Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Воспитательный аспект урока Беркова О. Н., учитель русского языка и литературы ГУ «СОШ № 2» г. Семей О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о создании в школе психологического комфорта , о роли и значении воспитания в общеобразовательном процессе в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики, психологии. Это декларируется в основных документах, касающихся образования. Так, в «Законе об образовании» ст. 11 гласит: Задачами системы образования являются: 1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности; 2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности; 3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан; 4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции учащихся – какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Возникает вопрос, что каждый из нас, как учитель, должен сделать, где и когда, чтобы решить поставленные задачи. Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . Другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке) По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Нельзя согласиться с мнением тех теоретиков и практиков, которые считают, что воспитательная работа на уроке не нуждается в специальном планировании, так как проводится неосознанно. Воспитательная работа должна планироваться заранее самым тщательным образом. Поэтому сегодня я буду говорить о воспитательном аспекте урока, о том, как правильно учителю при подготовке к уроку поставить .воспитательную цель. Без участия в воспитании все знания педагога остаются мертвым багажом. Я пролистала методические пособия по разработке уроков, проанализировала свой собственный опыт и убедилась, что если образовательные и развивающие цели продумываются, чему обучить и что развить, то воспитательные задачи урока либо прописаны в обобщенном виде, либо поставлены формально. Я возьму на себя смелость сказать, что многие из здесь присутствующих не задумываются над постановкой воспитательных целей. Что мы пишем чаще всего: воспитать чувство патриотизма, прививать интерес к изучению литературы, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, развивать логическое мышление. Как можно за один урок воспитать патриота, привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление и т.д. Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний. Они неразрывно связаны как две стороны единого целого. Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. « Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение .И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Переступив порог класса, учитель организует не только учебную деятельность учеников, но и их отношения на уроке. Если учитель сузил границы своего внимания дидактическими рамками, то урок лишается воспитательного влияния. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника, формированию единого образовательного пространства. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся? Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный , т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, урок, лишенный такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность. Нередко учитель стремится формировать новые воспитательные аспекты триединой дидактической цели к каждому уроку, забывая, что воспитание происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и что воспитание осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения. Отсюда следует, что один и тот же воспитательный аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач. Если это обобщающий урок, то учитель должен выйти на конкретный результат. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно (даже некорректно) объявлять ученикам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из урока в урок реализовывать в повседневной практике учитель. | |
Просмотров: 9745 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|