Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО БАЯНА
Индивидуальный урок, особо трудный предмет педагогических исследований. Форма проведения урока крайне разнообразна. Индивидуальный урок в отличие от группового - это «Закрытая», малодоступная постороннему взору и слуху область. Обычно урок проводится с глазу на глаз с учеником; присутствие других учеников не вносит существенных изменений. Начинающий педагог с первых своих опытов невольно подражает каким-либо образцам: своему учителю или другим педагогам, на занятиях которых ему удалось побывать. При этом нередко возникают какие-то, порой случайные, приемы проведения занятий, которые удивительно быстро закрепляются. Посещая уроки даже умелых педагогов, поражаешься порой, как часто повторяются трафаретные приемы, излюбленные фразы, привычные интонации и т.д. Педагог сам не замечает этого, но на учеников «привившиеся» им приемы уже не действуют: порой по выражению лица ученика видно, что он заранее предугадывает, когда и что ему скажет педагог. То же самое по существу указание в устах другого педагога иногда воздействует на ученика гораздо сильнее лишь потому, что оно было высказано другим тоном, другими словами.
В трафаретных формах проведения урока опытным педагогом можно все же заметить определенный смысл, какую-то, пусть примитивную организацию. Гораздо хуже, если урок проводится беспорядочно, хаотично, словом «по методу попутных поправок». Это означает, что педагог, в сущности, не ведет урок, не управляет процессом занятий: прослушивая ученика, он пассивно следует за его игрой, регистрируя и корректируя его ошибки, упущения, неудачи здесь - фальшивую ноту, там - неверный ритм, плохое звукоизвлечение и т.д. Каждое замечание педагога, вероятно, уместно, и в свое время начинающий педагог обязательно научится замечать все упущения ученической игры. Но при занятиях по «Методу попутных поправок» отсутствует обобщающая художественная задача; общее и частное, значительное и мелкое; трудное и легкое перемешиваются в случайной последовательности, внимание ученика рассеивается на множество частностей. Улучшение его игры, даже если оно достигнуто.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания? Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так называемых «Попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания.
В каких случаях можно так заниматься? Пожалуй, только в тех, когда педагог сразу слышит, что ученик дома совсем не работал и ничего из сделанных замечаний указаний не выполнил. Тогда, может быть, имеет смысл, прервав его пару раз и отметив плохую работу, закрыть ноты и потребовать исправления ошибок. И то лишь, если педагог вполне уверен, что причина плохо выученного урока в недобросовестном отношении к делу, в лени, нежелании работать».
У Софронова был свой способ занятий с учениками, плохо выучившими урок. Обычно очень активный, темпераментный, делавший много указаний, он в этих случаях складывал руки на груди и начинал вздыхать, а потом зевать. За время игры ученику больше ни одного слова, замечания не делалось. Ученик волнуется, играет все хуже и хуже. Наконец, он доиграл пьесу до конца. Сафронов, делая последний, самый глубокий вздох и самый продолжительный зевок, кладет локти на свои колена, опирается головой о ладони рук и... молчит. Проходит минута... полторы..., две... в классе мертвая тишина... При общем гробовом молчании раздается тихий, преувеличенно мягкий и протяжный голос Сафронова. Ну, что же! ... Достаточно.
Как правило, надо прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Почему? Во-первых, педагог таким путем может составить более ясное представление о проделанной работе; во-вторых, ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановок, привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества. Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на её достоинства и недостатки. Если видно, что ученик работал над пьесой, то даже в том случае что-то на уроке не закрепляется. В результате такого урока в создании ученика не возникает представления о музыкальном произведении как целом, он не знает, на чем нужно сосредоточить свои усилия, многочисленные указания, естественно забываются. На следующем уроке педагог жалуется, что ему приходится повторять почти все прежние указания - таков закономерный результат подобного урока.
Различные формы проведения урока во многом определяются индивидуальностью педагога, его методическими воззрениями, вкусами, признаками. Так, например, Фильд относительно мало прибегал к словесным пояснениям, но зато много играл. Антон Рубинштейн много говорил по поводу исполнения, но сам никогда не показывал за инструментом тех произведений, над которыми работал с учениками.
Как бы ни были разнообразны формы занятий с учениками, все же можно высказать несколько общих соображений относительно принципов построения и ведения урока, памятуя, конечно, что на практике они могут бесконечно варьироваться.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос о последовательности работы над учебными материалами.
С чего целесообразнее начинать урок - с упражнений, этюдов или художественного материала, а если с произведений, какого жанра? Наиболее разумно было бы не придерживаться раз и навсегда установленного порядка, чтобы приучать ученика быстро применяться к обстоятельствам. Обычно полезно вначале поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять обстоятельно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар - целесообразно на одном уроке детальнее заняться частью произведения, а на следующем - остальными, ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней работы и несколькими самыми существенными замечаниями.
Чтению нот с листа и игре гамм, упражнений лучше уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, оставляющие эту работу на самый конец, обычно систематически не успевают ее выполнить, если многие недостатки оказались непреодолимыми, полезно отметить имеющиеся достижения, чтобы поощрить его и правильно ориентировать в дальнейшей работе.
Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний. Неопытные педагоги этим часто грешат. Они сплошь и рядом говорят ученику сразу все, то могут сказать про его исполнение, в результате его многое и часто самое существенное оставляется им без внимания. Опытный же педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое главное - на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. И лишь постепенно па других занятиях он переходит к менее существенным частностям и второстепенным деталям.
На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаше всего это произведение педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные, пояснения.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕДАГОГОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Проигрывать сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого простого произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Если это было бы возможно, о музыке нельзя было бы говорить как об особом виде искусства, обладающим специфическими выразительными средствами.
Мы знаем, какое могущественное воздействие на ученика оказывает яркое, мастерское исполнения педагогом произведения. В подтверждение этого можно было бы привести свидетельства многих музыкантов, учившихся у крупных педагогов-артистов. Вспомним высказывания учеников А.Г. Рубинштейна о благотворном влиянии его игры "Как будила музыкальную мысль всякая сделанная им поправка, как возбуждала фантазию всякая сыгранная им фраза! В интимной обстановке класса, среди небольшой кучки товарищей, замирая от восторга, когда А.Г. проигрывал нам наши пьесы, стоя около него близко-близко, как бы осязая физически это дивное артистическое творчество, мы впитывали идеалы высочайшего совершенства фортепианной игры".
Конечно, не многим выпадало и выпадает счастье учиться у таких педагогов-артистов, как А.Г. Рубинштейн. Но нельзя забывать о том, при нормальном соотношении исполнительских возможностей обучающегося и обучающегося разница между ними должно быть если и не столь значительной, какая была между Рубинштейном и его учениками, то все же достаточной, чтобы игра педагога могла доставить ученику художественное наслаждение и принести большую пользу.
Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком чистое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. Надо учитывать, как именно и в какой период работы над сочинением полезно играть его ученику.
На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ОТВЕТИТЬ – КАК ВОЗМОЖНО лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными впечатлениями послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы. Играя ученику, необходимо, однако, всегда учитывать его возможности. Доводилось наблюдать, как хорошее исполнение педагога приводило иногда к отрицательному результату. Так, однажды студент-практикант долго работал с учеником над «Этюдом» К. Черни и все же не MOГ понять, почему ученик «комкал» этот «Этюд» и систематически его «загонял». Причина оказалась проста. Педагог в начале занятий "для поощрения" сыграл произведение в таком быстром темпе, какой для ученика на данном этапе его развития был абсолютно недостижим. Ослепленный этим исполнением, ученик дома все время пробовал достигнуть того же эффекта и постоянно играл этюд быстро. Последствия таких занятий оказались, разумеется, самыми плачевными. Случаи, подобные описанному выше, встречаются в педагогической практике, впрочем, ОТНОСИТЕЛЬНО редко. Гораздо чаще исполнение педагога находятся на недостаточно высоком уровне. Некоторые учителя позволяют себе не готовиться к занятиям, по-видимому, полагая, что их авторитет дает им право показывать в «общих чертах», с большим количеством погрешностей. Или ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником, «показывать» ему те или иные фразы, не обращая внимания на качество звучания. Какую, спрашивается, пользу может принести такого рода «исполнение?».
В некоторых случаях педагоги сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с тем, что бы сделать их более реальными. Такой метод работы может принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Надо помнить, что мы учим в первую очередь на положительных образцах, а не отрицательных. На каком этапе изучения произведения следует его сыграть ученику? Ответить на ЭТОТ вопрос отвлеченно, вне учета конкретных условий работы, трудно. В-общем, можно сказать, что исполнять сочинение целиком полезно либо в начальной стадии его изучения с тем, чтобы заинтересовать ученика, либо в конце, когда мы можем помочь "собрать" пьесу, лучше почувствовать форму, глубже проникнуть в образ.
Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно в ДМШ как прием в младших классах. Это часто приносит большую пользу, т.к. ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях, а изучение их без предварительного ознакомления протекает медленно и вяло. Все даже в младших классах не следует пользоваться исключительно только этим методом работы. С первых же шагов обучения надо давать ученику систематически задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу. Постепенно количество таких заданий должно увеличиваться, а предварительное исполнение педагогом стать исключением. В старших классах и, тем более, в училище оно уже почти не должно иметь места. Наряду с исполнением произведения целиком, педагоги часто играют его в обрывках. Это особенно полезно в процессе работы с учеником на серединном этапе изучения произведения.

СЛОВЕСНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧЕНИКАМИ
Второй путь раскрытия содержания произведения - словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее, что помогает выявить связи музыки с реальным миром, который нашел в ней свое отражение, делает её более доступной и близкой ученику.
Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику. Важно поэтому, делая их, учитывать возраст учащихся, их знания, интересы. Особенно пробуждают инициативу ребенка образы. И сравнения, найденные им самим в совместной работе с педагогом.
Когда чувствуешь, что ребенок не понимает исполняемой музыки, когда пьеса звучит бледно, невыразительно, полезно натолкнуть его на какую-либо подходящую программу, а затем вместе с ним попытаться её конкретизировать, вызвав к жизни его художественную фантазию.
При умелом воздействии в этих случаях нередко удается быстро пробудить, к произведению интерес и добиться нужной выразительности исполнения.
При работе с подвинутыми учениками обычно целесообразнее использовать отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных, деталей или концепции целого. К такого рода пояснениям и прибегает большинство преподавателей.
Указывая на значения образных характеристик, мы вместе с тем напоминаем, что применять их следует с большим тактом. Иначе такого рода метод работы может вылиться в пустую и вульгарную болтовню о музыке, которая будет отвлекать от самой сути художественной задачи, а в некоторых случаях может даже вызвать у музыкального чуткого ученика неприятную реакцию.
При работе с учениками важно касаться вопросов стиля композиторов. Продвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение и т.д. Очень полезны параллели между исполняемыми сочинениями и др. произведениями композитора. Исполняя Чайковского, мы не можем правильно понять ее стиль, не подкрепляя наше представление впечатлениями от вокального, оперного, оркестрового стиля композитора.
Проблема стиля имеет потому такое значение, что она даст ученику ключ для решения многих вопросов интерпретации. Раскрывая во время работы над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи и в других произведениях того же автора. Важно, однако, чтобы систематические критерии не превращались в догмы, штампы. Нет ничего хуже, когда исполнитель подходит с одной меркой ко всем сочинениям композитора. Надо помнить, чем значительнее творения, тем они индивидуальнее.

Наряду с исполнением и всякого рода словесными пояснениями, некоторые педагоги прибегают и к другим способам раскрытия содержания произведения, например, к эмоциональному воздействию на ученика при помощи «дирижирования».
Название это условное. Речь идет, разумеется, не о дирижировании в настоящем смысле слова, а о жестикуляции, имеющей целью раскрыть характер произведения. У некоторых педагогов она сопровождается подпеванием.
Значение этого метода работе в том, что он дает возможность педагогу непосредственно влиять на ученика во время исполнения. При наличии опыта и контакта с учеником педагог становится как бы дирижером, а ученик - чутким, способным улавливать тончайшее его намерения, оркестром. Надо помнить, однако, что злоупотреблять «дирижированием» опасно, так как это может привести к снижению активности ученика, подавлению его инициативы.
Использование этих методов и органическое их взаимопроникновение в процессе работы создает предпосылки для наиболее успешного решения поставленной задачи.
ЗАДАНИЯ И ОТМЕТКИ
Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только объем материала, который подлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными печатными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть заданное: это приучает с первых шагов к большой самостоятельности и способствует повышению качества домашней работ.
Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.
ТВОРЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Не следует думать, что педагогическое творчество - удел немногих избранных натур. В той или иной степени оно доступно и рядовому педагогу.
Творческое состояние во время педагогическое работы характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на нем внимания. В то время у педагога наблюдается повышенно острое ощущение достоинств и недостатков исполнения ученика и ясное осознание путей для достижения цели.
Иногда приходится слышать мнение, что творческое состояние есть нечто совершенно стихийное, не подчиняющееся воспитанию, ни в какой степени не зависящее от волн человека. Эта точка зрения не может считаться правильной. Конечно, никто не берется утверждать, что всегда в любую МИНУТУ возможно вызвать в себе желаемое творческое состояние. Но, во всяком случае, в известной мере это состояние все же подвластно человеку. Вспомним высказывания ряда композиторов, писателей и других деятелей искусства. Чайковский говорил, что в отношении работы он обладает «железной волей...». В одном из писем он написал, что вдохновенье гостья, которая не любит посещать ленивых, и что она является к тем, кто призывает ее.
Педагог должен и может вызывать в себе интерес к занятиям. При желании в каждом, на первый взгляд неинтересном, случае в педагогической практике можно найти что-либо интересное.
Допустим, ученик не в состоянии преодолеть какое-нибудь трудное место или ленится и не выполняет задания, или не проявляет достаточной музыкальной чуткости. Педагог раздражается, повторяет без конца одни и те же замечания, в результате чего у него складывается постепенное отношение к педагогике, как чрезвычайно скучной профессии. Между тем, если бы педагог иначе подошел к разрешению стоящих перед ним задач, такого положения могло бы и не быть.
Вместо того чтобы заниматься с учениками «долбежкой», надо было направить свое внимание на выяснение причин замеченных недостатков, отнестись к стоящим трудностям, и тогда многое, казавшееся ранее неинтересным, стало бы увлекательным. Даже при изучении какого-либо произведения, которое могло бы уже надоесть педагогу, так как он проходил его не один десяток раз, надо уметь заинтересоваться им, открывая в нем новые возможности его трактовки учениками самой различной индивидуальности.

Категория: Опыт | Добавил: фдаш (2010-12-13) | Автор: Плиско Павел Михайлович
Просмотров: 1121 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 2:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru