Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Вводный урок по теме: "Язык программирования Турбо Паскаль".
Вводный урок по теме: "Язык программирования Турбо Паскаль".
Цели урока:
•усвоить понятие программы, структуры программы на языке Turbo Pascal, алфавит языка Turbo Pascal, научить создавать простые программы на языке программирования Turbo Pascal.
•развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.
•воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.
Оборудование:
•экран
•компьютер
•проектор
•компьютерная презентация
•раздаточный материал
План урока:

•Организационный момент
•Актуализация и проверка знаний
•Изучение нового материала:
Теоретическая часть
Практическая часть
•Итоги урока
•Домашнее задание
Ход урока:

Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы и целей урока.
Актуализация и проверка знаний.
На прошлых уроках мы познакомились с понятием алгоритма и основами алгоритмизации. Давайте вспомним, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается, базовые алгоритмические структуры, что такое программа?
Теоретическая часть.
На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.
В конце 50-х годов для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (следование, ветвление, цикл).
Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Basic, созданный в 1964 году. Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.
Далее изложение нового материала ведётся с помощью презентации.
Слайд 1. Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.
Слайд 2. Но думать, что Паскаль - язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.): “Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач”.
Слайд 3. С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.
В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.
Слайд 4. Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру (это похоже на принцип ручных счетов). Машина Паскаля умела только складывать и вычитать.
Слайд 5. Язык - система знаков. Язык ЭВМ (машинный язык) - двоичная знаковая система. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.
Слайд 6.
Существует два различных подхода к трансляции – интерпретация и компиляция.
•Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой.
•Компилятор переводит программу целиком, а затем выполняет её.
Слад 7. Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.

Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
Слайд 8. В состав интегрированной среды входят:
•Текстовый редактор
•Компилятор
•Отладчик
•Справочная система
•Среда выполнения программы
Слад 9. Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов. Алфавит языка - набор таких символов.
Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает:
•все латинские прописные и строчные буквы
•арабские цифры (0 – 9)
•символы + - * / = < > , . ; : ’ _ ( ) { } и др.
•служебные (зарезервированные) слова
Слайд 10. Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).
Служебные слова делятся на три группы:
•операторы (READ, WRITELN и др.)
•имена функций (SIN, COS и др.)
•ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)
Слайд 11. Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:
1.Заголовок программы
2.Раздел описаний
3.Тело программы
Слайд 12.
PROGRAM имя;
Const; - раздел констант;
Var; - раздел переменных;
BEGIN
оператор 1;
оператор 2;
…..
оператор n-1;
оператор n;
Readln
END.
Комментарий:
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;.

В имени программы не должно быть пробелов, оно не должно начинаться с цифры, состоять только из латинских букв, цифр и символа “_” (подчеркивания).
Далее идёт раздел описаний. Например - раздел описаний констант начинается со служебного (ключевого) слова Const; переменных - со служебного (ключевого) слова Var.
После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова Begin, после которого записываются операторы языка. За ними оператор Readln будет ожидать нажатия клавиши Enter в окне выполнения программы. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом End, после которого ставится точка.
Слайд 13.
Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода-вывода.
Слайд 14.
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ.
Когда в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные.
Имеет вид:
•READ(а,b,...)
•READLN(а,b,..,), где а,b,... - имена вводимых переменных
•READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.
Слайд 15. Для вывода информации на экран используется оператор WRITE.
Имеет вид:
•WRITE(а,b,...)
•WRITELN(а,b,..), где а,b,... - список выводимых констант, переменных, выражений.
Слайд 16. Примеры:
1.WRITE(2*2) - выводит на экран: 4
2.WRITE(‘2*2=’) - выводит на экран: 2*2=
3.WRITE(‘2*2=’, 2*2) - выводит на экран: 2*2=4
Слайд 17. Знакомство с средой программирования Turbo Pascal 7.0 <Рисунок1>.
Слайд 18. Наберем текст первой программы, вычисляющей произведение двух целых чисел:
Program p1;
Var a,b,с: integer; {Числа в языке Pascal различаются как целые и вещественные}
Begin
WriteLn('Введите два целых числа через пробел');
ReadLn(a,b);
с:=a*b;
WriteLn('Их произведение равно ', с);
ReadLn
End.
Комментарий:
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;. Имя нашей программы p1.
Из разделов описаний в нашей программе имеется лишь один - раздел описаний переменных. Он начинается со служебного (ключевого) слова Var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой. В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных (идентификаторы) одного типа, после каждого списка ставится двоеточие и указывается тип переменных списка. В нашем примере описаны три переменные а, b, c, которые имеют целый тип (Integer), то есть значениями переменных этого типа являются целые числа. Понятие переменной - центральное в любом языке программирования. Переменная (величина, которая может изменяться в процессе работы программы) характеризуется именем, типом и значением. Подробнее об этом мы поговорим на следующих уроках.
После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова Begin, после которого записываются операторы языка. Первый оператор нашей программы это WriteLn(‘Введите два целых числа через пробел’); - вывести на экран текст, заключенный между апострофами. Символы “Ln” после Write означает, что курсор автоматически переходит на следующую строку после вывода. Следующий оператор ReadLn(a,b) - читать данные с клавиатуры. В данном случае необходимо ввести два целых числа через пробел. Переменной а присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу. В операторе ReadLn символы “Ln” имеют тот же смысл, что и в операторе Writeln. После этих двух операторов стоит оператор присваивания: с:=а*b. Значение выражения из правой части оператора присваивания заменяет текущее значение переменной из левой части. Тип значения выражения обычно должен совпадать с типом переменной. При выполнении оператора переменная с получит значение, равное произведению числа а на число b. Так как в результате умножения двух целых чисел получается целое число, то переменную с мы описали как тип Integer (значениями которого могут быть лишь целые числа).
Следующий оператор - это снова оператор WriteLn ('Их произведение равно', с) - он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за текстом - значение переменной с. Затем следующий оператор ReadLn будет ожидать нажатия клавиши Enter в окне выполнения. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом End, после которого ставится точка.
Слайд 19. После того как текст программы набран, его следует перевести в машинный код. Для этого программу отправляют на компиляцию, выбрав из главного меню - меню Compile и в вертикальном меню пункт Compile (или Alt+F9).

Сначала компилятор проверяет, не содержит ли программа синтаксических ошибок.
Обнаружив ошибку, останавливает свою работу, устанавливает курсор в то место программы, где найдена ошибка и выводит сообщение жёлтым цветом на красном фоне.
Успешная компиляция приводит к появлению сообщения о количестве строк программы и объёме доступной оперативной памяти.
Слайд 20. Для того чтобы запустить программу, из главного меню выбираем меню Run и в вертикальном меню выбираем пункт Run (или Ctrl+F9). После этого появляется окно, в котором осуществляется диалог с программой. На экране появляется сообщение:
Введите два целых числа через пробел
Курсор находится в следующей строке. Вводим два целых числа через пробел и нажимаем <Enter>, после этого появляется сообщение:
Их произведение равно...
Вместо точек будет выведено значение переменной с, т.е. число, равное произведению первого введенного числа на второе. Это сообщение останется на экране до тех пор, пока не будет нажата клавиша <Enter>.
Слайд 21. Для того чтобы сохранить программу, необходимо:
- в главном меню и выбрать меню File;
- в вертикальном меню выбрать пункт Save или Save as...(для первого сохранения не имеет значения);
- в появившемся окне набрать имя файла и нажать клавишу <Enter>.
Например, D:\pr_1.pas. Файл с именем pr_1. pas сохраняется в корневом каталоге диска D; pas - расширение, сообщающее о том, что файл содержит программу, написанную на языке Паскаль. Поскольку мы работаем в режиме MS-DOS, имя файла не может содержать более 8 символов.
Слайд 22. Для того чтобы создать исполняемый файл, необходимо:
- в главном меню выбрать меню Compile;
- в вертикальном меню выбрать пункт Destination Disk;
Будет создан файл с тем же именем (что и .pas), но с расширением .exe.
Слайд 23. Для того чтобы закончить работу, необходимо:
- в главном меню выбрать меню File;
- в вертикальном меню выбрать пункт Exit.
Либо просто нажать комбинацию клавиш Alt+Х.
Практическая часть.
Запустите среду программирования Turbo Pascal 7.0 и изучите ее работу.
Откройте файл P1.pas <Приложение2>.
- в главном меню выбрать меню File;
- в вертикальном меню выбрать пункт Open;
- выберете соответствующий файл;
- нажмите <Enter>.
Раздать задание по работе с файлом P1.pas. <Приложение3>.

В языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы. Выполняя задание, вы познакомитесь с различными видами ошибок, которые можете в дальнейшем допустить при самостоятельном написании программ. Вы должны знать, что означает та или иная ошибка, чтобы её исправить. Номера ошибок и комментарий о причине возникновения ошибки запишите в тетрадь.
Учащиеся выполняют задание.
Итог урока.
Ответы на вопросы учащихся.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы познакомились с тем, что такое программа, зачем нужен транслятор, что такое оператор. Познакомились со структурой программы. Написали свою первую небольшую программу.
Домашнее задание.
Знать, что такое программа, транслятор, структура программы, правила работы в среде Turbo Pascal. Составить программу для вычисления периметра и площади прямоугольника, значения длины и ширины прямоугольника вводятся с клавиатуры

Категория: Опыт | Добавил: Васька (2011-03-01)
Просмотров: 2800 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 9:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru