Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Необычайные приключения Скрипки и её друзей»
Творческий отчёт преподавателя по классу скрипки Ильиной Татьяны Геннадьевны
«Необычайные приключения Скрипки и её друзей».

Ильина Татьяна Геннадьевна – преподаватель музыкального отделения /ДМШ/ ГУ «Шульбинская общеобразовательная школа – комплекс эстетического образования и воспитания». Окончила Усть – Каменогорский музыкальный колледж по классу скрипки, ВКГУ по специальности «Музыка».

Вступительное слово

Как помочь начинающему артисту не бояться сцены? Ведь для некоторых детей это их первое публичное выступление? Как сделать так, чтобы они почувствовали себя артистами? Как справиться с волнением и не заскучать, ожидая своего выхода? Предлагаю сценарий концерта «Необычайные приключения Скрипки и ее друзей», который представляет собой подборку из нескольких сказок о скрипке, объединенные общей целью.
Дети – исполнители попробуют себя в роли театральных артистов и музыкантов, ознакомятся с интересными историями о таком прекрасном инструменте, как скрипка. Ведь сказка, сыгранная самим ребенком, обязательно оставит след в душе маленького артиста.
Дети учатся ответственности, работа в «команде» сплачивает детей. При этом самые нерешительные дети постепенно начинают раскрываться на сцене. Музыкальные произведения можно заменить любыми другими.

Цель: В праздничной непринужденной обстановке подготовить отчетное выступление детей.
Задачи: * Развитие артистизма
*Воспитание чувства ответственности
*Выступление на публике
*Знакомство с сказками о скрипке
Наглядные пособия и оборудование: Плакат с изображением русского Гудка, плакат с изображением китайской скрипки Эхру, плакат с изображением болгарской скрипки Гудулки, плакат с изображением скрипача 18 века, нотный материал, скрипки, костюмы музыкальных инструментов: гармонь, домбра, гитара, ободки на голову с изображением скрипки. Оформление зала: Зимний лес. Зеркала зала расписаны зимними елочками и деревьями. С середины сказки шторы закрываются и на сцену выносятся макеты летних деревьев и елок, на середине сцены стоит пенек.

Сценарий

Ведущая: - Здравствуйте дети, их родители, и гости нашего праздника. Сегодня мы вам расскажем необыкновенные сказки. Необыкновенные потому, что главным действующим лицом в них является не Иванушка – дурачок, не Баба Яга и не Кощей Бессмертный, а самый прекрасный на свете музыкальный инструмент – скрипка. Для тех, кто умеет или ещё учится играть на ней, она – живая. Скрипка умеет печалиться и радоваться, петь и веселиться, с ней даже иногда случаются невероятные истории…
Вот что случилось с нашей Скрипкой под Новый год:
…Однажды Скрипка проснулась рано. Она привела себя в порядок и поспешила к окну. Что же она увидела? Все дома, крыши, деревья, земля были покрыты снежным одеялом. Скрипка обрадовалась и захлопала в ладоши. Позавтракав, она отправилась на прогулку в лес, который встретил ее своей лесной музыкой.
А.Филиппенко «Цыплятки» исполняет Ильин Эдуард (1 кл.)
Приближался Новый год, и Скрипке хотелось подыскать себе небольшую ёлку. Она долго ходила и любовалась белоснежными новогодними платьицами берёзок и сосёнок, но почему – то ёлки ей не попадались.
Лес всё дальше и дальше заманивал Скрипку. Она уже испугалась что заблудилась, как вдруг неожиданно деревья поредели. Скрипка вышла на опушку и услышала музыку.
р.н.п. «Во саду ли в огороде» исполняет Айтей Аружан (1 кл.)
Неподалёку Скрипка увидела огромный замок, возле которого толпилось множество музыкальных инструментов. Они громко спорили, кричали, и поэтому там стоял ужасный шум.
Скрипка: - Что случилось?
Гармонь: - Нам угрожает войной злой колдун Шумус - Гамус - Трам – Тарарамус! Он очень недоволен тем, что на свете существует Музыка.
Домбра: - Любой, даже самый короткий мотив ему не по нраву!
Гитара: - Своим грохотом, лязгом и скрежетом он хочет заглушить наши прекрасные звуки!
Ведущая: - Но тут раздались звонкие фанфары придворных труб, и в дверях замка появился Король Барабан.
Король Барабан: - Кто хочет идти со мной против Шумуса – Гамуса – Трам – Тарарамуса?
Ведущая: -И тут среди наступившей вдруг тишины раздался тоненький голосок Скрипки, которая пыталась всех успокоить.
Сароян «Кукла спит» исполняет Даулбекова Айжан (1 кл.)
Король Барабан: - Кто это?
Скрипка: - Это же я, Скрипка! Я пойду с вами!
Король Барабан: - Да ты что, смеёшься? Ты слишком мала!
Скрипка: - Но я хочу вам помочь!
Ведущая: -И тогда Король Барабан провозгласил: - Назначаю командиром отважную Скрипку! Всем инструментам построиться в ряды!
Показался вражеский отряд Шумуса – Гамуса – Трам – Тарарамуса. На голове его была ржавая кастрюля, в руке – оловянный половник со сломанной ручкой. За ним катились алюминиевые погнутые тарелки, бежали какие – то разбитые горшки, торопились и еле поспевали за всеми ржавые ножи, ложки и вилки.
В голове у Скрипки созрел план:
Скрипка: - А что, если вражье войско закидать снегом?
Ведущая: -И она тут же приказала всем инструментам лепить снежки и целиться получше. Бой продолжался два дня и две ночи. Особенно отличилась Гармонь. Она так раззадорилась, что надела на руки боксёрские перчатки. В них, конечно, неудобно было лепить снежки, зато она угрожающе размахивала своими огромными кулаками и громко подбадривала всех.
Злой колдун Шумус – Гамус – Трам – Тарарамус со всем его войском был взят в плен. А в целях перевоспитания ему сыграли спокойную и мелодичную музыку, под которую он сразу – же уснул.
Н.Бакланова «Колыбельная» исполняет Мурат Айзада (1 кл.)
Скрипка: - Ура, мы победили!
Король Барабан: - Спасибо тебе. Я устраиваю бал по случаю Победы, где мы устроим грандиозный концерт. А в первом ряду я прикажу посадить Шумуса – Гамуса , как там его? Пусть переучивается на придворного композитора! Я даже ему имя и отчество придумал. Его будут звать Маэстро Тон Полутонович! Звучит?
Белорус. нар. песня «Перепёлочка» исполняет Ансамбль скрипачей
Ведущая: - Перевоспитание началось немедленно. Вся ржавая свита Шамуса – Гамуса – Трам – Тарарамуса уже отправлена на переплавку. Из них сделали много новых блестящих ёлочных игрушек. А Шумус – Гамус – Трам – Тарарамус сидел в первом ряду и наслаждался звуками чудесной музыки.
Л.В.Бетховен «Сурок» исполняет Омыржанкызы Айим (1 кл.)
Скрипка: - Ой, ведь завтра Новый Год, а у меня нет ёлки!
Король Барабан: - Не расстраивайся, я подарю тебе самую лучшую из королевского сада!
Скрипка: - И мне останется только нарядить её?
Ведущая: -И только – только она успела произнести эти слова, как голова у неё закружилась, и она вдруг почувствовала, что куда – то летит. Очнулась Скрипка у себя дома. В углу комнаты стояла ёлочка. Скрипка обрадовалась и стала её наряжать. А на следующий день она встречала Новый год и напевала новогоднюю песенку.
Бекман «Маленькой ёлочке» исполняет Ансамбль скрипачей
Ёлочка подмигивала ей всеми своими огоньками. Её зелёные веточки с колючими иголками казались мягкими и пушистыми. За окном уже начинало светать. Синичка стучала ей в окно. Уставший смычок прилёг отдохнуть. Наступало утро первого дня совсем ещё Нового года, и у этого утра была своя чудесная мелодия.
В.Лебедев «Земля, где так много разлук» исполняет Боровикова Катрин (2кл.)
Ведущая: - Поскольку у нас в гостях сегодня сама скрипка, давайте возьмем у неё интервью.
(обращается к Скрипке): - Разрешите задать вам несколько вопросов о вашей жизни?
Скрипка: - Что ж, мне нечего скрывать от преданных друзей музыки.
Ведущая: - С таким чудесным голосом, и такое скрипучее имя?!
Скрипка: - Как только меня с детства не называли! Каждый народ меня по – своему звал. Скрипка – моё русское имя. Может, вам больше нравится Гудок? Меня ведь по – русски в народе ещё и так называют.
Ученица: -При игре Гудок держали вертикально, чаще всего опирая его о колено. Струн было три, смычком водили по всем трём струнам сразу, но мелодию извлекали на третьей струне, а две нижние служили непрерывно тянущимся аккомпанементом, фоном, как у волынки. Такое многоголосие было необходимо бродячему музыканту для собственного сопровождения исполняемой мелодии.

Ведущая: - Правильно, не носить же с собой везде пианино.
Айзада: - В ансамблях из нескольких гудков разной величины, звуки образовывали интересные сочетания, создавая впечатление звучащего оркестра. Недаром сохранились разные названия, в зависимости от размера инструмента и звука, который они издавали: Гудок, гудочек и гудище. Есть болгарская скрипка Гудулка, и китайская скрипка Эхру:


Скрипка: - Представляете, когда – то в далёком детстве, меня ещё по – английски Жигой, то есть «окороком» дразнили!
Ведущая: - Неужели прямо в лицо копчёным куском свинины звали? И вы не обижались?
Скрипка: - Ничуть. Нам, инструментам, по заслугам имена даются. Если назвали Жигой, значит, заслужила. Я ведь и вправду тогда видом на окорок походила.
Ведущая: - Вот уж сразу видно, повсюду вас любили.

Скрипка: - Я в детстве была ужасно легкомысленная. Поверите ли, раньше серьёзные музыканты с презрением на меня смотрели, и говорили: «Ей бы только по танцам ходить!». А я ведь танцы всю жизнь обожаю и ничуть этого не стыжусь. Где я только не бывала! И в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке, и в модном ресторане – где танцы, там и я!
Ведь до чего я раньше додумалась: повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев. Правда, пришлось фигуру подогнать под карманный размер.
Ведущая: - Очень интересные истории рассказала нам скрипка про свою жизнь. А теперь мы попросим скрипку сыграть нам что – нибудь.
Перголези «Сицилиана» исполняет Логинова Полина (3кл.)
Ведущая: -Тем временем зима прошла, и весна сменилась летом. В сказочном лесу часто звучала музыка, которая нравилась всем его обитателям. А один лесной ёжик даже хотел научиться играть на скрипке.
Ёжик (вздыхая): - Что ж, птицы поют, стрекозы звенят, а я только шипеть умею?
Ведущая: - И он настрогал сосновых дощечек, высушил их и стал мастерить скрипку. Скрипка вышла лёгонькая, певучая, с весёлым смычком.
Закончив работу, ёжик сел на пенёк, прижал к мордочке скрипку и потянул сверху вниз смычком.
«Ни – и – и…» - запищала скрипка. И ёжик улыбнулся. «Пи – пи – пи…» - вылетело из – под смычка. И ёжик стал придумывать мелодию.
Ёжик: - Надо придумать такую, чтобы шумела сосна, падали шишки и дул ветер. Потом, чтобы ветер стих, а одна шишка долго – долго качалась, а потом, наконец, шлёпнулась – хлоп! И тут должны запищать комары, и наступит вечер.
Ведущая: - Он поудобнее уселся на пеньке, покрепче прижал скрипку и взмахнул смычком. «У – у - у» - загудела скрипка.
Ёжик: - Нет. Так, пожалуй, гудит пчела… Тогда пускай это будет полдень. Пускай гудят пчёлы, ярко светит солнышко и по дорожкам бегают муравьи. И он, улыбаясь, заиграл: «У – у – у…»
Ёжик (обрадовался): - Получается!
Ведущая: - И ёжик целый день до вечера играл «Полдень». «У – у – у…» - неслось по лесу. И посмотреть на ёжика собрались тридцать муравьёв, два кузнечика и один комар.
Комар (вежливо): - Вы немножко фальшивите. Четвёртое «У – у –у…» надо взять чуть – чуть потоньше. Вот так: «Пи – и - и…»
Ёжик : - Нет, вы поёте «Вечер», а у меня «Полдень». Разве вы не слышите?
Ведущая: - Комар отступил на шаг своей тоненькой ножкой, склонил голову набок и приподнял плечи.
Комар (прислушиваясь): - Да – да, полдень! В это время я очень люблю спать в траве.
Кузнечик: - А мы, кузнечики, в полдень работаем в кухне. К нам как раз через полчаса залетит стрекоза и попросит выковать новое крылышко!
Муравей: - А у нас в полдень обед! Поиграйте, пожалуйста, ещё немножко, я очень люблю обедать!
Ёжик прижал скрипку и заводил смычком.
Муравей: - Очень вкусно! Я каждый вечер буду приходить слушать ваш «Полдень».
Ведущая: - Выпала роса. Ёжик, как настоящий музыкант, поклонился с пенька муравьям, кузнечикам и комару и унёс скрипку в дом, чтобы она не отсырела.
Вместо струн на скрипке были натянуты травинки, и, засыпая под музыку леса, ёжик думал, как завтра он натянет свежие струны и добьётся всё – таки, чтобы скрипка шумела сосной, дышала ветром и топотала падающими шишками…
А.Островский «Спят усталые игрушки» исп. Кирилина Александра (1кл.)
Ведущая: - А еще в сказочном лесу жил друг ежика – кузнечик Кузя. Он был необыкновенным кузнечиком. Все кузнечики жевали какую – то зелень и поправлялись, а Кузя этот кушал очень нерегулярно, а все потому, что руки у него все время были заняты. А были Кузины руки заняты игрою на скрипке, потому что Кузя был кузнечик музыкальный, и в маленькоё его головке всегда играла музыка, которую он и повторял на скрипке, чтобы не только он, но и все остальные музыкой этой могли наслаждаться.
Д.Леннон «Вчера» исполняет Ансамбль скрипачей
Ведущая: - Но однажды, когда в голове кузнечика Кузи музыка вдруг заиграла очень громко, он рванул, что есть силы, смычок и скрипка издала громкий пронзительный звук и затихла. А затихла она потому, что струны у скрипки были тонкие, нежные – и они не выдержали такого резкого обращения и порвались все четыре разом.
Долго плакал над своей скрипкой кузнечик Кузя. А мимо пролетала Вредная Муха.
«Доигрался, Кузя, кончилась твоя музыка!» - прожужжала она. А рядом топал мимо, переваливаясь с лапы на лапу по пыльной дороге Жук – Носорог:
«Ага, Кузя, допрыгался! Где теперь струны найдёшь?» - посмеялся над кузнечиком жук.
Присел кузнечик Кузя на травку и стал горевать о своей скрипке. Музыка в его маленькой головке звучала грустная и красивая, но никто кроме него не мог ее слышать, потому что он никому не мог теперь ее наиграть. И только мы с вами услышим сейчас эту музыку.
Багиров «Романс» исп. Толеугабылова Балнур (1 кл.)
Ведущая: - Горевал он так, горевал, а мимо пролетала большая Желтая Бабочка. Она спросила: «А ты чего, Кузя, не играешь? Мне сегодня так хочется танцевать, потому – что это мой первый и последний день в жизни, а музыки нет…».
«Да вот струны у скрипки порвались» - вздохнул Кузя.
«А ты иди к моей тетушки Гусеницы Шелкопрядке и попроси шёлковой нити для своей скрипки».
Пошел Кузя к Гусенице Шелкопрядке и попросил ее дать ему немного шелковой нити. Она его не сразу услышала, потому - что была занята – жевала не переставая зеленые листья.
«Хорошо, я тебе помогу, - сказала Гусеница, - но только ты тоже должен мне помочь. Видишь там на самой макушке дерева, куда мне никогда не доползти, растут самые вкусные листочки. Сорви и принеси мне самых вкусных листочков. Чем больше ты мне их принесешь, тем звонче будут звучать твои шелковые струны».
Много раз прыгал Кузнечик Кузя с ветки на ветку в тот день, пока не натаскал он Гусенице Шелкопрядке целую кучу вкусных зеленых листочков. Да так от этого устал, что уснул. А когда он проснулся, то увидел рядом с собой вместо гусеницы – шелковый кокон. Кокон был как катушка с намотанной шелковой нитью. Нитка была крепкая, звонкая, легкая.
Кузя отмотал осторожно немного шелковой нити, ему нужно – то было совсем чуть – чуть, и натянул новые струны на своей скрипке. Провел он смычком по струнам, и зазвучала скрипка еще лучше, чем прежде.
Он так обрадовался, что в его маленькой головке стало звучать много музыки сразу. Так много, что он растерялся и сначала не мог решить, что играть и потому заиграл сразу все вместе и получилось, как будто это играет не маленький одинокий кузнечик, а целый лесной оркестр.
Комаровский «Вариации» исп. Алимханова Диляра (3 кл.)
Ведущая: - Он играл, не останавливаясь много дней и ночей. А когда остановился, то поглядел вокруг – и увидел рядом с собой пустой кокон, и порхающую над ним красивую бабочку.
«Спасибо тебе за струны» - сказал кузнечик Кузя бабочке, которая раньше была прожорливой гусеницей.
«А тебе спасибо за красивую музыку», - ответила бабочка и упорхнула куда – то. А Кузя играл еще целый день, и весь лес слушал его музыку, и даже Жук – Носорог, и даже Вредная Муха.
А.Жубанов «Карлыгаш» исполняет Алимханова Диляра (3 кл.)
Ведущая: - А потом, когда день совсем кончился, кузнечик Кузя положил свою скрипку в футляр из скорлупок земляного ореха, сел на травинку и стал смотреть, как на небе зажигаются звёзды.
А.Бабаджанян «Ноктюрн» исп.дуэт Алимханова Д., Ильина Т.Г.
Ведущая: - Скрипка лежала на подоконнике и тосковала по Смычку. Ее забыли положить в футляр, мягкий и уютный, и теперь ей казалось, что воробьи за окном смеются над ней: «Вон лежит забытая Скрипка, а Смычок – то где?». Она была очень впечатлительная и капризная особа. И только Смычку удалось Ее покорить. Скрипка тяжело вздохнула и посмотрела на улицу. Там шел дождь. Теплый, летний. Скрипка никогда не понимала людей, когда они радовались дождю. Он казался ей совершенно бессмысленным: «Подумаешь, роняет капли на асфальт, бьет по крышам, шелестит листьями».
От порыва ветра форточка распахнулась, и тут Скрипка впервые услышала дождь. Волшебные звуки наполняли ее струны новой мелодией. Ей безумно захотелось кружить над городом белой птицей и падать с неба большими каплями…
«Где же смычок?» - Скрипку переполняла мелодия дождя.
Комната погрузилась в сумерки. Вошел Учитель, уставший от дневной суеты. Подошел к окну и закрыл форточку. Он боялся, что Скрипка простудится. Взял Ее в руки и почувствовал тихую дрожь.
«Ну вот, уже и руки трясутся», - положил Скрипку в футляр. Руки были спокойными, теперь дрожал футляр.
«Неужели Скрипка простудилась и ее знобит? – Учитель был растерян. – А завтра концерт, пожалуй, самый главный в моей жизни…»
Учитель взял Скрипку в руки и решил, что надо срочно что – то сыграть. Смычок как всегда послушно лежал в руке, а вот со Скрипкой происходили чудеса. Незнакомая мелодия лилась и лилась, заполняя комнату. Потом вырвалась на свободу и понеслась к небу, не обращая внимания на дождь. Учитель играл, не думая ни о чем. Он закрыл глаза и молил Бога только об одном, чтоб эта музыка не кончалась.
Бом «Непрерывное движение» исп. Алимханова Диляра (3 кл.)
Ведущая: -Вдруг все внезапно стихло. Учитель опустил руки и присел на стул возле рояля. «Что это было? И было ли?». Скрипка больше не дрожала, от нее шло тепло. Учитель был Ей очень благодарен за чудо, которое Она сотворила. Мелодия дождя поразила его своей красотой и силой.
Учитель был по- настоящему счастлив, к нему вернулась его музыка, которую он растерял в погоне за мнимым благополучием…
Альбинони «Адажио» исп. Ильина Т.Г.

Использованная литература:

Е.Костина «Сказка про Скрипку, или Мелодия Дождя»
Неизв. автор «Сказка про кузнечика Кузю и его скрипку»
М.Халеева «Новогодние приключения Скрипки»
С.Козлов «Ёжикина скрипка»
Неизв. автор «Скрипка. Рассказ самой скрипки»
Хрестоматия для скрипки 1-2 класс. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов.
«Юный скрипач» вып.1
Хрестоматия для скрипки 4-5 кл. Составитель Ю.Уткин
«Юный скрипач» вып.2

Нотная литература:

А.Филиппенко «Цыплятки».
Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
Сароян «Кукла спит»
Н.Бакланова «Колыбельная»
Белар.н.п. «Перепелочка» обр. С.Полонский
Л.В.Бетховен «Сурок»
Бекман «Маленькой ёлочке»
В.Лебедев «Земля, где так много разлук»
Перголези «Сицилиана»
А.Островский «Спят усталые игрушки»
Д.Леннон «Вчера»
Багиров «Романс»
А.Комаровский «Вариации»
А.Жубанов «Карлыгаш»
А.Бабаджанян «Ноктюрн»
Бом «Непрерывное движение»
Альбинони «Адажио»

Категория: Опыт | Добавил: Альфи (2011-03-14)
Просмотров: 3220 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 11:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru