Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Эксперимент по "Медиаобразованию"
Каждый взрослый помнит те недалекие времена, когда существовала подписка на собрание сочинений, когда солидная часть семейного бюджета шла на подписные издания, а телевизионные передачи ходили смотреть к соседям. Информационный дефицит испытывали на себе и педагоги - не хватало текстов, методик, наглядного материала.
Актуальность темы.
Сегодня информационные потоки захлестнули человека, и поэтому нынешнее образование - это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. "Активную" - потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не "вечного", но хотя бы "разумного, доброго", или, на худой конец, полезного. Иными словами, сделать так, чтобы в результате этого образования человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его СМИ, а не наоборот.
В семидесятые годы впервые появился термин "медиаобразование".
Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМИ как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика, география.
Во всем мире уже оценили значение медиаобразования школьников для активного избирательного чтения газет и журналов, просмотра телепередач, работы с новыми ИКТ - технологиями.
В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде.
Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
…Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимися, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности.
Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
Особое внимание хотелось бы заострить на умении учащихся критически оценивать поток негативной, разрушающей информации. Это комплекс умений – залог того, что выпускники смогут занять достойное место в информационном обществе и сберечь свое психологическое и физическое здоровье.
Таким образом, ставлю перед собой основную цель:
достичь такого уровня информационно-коммуникативной компетентности, которая позволит учащемуся успешно адаптироваться в информационных потоках взрослого мира.
Главная задача:
заложить основы информационной компетентности личности, сформировать информационную культуру, позволяющую овладеть методами сбора и накопления информации, технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Гипотеза: если создать в школе систему медиаобразования, то уровень сформированных информационно-коммуникационных компетентностей учащихся позволит ему успешно адаптироваться во взрослом мире.
Два года назад наш коллектив стоял перед выбором – какое профильное направление станет актуальным как для городского образовательного пространства, так и для учащихся школы-гимназии? В целях обретения своего «образовательного лица» и удовлетворения гуманитарно - одаренных детей и педагогов мы остановили свой выбор на медиаобразовании.
Новизна: экспериментальная площадка «Создание школьной системы медиаобразования как условие развития информационно-коммуникационных компетентностей и повышения качества обучения и воспитания учащихся» (август 2010 г.).
Личность ученика формируется под воздействием многих факторов. Но позитивная личность возможна только при наличии позитивного опыта жизни. Наша школа-гимназия концептуально определила для себя главную задачу - создание условий для успешной социализации личности: как учителя, так и учащихся. Информационно - коммуникационные технологии, прочно вошедшие в нашу жизнь, составляют сегодня значимую часть жизненных навыков успешного человека: работника и гражданина.
Школьное образование наконец-то повернулось лицом к реальной жизни и понимает, что учитель и ученик – не единственный источник информации, что ребенка нужно учить избирательному и критическому отношению к получаемой, доступной ему, информации: интернет, TV, СМИ, радио.
Система работы нашей школы представлена экспериментальной площадкой по внедрению программы «Медиаобразование», которая основывается на определенной концепции (Приложение 1).
Суть концепции – в создании информационной среды, способной обеспечить обучение детей в условиях использования медиаобразовательного пространства. На основании этого постулата строится стратегия работы школы-гимназии №31, как центра развивающей среды для создания положительной мотивации к обучению и выявления одарённости учащихся.
В итоге, образовательная модель школы базируется на приоритетных идеях, позволяющих раскрыть сущность главных направлений развития учащихся. В своей работе я опираюсь на третью идею:
Создание открытой информационно-коммуникативной среды для формирования профессиональных компетенций учащихся в области медиаобразования.

Когда в прошлом году мы познакомились с заданиями Международного тестирования для 15-летних учащихся «Pisa», поняли, что не готовы воспринимать такой тип задач, которые должны уметь решать выпускники, ориентируясь на ситуации, в которые может попасть человек в реальной жизни. Многие из них связаны с умением критически воспринимать информацию, осмысленно прочитывать тексты, анализировать методы решения задачи, и даже применять интуицию.
Эксперимент «медиаобразование» призван внедрить компетнтностный подход в учебно-воспитательном процессе и помочь решить многие педагогические проблемы.
Первое направление – создание методологической базы эксперимента: определить теоретические основы и выявить состояние разработанности проблемы. Выявить критерии и показатели успешности формирования информационно - коммуникационных компетентностей учащихся и исходный уровень их готовности педагогов к решению поставленных задач.
Второе направление – разработка собственной системы научно-методической работы в школе, ввести кафедральную систему (вместо работы методических объединений), направить самообразовательную работу аттестуемых учителей на решение поставленных в эксперименте задач. Наладить связи с социальными партнерами «Астанателеком», газета «Инфоцесс».
Третье направление – внедрение элементов медиаобразования на уроках академических дисциплин, широкий спектр вариативных курсов по выбору учащихся. Рабочий учебный план школы двух последних лет включает такие спецкурсы, как компьютерный дизайн, мультимедиатехнологии, школьная газета «31 век», журналистская студия «Репортер» и выпуск литературно-художественного журнала «Бiз:Мы», студия «Видеодизайн на компьютере»,
Четвертое направление – создание материально-технической базы: медиацентра, оснащенного для всех видов компьютерного дизайна, полиграфической деятельности и дистанционной связи, установка системы приборов для учебного ТВ, школьного радио, управления школьным сайтом.

Создание спецкурса «Мультимедиатехнологии» и методической разработки «Основы журналистики для школьников» по внеклассной студийной, кружковой и клубной работе с учащимися позволяют расширить возможности формирования информационной компетентности не только на уроках информатики, но и в процессе изучения других учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства (Приложение 2).
В этом пространстве информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей, которая имеет свою структуру и выполняет следующие функции:
• познавательную, направленную на систематизацию знаний, познание и самопознание;
• коммуникативную, направленную на передачу информации с использованием различных носителей;
• адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
• нормативную, включающую систему норм, правил и требований в информационном обществе;
• оценочную, заключающуюся в умении ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную информацию;
• развивающую, способствующую формированию активной и творческой позиции личности.
Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс.

Необходимо отметить, что при работе с информацией у учеников возникают сложности даже с традиционными источниками. Существование данного противоречия доказывает актуальность развития информационной компетентности на уроках информатики.
Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:
1. подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные учебные пособия (использование мультимедийных энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов, баз данных – работа с текстовыми и HTML-редакторами).
2. математическое и имитационное моделирование (сбор статистического материала, выявление зависимостей – использование электронных таблиц, использование программ автоматизированного вычисления, работа с программами построения графических зависимостей);
3. разработка мультимедийных презентаций по различным темам (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации – использование ресурсов интернет, работа с редакторами презентаций).
При выполнении заданий любого типа обучающийся попадает в ситуацию необходимости:
1. поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
2. обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности (валидности) полученного материала, преобразование форматов.)
3. представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в интернет, подготовка и демонстрация презентации, составление графических зависимостей);
4. передачи информации (использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).

Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
• Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.),
• Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.).
• Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
• Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
• Владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, интернет-ресурсы, и т.п.)
• Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)
• Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики и во внеклассной работе применяю следующие виды творческих заданий (Приложение 3):
• составление задач учащимися;
• конструирование обратных задач;
• творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
• реферат, информационное сообщение;
• работа с интерактивной доской;
• составление кроссворда по теме;
• разгадывание ребусов по информатике;
• составление тестов для контроля знаний по предмету;
• составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу.

Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
• осваиваивают модели учебной деятельности,
• приобретаются конкретные технические навыки в использовании ИКТ, формируются представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
• приобретаются наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
• развиваются навыки общения.

Таким образом, к окончанию изучения курса информатики и ИКТ учащиеся умеют приводить примеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых, осуществлять передачу, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере) информации, упорядочивать информацию по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию) и т.д.

Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий в общешкольной воспитательной работе (Приложение 4):
• создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам;
• создание мини-фильмов, в качестве отчета о проделанной работе;
• разработка тестовых заданий для проведения анкетирования;
• оформление школьной газеты, школьного сайта;
• конкурсы компьютерного рисунка и т.д.

В результате:
• учитель информатики целенаправленно формирует информационно-коммуникативную компетентность учащихся;
• школьники:
 готовятся к выбранной профессиональной деятельности;
 учатся успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием интернет);
 жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и переносятся на изучение других учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это служит достижению информационной компетентности учащихся. На это указывают реальные результаты полученные в ходе участия школьников школы-гимназии №31 в городских, республиканских творческих конкурсах и научных проектов учащихся (Приложение 5).

В заключении хотелось бы отметить, что известный казахстанский ученый, доктор педагогических наук, профессор Ж.А. Караев экспериментально доказал, что использование в обучении достижений ИКТ-технологий, компьютеров, аудиовизуальных средств, интернет-технологий, в значительной степени способствует интенсификации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитию интеллектуальных способностей, обеспечивает доступ к мировым информационным технологиям. В конечном счете, это ведет к существенному повышению качества образования.

Категория: Опыт | Добавил: мышка (2011-03-15) | Автор: Егорова Анна E
Просмотров: 1893 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 7:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru