструментах - балалайке и гармонике. В июле 1926 г. в Москве прошла первая конференция гармонистов и запевал, где вопросы репертуара, очищения его от низкопробной музыки поднимались особенной остротой и принципиальностью. Значительной вехой в развитии народного музицирования следует отметить первый конкурс-смотр балалаечников и гармонистов, учрежденный осенью того же года Ленинградской газетой "Смена". Организаторами и руководителями его были такие энтузиасты этого дела, как старейший андреевец В.П. Киприанов и секретарь редакции "Смены" Д.А. Масляненко. Во главе жюри стоял А.К. Глазунов. В жюри входили: руководитель и дирижер оркестра русских народных инструментов имени Андрееву - Ф.А. Ниман, известные гармонисты Я.Ф. Орланский-Титаренко и Л.Д. Раколла.
С интересом читается отрывок из статьи Масляненко, где образно передана предконкурсная обстановка и метко подчеркнут стихийный музыкальный подъем, вызванный этим смотром. «На седьмом этаже дома №14 по Социалистической улице, - пишет он, - где размещалась тогда редакция газеты "Смена", происходило в те дни нечто невероятное. На лифте и пешком поднимались сюда люди разных профессии, разного возраста 76-летний инвалид и школьник 8 лет, токари, врачи, слесари, инженеры и т.п. И к телефонным звонкам, к треску редакционных машинок присоединились звуки вальса, бренчали балалайки, разливались голосистые баяны, писклявые скромные двухрядки, саратовки, "Ливеньки", "Хромки". Какой-то безработный парикмахер с усами, как у Вильгельма II, не смотря на наши самые энергичные протесты, весь вечер демонстрировал в редакции свои достижения в художественном свисте.
И все, кроме гармонистов и балалаечников, ругательски ругали "Смену" за то, что их не допускают к участию в конкурсе. На сообщение представителей редакции, что будущем году состоится II конкурс-смотр, где можно будет играть на любом инструменте, хоть на "Кочерге", обиженные заявляли: "Почему в будущем, а не в нынешнем году? Почему цитре вход воспрещен? Почему гитару не допускаете?"
Приветствуя первый конкурс-осмотр исполнителей народных инструментов, много хороших слов о гармонике и балалайке сказали: писательница Л.Н. Сейфуллина, артисты И.В. Ершов, П.Л. Гавдебуров, Е.В. Лопухова и др. Второй конкурс-осмотр открылся 10 октября 1926 г. в Актовом зале Смольного. Сам факт представления, по личному распоряжению С.Л.Кирова, этого помещения для выступления балалаечников и гармонистов говорит о том, какое значение предавалась к конкурсу Ленинградской партийной организации. В конкурсе приняло участие 178 человек (26 гар. и 82 бал.). В подавляющем большинстве исполнялись народной песни: "При доминушке", "Сама садик я садила", "Светит месяц", "По улице мостовой", "Эй, ухнем", частушки, революционные произведения: "Смело, товарищи, в ногу", "Марш Буденного", музыкальная классика: "Вальсы Шопена, "Мазурка" Венявского, "Полька" Рахманиного, и в довольно большом количестве пьесы легкого жанра: "Белая акация", вальсы "Оборванные струны", "Привет" и др. В конце 1926 года прошел конкурс гармонистов в Москве. То, что в нем участвовали только гармонисты и отсутствовали балалаечники, имело причину: в Москве не было своих "Андреевцев"; в дореволюционные годы великорусский оркестр и солисты-балалаечники не пользовались там таким вниманием и распространением, как в Петербурге. Правда, в середине 20-х годов в Москве развернулась деятельность домрового оркестра Г. Любимого, но домра никогда не была столь популярным сольным инструментом, как балалайка.
В жюри Московского конкурсе входили профессора консерватории Н.Я. Брюсов, К.Н. Игумнов, A.M. Цейтлин и др. В отборочных турах участвовало около 1600 гармонистов, и выступления их слушало почти 30000 человек. На заключительный тур, проведенный в Большом театре, явилось так много народа, что, как писал Г. Поляновский: "Если бы стены могли выдвинуться втрое, то и тогда бы не вместили всех желающих присутствовать на празднике гармонии".
В 1930-31 годах развернулся спор о четырехструнной домре, спор это этот длился главным образом, на страницах журнала "За пролетарскую музыку" и газеты "Вечерняя Москва" между приверженцами андреевской либо любимовской домровой конструкции. Второй пункт, подвергшийся сильному обстрелу, относился к посадке "Четырехструнников", которые якобы калечило музыкантов. Отвечая на все нападки, Г. Любимов заявил, ссылаясь на свою 30-летнею педагогическую практику: "Никогда ни один врач не обнаруживал в рекомендуемой мною посадке калечащих свойств".
Возвращаясь к вопросу массового развития музыкальной самодеятельности, отметим, что по примеру Москвы и Ленинграда конкурсы и смотры гармонистов и балалаечников были и в других городах РСФСР - в Мурманске, Новгороде, Пскове.
За конкурсами и наряду с ними следовала новая форма смотров и пропаганды музыкального искусства - олимпиады. Они устраивались во многих городах, наиболее ярко проходили в Ленинграде - городе, явившимся застрельщиком этого вида массовых музыкальных празднеств. Первая ленинградская олимпиада состоялась 13 июня 1927 г. / на стадионе им. КИМа и была посвящена празднованию 10-летия советских профессиональных союзов. В ней приняли участие 7000 исполнителей-певцов, музыкантов. В 1-ом отделении после фанфарных звуковых труб выступил сводный оркестр русских народных инструментов, который состоял из 1500 человек и делился на две группы. Группа более сильных оркестрантов исполнила народные песни "Да по садику, садику" в обр. Н.Фомина, "Как под яблоней" в обработке П. Коркина и фантазию оперы "Кармен" Ж.Бизе. Всей массовой были исполнены песни "Мы кузнецы", "Светит месяц". Оркестром дирижировал В. Киприянов. Во 2-ом отделении выступил объединенный хор в составе 4000 певцов под управлением П. Немцова, в 3-м - сводный духовой оркестр из 1500 музыкантов.
Подлинно массовыми русскими народными инструментами остаются гармоника и балалайка, самым распространенным из оркестров - балалаечно-домровый. Среди гармоник в настоящее время наибольшей популярностью пользуются "хромка" и особенно "баян". Незаменимую роль сыграл баян в годы Великой Отечественной войны. Благодаря своей конструкции, позволяющей исполнять почти любой музыкальный материал, и будучи в то же время весьма портативным, баян оказался в условиях фронта самым подходящим инструментом. Он стал неизменным спутником фронтовых бригад профессиональных артистов. С учетом исполнительских возможностей баяна советские композиторы создавали многие фронтовые песни, культивировали и развивали характерные гормонные наигрыши: вспомним, например, "В землянке", К. Листова, "В лесу прифронтовом" М. Блантера, "Играй мой баян", "На солнечной полянке", "Соловьи" В. Соловьев-Седого и др. В условиях фронтовой музыкальной работы получила развившая новая форма баянных ансамблей - сопровождение хорового пения. В таком именно плане ансамблей баянистов стали применять в Воронежском хоре и Уральском народном хоре, созданных в годы ВОВ. Затем и в других народных хорах и ансамблях песни и танцах. Ансамбли баянистов сопровождают выступления и таких всемирно известных профессиональных хореографических коллективов, как "Березка".
Значительные изменения произошли и в оркестрах русских народных инструментов. Это коснулось, прежде всего, репертуара. Наряду с русскими песнями оркестры исполняют песни и танца братских народов СССР и зарубежных стран. Баяны начали вводить в народные русские оркестры в 1930- 1940 годах, с того времени они заняли здесь прочное, но поначалу не всегда равноправное положение. Нередко их стыдливо использовали в качестве своеобразной "аккордовой машины" или замены духовых инструментов, боясь поручать самостоятельные, тем более солирующие партии.
Большой интерес представлял в недавнем прошлом инструментальная группа Русского народного хора им. Пятницкого. В этом небольшом но числу участников оркестре, состоявшим в основном из домр, балалаек и баянов, широко применялась игра на подлинных народных жалейках, рожках и ложках. Опыт хора им. Пятницкого стали со временем перенимать оркестры народных инструментов. Стали использовать бубен, ложки, треугольники, тарелки. В качестве эпизодического шумового инструмента заслуживает внимание русская народная трещотка.

Заканчивая разговор о возможных дополнениях оркестра русских народных инструментов, необходимо подчеркнуть, что они должны применяться в высшей степени тактично, умеренно, чтобы ни в коем случае не изменить специфику оркестра и тем самым не разрушить его. Таким представляются возмож¬ные пути развития русского народного оркестра, обусловленные его многолетней традицией, истории народных инструментов и опытом усовершенствования национальных музыкальных инструментов в республиках Советского Союза.
Неизвестно, как бы сложилась в дальнейшем судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки В.В. Андреева. 1886 год можно смело называть годом второго рождения балалайки, период активной творческой деятельности Андреева началом расцвета русской нар¬одной инструментальной музыки.
Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступлений Андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом Наряду с поездками по городам России, Андреевский оркестр совершил и зарубежные гастроли, получая, благожелательный прием иностранной публики. Были поездки во Францию, Англию, Америку, Германию, и всюду гастроли проходили с шумным успехом.
В.В. Андреев сам пишет пьесы для балалайки, делает аранжировки русских народных песен. Первое сочинение для балалайки "Пляска скоморохов", "Гвардейский марш", вальс "Балалайки", который вскоре стал очень популярным: "Полонезы" (№1), "Мазурки", "Вальс экспромт", мазурка "Сирена", вальс "Искорки". Андрееву принадлежат создание первой "Школы игры на 5 - ладовой балалайке".
Несмотря на то, что Андреевым было написано около 40 произведений, большинство из них не были опубликованы при его жизни. Сочинения Андреева, обработанные советскими композиторами, и в настоящее время звучат на эстраде и в классах различных музыкальных учебных заведений.
Советское правительство высоко оценило патриотическую деятельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание "Первого русского народного оркестра".
После смерти В.В. Андреева оркестру было присвоено имя его основателя. Творческая деятельность оркестра является продолжением традиции В.В. Андреева. Концертная деятельность оркестра многопланова: выступление по радио и телевидению, на концертных площадях города, шефские концерты в колхозах, на промышленных объектах, в воинских частях.
На IV всемирном конкурсе ансамбль народных инструментов из солистов оркестра был удостоен звания лауреата.
Категория: Опыт | Добавил: фдаш (2010-12-13) | Автор: Шемчук Зоя Васильевна
Просмотров: 1405 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2018-11-13, 9:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1574]
Школьный психолог [535]
История [760]
Опыт [534]
Научная кафедра [227]
Воспитание души [252]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [186]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [844]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1244]
Химия [396]
Классному руководителю [679]
Биология [602]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1862]
Краеведение [98]
Начальная школа [4112]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [392]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [83]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1675]
Особые дети [306]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [655]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [76]
Внеклассные мероприятия [1236]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [423]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [54]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура Великая Отечественная Война игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru